Россия глазами чешских военнопленных

Россия глазами чешских военнопленных

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 23.12.2022

Поделиться

В статье через призму восприятия чешских военнопленных, оказавшихся в российском плену в годы Первой мировой войны, рассмотрено положение в разных частях Российской империи. Очевидночто управление страной было утраченочто было чревато неповиновениемнаселения власти и февральскими событиями 1917 г

Однажды ко мне в руки попала книга Ярослава Гашека “О бравом солдате Швейке”. Как оказалось, что есть еще книга Ванек Карела "Похождения бравого солдата Швейка в русском плену”. Это документальная книга, в которой рассказывается о конкретных чешских пленных, которые оказались в России и испытали на себе немало превратностей судьбы. Они являлись подданными многонациональной Австро-Венгерской империи, которая воевала на стороне Германии против Российской империи, но будучи славянами, они не понимали, что забыли на “чужой” войне. Александр Бобров в книге “Брусиловский прорыв” утверждает, что среди чешских военнопленных было много тех, кто был готов воевать на стороне России. Большинство пленных подались в чехословацкий корпус, который по задумке должен был воевать на стороне России.

Воспоминания пленных чехов позволяет нам понять ситуацию в России в годы первой мировой войны. К. Ванек писал, что солдаты русской армии обирали военнопленных оставляя им только самое необходимое. Ванек писал, что и для русской армии и для военнопленных остро стояла проблема питания. Он предполагал, что офицеры, отвечавшие за продовольственное обеспечение солдат, тратили деньги на свои нужды. Ванек описывал, как офицеры ездили на тройках, прекрасных дорогих лошадях, в окружение красавиц с низкой социальной ответственностью. Они жили по принципу; “Кому война, а кому мать родна”. Офицеры понимали, что на войне срок жизни мог быть коротким и некоторые из них пускались во все тяжкие, чтобы насадиться земной жизнью.

Питания в армии не хватало на всех, и отношение к братским народам было совсем не таким, как ожидали этого пленные. Когда пленных привезли в Дарницу то они увидели страшную картину ужасной давки солдат перед котлами с горячей похлебкой. В один из котлов упал венгерский солдат и сварился заживо, но это не остановило остальных, которые пытались зачерпнуть похлебку армейским котелком. Ванек пишет, что офицерский корпус разворовывал имущество российской армии. Сами солдаты, в большинстве своем не отличались высоким патриотизмом и боевым духом и смотрели на войну, как на грязную работу.

Автор пишет, что для русского населения пленные чехи являлись иностранной диковинкой. На них приходили посмотреть на железнодорожных станциях. А кто-то норовил и руками потрогать. В одной из деревень в которую пленных направили в качестве рабочей силы, молодые девушки стали интересоваться чем отличаются иностранцы от русских мужиков.

Когда пленных передали на работы в крестьянскую семью то они получили возможность наблюдать, так называемую “глубинную Россию”. По их мнению, крестьяне были работящими и хитроватыми, имели склонность к выпивке, особенно за чужой счет. Медицина в глубинке страны заключалась преимущественно в молитвах и святой воде.

Русские крестьяне употребляли грибы в пищу, но у каждого народа разные грибы относились к категории съедобных. Так один из крестьян не понял чехов, когда они стали жарить шампиньоны. В русской деревне их называли “навозники”.

У представителей двух культур возникли бытовые конфликты. Чехи не очень понимали зачем крестьяне молились Богу накануне приема пищи. Их быт отличался от чешских традиций. 

Далее пленных направили в Сибирский город Омск, в котором их направили на работу на вещевые склады. Как и везде в Сибири военнопленные были предоставлены сами себе и получали лишь мизерное пищевое довольствие. Поэтому они приспособились похищать белье и обмундирование со складов для продажи населению. Ванек писал, что они шли на работу только в шинелях на голое тело и в обрезках сапог, а с работы шли, натягивая на себя по два, а то и три комплекта белья и формы. Судя по тому, что они не были задержаны за расхищение государственной собственности можно предположить, что учета и порядка на складах не было. 

К сожалению, на омских рынках возник переизбыток армейского обмундирования, и цена нательной рубашки упала до стоимости бутылки пива, а это сказалось на покупательной способности пленных. Однако они использовали в своё благо новые возможности, которые у них появлялись. Так, когда в Омск прибыл эшелон с американскими аэропланами, стойки которых были изготовлены из алюминия, то через несколько дней аэропланы были разобраны. При тогдашнем дефиците алюминия модными были сделанные из него кольца, которые пользовались большим спросом у местных красавиц. 

Для улучшения своего продовольственного снабжения пленные согласились принять православие, так как это давало им привилегии и дополнительные пайки. Власти обращали пленных в православие для усиления влияния на славянский мир, но на практике все обращались в православие лишь для собственной выгоды. Хотя по утверждению Ванека К. были и те, кто истинно верил, что Чехию стоит сделать православной страной. Также чехи занимали первое место среди других пленных по количеству желающих обратиться в православие.

Затем наших героев, накопивших “опыт работы” на вещевых складах в Сибири, перевели на работу на вещевой склад в Витебске. Здесь, как и другие работники склада, они продолжили воровать вещевое довольствие. 

Позже их перевели на строительства гатей через болото и оказалось, что положенное им пайковое довольствие было очень скудным. Источники дополнительных доходов у них уже исчезли, поэтому, как пишет Ванек им пришлось воровать скот у местного населения, не брезгуя даже котами и собаками. 

Автор не пишет каким образом, но пленные после окончания войны смогли вернуться на родину. Все освещенное Ванеком свидетельствует о том, что ситуация в России в годы войны была сложной. Можно предположить, что тяготы войны, отношение к простым людям, как к быдлу, обреченному погибать за интересы власть имущих, подтолкнули Россию к свержению самодержавия, а затем и приходу к власти большевиков. 

Список литературы

  1. Ванек К. “Похождения бравого солдата Швейка в русском плену“ 1923 г.: художественная книга / Ванек К. — 1923 г. —384 с.
  2. Бобров, А. А. Брусиловский прорыв / А.А. Бобров. — М: Вече, 2014. — 384 с.
  3. Сушко А. В. Процесс обращения в православие военнопленных славян в Омске (1915-1917 ГГ.) : научная статья/ А.В. Сушко, Д. И. Петин — Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви—78-98 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary