Ознакомление детей 5-6 лет с родным городом посредством виртуальных экскурсий

Ознакомление детей 5-6 лет с родным городом посредством виртуальных экскурсий

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

379

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (99), Январь ‘23

Дата публикации 15.01.2023

Поделиться

Одной из основных задач, которую можно обозначить в процессе формировании у старших дошкольников патриотического воспитания  выступает любовь к своей малой Родине и дружелюбное отношение ко всем жителям ее населяющим. Один из вариантов применения ИКТ технологий, который используется педагогами  как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии.

В век компьютерных технологий ежеминутно появляется новое изобретение, которое помогает познавать окружающий мир, каждый раз еще более интересное и более простое в использовании.  Педагогам, необходимо идти в ногу со временем, следить за достижениями науки и техники, использовать свое педагогическое мастерство, чтобы сделать учебно-воспитательный процесс познавательным, интересным, разносторонне развивающим и воспитывающим.

Особую ценность представляют собой виртуальные экскурсии по родному городу, хотя в педагогических науках данная тема разработана недостаточно. Виртуальные экскурсии по родному городу помогают сформировать у детей любовь к малой родине, патриотизм, интерес к истории родного города, традициям, воспитывать доброту, человечность, чувство гражданственности. С их помощью можно позволить  очутиться в любом уголке нашего города, что обычно недоступно из-за удаленности и погодных условий.

Использование виртуальных экскурсий особенно актуально в дошкольных образовательных учреждениях, что позволяет реализовать главный принцип современной системы образования дошкольников – принцип развивающего образования, и также получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, а педагогу – существенно повысить уровень информационно‐коммуникационной компетентности. Говоря о значимости патриотического воспитания, следует сказать, что об этом свидетельствуют законодательные документы, которые были приняты в нашей стране на государственном уровне. Так была принята государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [33].

Актуальность темы моего исследования обусловлена тем, что векторное и целеустремленное развитие  общества в первую очередь определяется особым вниманием, как к материальным, так и к духовным ценностям, которые имеют важное  значение. Самым главным из которых выступает патриотизм, который уходит своими корнями в историю, культуру, экономику и политику каждого конкретного народа и государства.

В ФГОС дошкольного образования делается акцент на те принципы, которые приобщают дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; определена этнокультурная ситуация развития детей. Это и свидетельствует о том, что формирование представлений о своей Родине в патриотическом воспитании детей, на современном этапе является актуальным направлением в дошкольной педагогике.

Сама суть формирования представлений о малой Родине в дошкольном образовательном учреждении, представляет собой формирование у старших дошкольников тех чувств, которые будут являться основополагающими в развитии и становлении ребенка как личности, а это любовь и уважение к своим близким, к дому, к природе, культуре и истории своей родины, все то, что создавалось многими поколениями.

Дошкольники,  благодаря возросшим умственным и познавательным способностям, могут проявлять устойчивый интерес к своей Родине, к происходящим в ней событиям; под руководством педагогов у них могут быть сформированы представления о родном городе через виртуальные экскурсии, которые будут благоприятствовать быстрому развитию не только эмоционально-чувственной, но и интеллектуальной сферы.

В методической и психолого-педагогической литературе и ряде  исследований рассматриваемая нами проблема, связанная с формированием представлений о родном крае широко представлена в работах: Ю.Е. Антонова, А.Л. Захарчук, О.Л. Князевой, М.Д. Махнаевой, С.Г. Назарова, Н. Пантелеева, авторы рассматривали данные вопросы в рамках межнационального, гражданского и нравственно-патриотического воспитания .

Говоря о современном состоянии проблемы, следует сказать о появлении новых подходов к проблеме формирования представлений о родном крае, это работы Т. Поштарева в рамках ознакомления дошкольников с социальной действительностью. В своих исследованиях авторы раскрывают отдельные стороны ознакомления дошкольников с малой Родиной, рассматривают методы и приемы работы, которые отображают региональные особенности. Следует отметить тот факт, что на сегодняшний день нет разработанной единой последовательной системы работы с детьми. В каждом городе, в каждом населенном пункте априори существуют свои региональные особенности, касающиеся: исторического развития, специфических черт культуры и традиций, которые формируют в индивиде интерес и привязанность к родному краю .

Виртуальные экскурсии дают возможность дошкольнику  ознакомиться  с окружающим миром,  формируют образ малой Родины.

Исходя из вышесказанного, мной было выявлено противоречие между  необходимость формирования у дошкольников представлений о родном городе  и недостаточным использованием  виртуальных экскурсий  в данном процессе.

Выявленное противоречие позволило мне обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у дошкольников представлений о родном крае и городе с помощью виртуальных экскурсий?

Исходя из актуальности вышеуказанной проблемы, мной была сформулирована тема исследования: «Знакомство детей 5-6 лет с родным городом посредством виртуальных экскурсий».

Задачи исследования.

1. Выявить теоретические аспекты формирования у дошкольников 5-6 лет  представлений о родном городе в процессе виртуальных экскурсий.

2. Определить уровень сформированности у дошкольников 5-6 лет представлений о родном городе.

3.Разработать и апробировать формы организации дошкольников 5-6 лет в рамках использования виртуальных экскурсий при формировании представлений о родном городе.

4. Выявить эффективность проведенной работы.

Согласно мнению Пантелеевой Н.Г. основной задачей работы педагога с детьми 5-6 лет в процессе формирования представлений о родном крае является раскрытие каждому дошкольнику всей сложности и неоднозначности исторического пути родной ему земли.

В процессе работы необходимо выделить все лучшее в историческом прошлом города и применять эти знания при анализе современного состояния» .

Рассматривая проблемы развития представлений о родном крае у дошкольников мной, было отмечено, что в психолого-педагогических исследованиях особое внимание уделяется патриотизму как средству развития представлений о родном крае. На сегодняшний день у дошкольников не хватает знаний о родном крае, городе, стране, они безразлично относятся к близким людям, одногруппникам, у родных нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания.

Один из вариантов применения ИКТ технологий, который используется педагогами  как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте дети должны знать город, в котором они живут, несколько достопримечательностей и особенностей города. В этом возрасте дети тренируются рассказывать о том, где они гуляли на выходных с родителями, какие достопримечательности видели, что им особенно понравилось, удивило. Воспитатель должен ненавязчиво исправлять речевые ошибки, помогать формулировать мысль, подсказывать интересные подробности, обращать внимание на детали в достопримечательностях, в погодных условиях .

Эффективной формой использования информационных технологий в детском саду является виртуальная экскурсия. С помощью виртуальных экскурсий мы можем побывать в любом уголке нашего города, и не один раз, в любое время года. Виртуальная экскурсия позволяет детям наглядно увидеть в любое время то, о чем рассказал воспитатель, посетить любой уголок родного города: музеи, парки, площади, памятники архитектуры.

Провести виртуальную экскурсию можно разными способами: фотопутешествие, видеопутешествие, видеоэкскурсия. С помощью виртуальных экскурсий у детей расширяется словарный запас, развивается познавательный интерес, связная речь, наблюдательность и мышление.

Виртуальные экскурсии вносят в образовательный процесс разнообразие, зрелищность, доступность для усвоения, они являются эффективной и интересной формой преподнесения материала. Использование виртуальных экскурсий основано на педагогических принципах научности и наглядности в обучении. В отличие от обычной экскурсии виртуальная имеет ряд достоинств, например, при составлении виртуальной экскурсии педагог имеет возможность выбрать именно доступный и интересный по возрасту материал для ознакомления, продумать и изменить последовательность знакомства с объектами. Другим достоинством является возможность повторного просмотра. К тому же погодные условия не мешают проведению такой экскурсии.

Вопросы приобщения дошкольников к своей культуре рассматривались Антоном Семеновичем Макаренко, Надеждой Константиновной Крупской и другими. Они ратовали за идеи воспитания дошкольников в новых условиях и призывали воспитателей заниматься внедрением в практику воспитания прогрессивных народных традиций, другими словами, заниматься пропагандой национального искусства, эстетики национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, они считали настоящей ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Слово экскурсия в переводе с латинского означает посещение какого — либо места или объекта с целью его изучения.

Экскурсии имеют ряд дидактических функций:

  • Реализуется принцип наглядности обучения;
  • Реализуется принцип научности обучения.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ.

Материал, который собирают и показывают педагоги имеет важное значение в развитии кругозора дошкольников, расширении их интеллектуального потенциала. Он выступает основой построения работы по ознакомлению их с родным краем, городом и воспитание устойчивого интереса к новым  познаниям. Тем не менее «малая» Родина дошкольника, это не только парк или сквер, которые находятся рядом с домом или учреждением, где он обучается, это и не улица, на которой он живет с родителями. Его «Малая Родина» ребенка – это, также и природа, которая его окружает повсюду, это и памятные места города, музеи и выставки, это и известные люди, которые живут в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания.

Наше общество ставит перед работниками дошкольного образовательного учреждения и родными задачу воспитания у старших дошкольников ценностного отношения к своей малой родине, к стране в целом. Ценностное отношение является важным компонентом дошкольного образования. Представления о родном крае у старших дошкольников представляют собой возникающие в их памяти конкретные образы родного края, его особенности и достопримечательности, которые он когда-то раньше воспринимал. Виртуальные экскурсии являются важным направлением в обучении детей рассматриваемого нами возрастного периода. С их помощью  дошкольники могут получить знания об истории, настоящем и перспективах развития своего города, края. При получении этих знаний формируется стремление жить в своем городе, трудиться. Через виртуальные экскурсии  дошкольникам закладываются такие знания по истории и культуре родного края, которые развивают чувства любви к своей родине и гордости за нее.

Базой опытно-экспериментальной работы являлся МБДОУ сад №8 «Зоряночка».

Для  исследования  мной  была  сформированы  экспериментальная группа  и  контрольная  группы в каждой группе по 10 детей в  эксперименте  участвовало  20 детей  6  года жизни.

Как показал анализ организации образовательного процесса ДОУ, необходимо выроботать критерий уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе и края. В эксперименте принимало участие двадцать дошкольников старшей группы МБДОУ сад №8 «Зоряночка» .

Исследование состоит из 3-х этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Мною было согласовано проведение констатирующего этапа исследования моей работы с руководителем. В соответствии с выдвинутой целью исследования: на констатирующем этапе выявила состояние взаимодействия ДОО с родителями с использованием современных форм в ДОО. Цель констатирующего этапа исследования  заключается в выявлении состояния взаимодействия ДОО с родителями с использованием современных форм в дошкольной образовательной организации.

На базе  исследования образовательная деятельность строится по общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., В рамках вышеуказанной программы с целью диагностики дошкольников в «Зоряночке» применяют метод исследования: изучение и анализ документации педагогов ДОО, интервью и анкетирование педагогов и родителей.

Цель констатирующего этапа состоит в определении уровня сформированности у старших дошкольников представлений о родном крае.

Уровень представлений старших дошкольников о родном крае был выявлен мной по критериям и показателям, выделенными и обоснованным следующими авторами: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. и Щербакова И.А.

Критериальный аппарат для оценки сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном крае состоит из следующих показателей:

- первый - наличие знаний о природе Ставропольского края (особенностях климата, растительности, многообразии деревьев, цветов, трав);

- второй - наличие знаний о животном мире Ставропольского края (многообразие животных, птиц, насекомых, особенности их жизни и значение для малой родины);

- третий - наличие знаний об истории г. Ессентуки, Ставропольского края (история возникновении города, его основателях, о коренном населении, важных исторических событиях, происходивших в регионе, исторических личностях, внесших вклад в развитие родного края);

- четвертый - наличие знаний о достопримечательностях и исторических местах г. Ессентуки (о памятниках архитектуры, музеях);

- пятый - наличие знаний о символике г. Ессентуки, Ставропольского края (о флаге, гербе города и области, их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе).

По каждому из вышеуказанных нами показателей мы выбрали методы и методики педагогической диагностики и определены формы фиксации результатов.

Темы распределены мной на подразделы, то есть занятия по определенной тематике, которые детально знакомят дошкольников с окружающей средой.

Основная цель : дать старшим дошкольникам представления о природе, животном мире, истории, достопримечательностях и символике города Ессентуки и Ставропольского края.

Задачи формирующего этапа исследования:

- сформировать знания старших дошкольников о родном крае;

- применить в процессе проведения этапа различные методы, средства и формы работы, которые будут формировать представления о родном крае у детей, рассматриваемого нами возрастного периода;

- воспитать любовь к природе и истории родного края.

Результаты программы:

- расширение знаний о растительном и животном мире Ставропольского края, его истории, достопримечательностях города Ессентуки, символике города Ессентуки и Ставрпольского края;

- сформировать у старших дошкольников любовь к родному городу и чувство гордости за него; развивать уважение к жителям, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края, его символике;

- развить бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- развить у старших дошкольников любознательность, творческие способности, познавательно-исследовательскую активность, коммуникативные навыки;

- воспитать эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Темы были подобраны  таким способом, что они связаны с жизненным опытом дошкольника, объемом его знаний, а также с вопросами, которые у него возникают в процессе работы. Предлагаемая мной работа проводится в тесном контакте с родными дошкольников, обеспечивая при этом преемственность дошкольного образовательного учреждения.

По заврешению формирующего этапа исследования мной была проведена вторичная диагностика сформированности знаний о родном крае у старших дошкольников по тем же диагностическим заданиям, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа исследования: 30% (6 дошкольников) показали сформированность знаний о родном крае, частичную сформированность – 50% (9 дошкольников) и несформированность – 20% (5 дошкольников).

По результатам исследования, можно говорить о результативности разработанной нами программы и эффективности выдвинутой гипотезы.

Современное общество ставит перед работниками дошкольного образовательного учреждения и родными задачу воспитания у дошкольников ценностного отношения к своей малой родине, к стране. Ценностное отношение к своей малой родине является основным компонентом дошкольного образования.

Представления о родном крае у старших дошкольников представляет собой возникающие в их памяти конкретных образов родного края, его особенности и достопримечательности, которые он когда-то раньше воспринимал.

Виртуальная экскурсия  выступает одним из главных направлений в обучении старших дошкольников. С ее помощью они могут получить знания о развитии своего города, края. При наличии таких знаний формируется готовность жить, трудиться в своем городе, крае, не уезжая в большие города.

Виртуальная экскурсия ставит перед собой цель сформировать у старших дошкольников первоначальные знания по истории и культуре родного края, познакомить их с историческими памятниками, культурой и ценностями своего народа, а также воспитать в них чувство любви к своему родному краю.

Во время исследования мной было проведено исследование по выявлению сформированности знаний о родном крае у старших дошкольников.

Результаты констатирующего этапа говорят о следующем: высокий уровень знаний о родном крае был выявлен только у троих дошкольников, что составило пятнадцать процентов, девять дошкольников или сорок пять процентов показали средний уровень сформированности знаний и столько же – низкий.

На формирующем этапе исследвания мной была разработана и экспериментальным путем проверена методика формирования у старших дошкольников представлений о родном крае. Работа по разработке методики состояла из 2 этапов. На 1-м этапе была разработана программа, на 2-ом отобраны содержание, формы и методы работы с дошкольниками, направленные на формирование представлений о родном крае с учетом специфики Ставропольского края.

По завершении формирующего этапа исследования я провела повторную диагностику сформированности знаний о родном крае у старших дошкольников по тем же диагностическим заданиям, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа говорят о следующем: шесть дошкольников или тридцать процентов показали сформированность знаний о родном крае, частичную сформированность показали 50 процентов дошкольников и несформированность – 20% дошкольников.

Таким образом, следует сказать о результативности разработанной программы.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: минобрауки.рф.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. – М.: ЦГЛ, [2004. - 156 с.]
  3. Алтабаева Е.Б. Организация историко-краеведческой работы в дошкольном учебном заведении: Учебно-методическое пособие. – Севастополь: Рибэст,[ 2011. - 108 с].
  4. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, [2003. - 168 с].
  5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / под ред. Г.А. Логвинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, [2015. – 270с].
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее