Вооруженные силы российской федерации как институт государственный власти: конституционно-правовой аспект

Вооруженные силы российской федерации как институт государственный власти: конституционно-правовой аспект

Военная служба - неотъемлемая часть общественной жизни, статус военнослужащего. Присягнув на верность государству, я вступаю в вооруженные силы, человек становится частью системы безопасности страны, призванной обеспечивать ее защиту, и в любой момент отказывается от своей частной жизни.

Авторы публикации

Рубрика

Военное дело

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (42), декабрь ‘21

Поделиться

Обеспечение безопасности, как собственной, так и граждан, является одной из главных задач, стоящих перед Российской Федерацией. Современная обстановка в России и в мире характеризуется поиском путей укрепления национальной безопасности, одной из составляющих которой является конституционная безопасность, проведением всесторонних исследований различных аспектов ее обеспечения. Это обусловлено необходимостью создания внутренних и внешних условий, обеспечивающих благополучие, стабильность и устойчивое поступательное развитие в целом общества и государства[1, c. 34-40].

Важнейшими задачами, стоящими перед любым государством, являются задачи обеспечения подлинной реализации закрепляемых Конституцией страны и другими нормативными правовыми актами прав и свобод человека и гражданина, которые реализуют именно Вооружённые Силы. Вооруженные Силы России как институт государственной власти являются ядром военной организации нашего государства. Те функции по обеспечению обороны и безопасности страны, которые они реализуют, являются одними из важнейших государственных функций. Вооруженные Силы России играют ключевую роль в обеспечении безопасности государства, охраны его границ, сдерживании военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации, а также защиту экономических и политических интересов страны. Поэтому в рамках данной работы предполагается изучение конституционно-правовых основ положения Вооруженных Сил России как института государственной власти, а также проблемных вопросов, связанных с обеспечением конституционной безопасности при реализации непосредственно своих полномочий Вооружёнными Силами России как органом государственной власти, что, несомненно, является актуальной и важной темой для исследования [ 2, c. 45-67].

Выявлены и охарактеризованы основные задачи, которые стоят перед Вооруженными Силами как институтом государственной власти. В частности, сдерживание военных и военно- политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации; защита экономических и политических интересов РФ; противодействие терроризму.

Вооруженные Силы России являются ядром военной организации нашего государства [10, c. 71 ].

Таким образом, являясь важным государственным институтом, Вооруженные Силы России участвуют в реализации целей и задач военной политики государства в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. При рассмотрении Вооруженных Сил как инструмента системы государственной власти.

Так, вооруженные силы могут активно воздействовать на систему государственной власти, политическое поведение властных структур через военнослужащих, представителей военно-промышленного комплекса, военные средства массовой информации, участвуя, например, в разработке общегосударственных законов, необходимых для армии, подзаконных актов, других нормативно-правовых документов, затрагивающих интересы армии [3, c. 120]

Функции по обеспечению обороны и безопасности являются одними из важнейших государственных функций. Основные задача, которые призваны решать Вооруженные Силы Российской Федерации, могут быть структурированы по следующим основным направлениям:

1.       сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации;

2.       защита экономических и политических интересов РФ;

3.       противодействие терроризму.

Между тем более детально права, обязанности и гарантии военнослужащих Российской Федерации прописаны в Федеральном законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

На служебное время и право на отдых, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и права в области культуры, право на обжалование неправомерных действий, социальную защиту членов своих семей и дополнительные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей. Перечисленные права определяются ст. 5-25 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [4, c. 98].

В отношении обязанностей военнослужащих, их можно подразделить на общие обязанности, которые изложены в статье 26 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и дополнительные, и специальные (ст. 27 Федерального закона).

Таким образом, права, обязанности и гарантии военнослужащих Российской Федерации определяются рядом нормативных правовых актов, ключевыми из которых можно назвать Федеральные законы от 27.05.1998 № 76- ФЗ «О статусе военнослужащих», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 07.11.2011ь№ 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [ 5, c.65 ].

В настоящее время при выработке основных направлений развития нормативного правового регулирования в области обороны и обеспечения государственной безопасности существует ряд проблем и противоречий, обусловленных отсутствием ясности в определении отдельных сфер деятельности различных субъектов обеспечения национальной безопасности. В частности, это имеет место в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью, иными тяжкими преступлениями, угрожающими безопасности страны, разведывательной и контрразведывательной деятельности. Все это диктует необходимость более четкого распределения компетенции в сфере обеспечения национальной безопасности страны, в том числе в правовом отношении [9, c.53].

Еще одним основным направлением развития нормативного правового регулирования в области обороны и обеспечения государственной безопасности, на наш взгляд, является дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы финансово-экономического обеспечения военной безопасности Российской Федерации [ 6, c.62]

Основополагающие гарантии военнослужащих Российской Федерации, изложены в ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Законодательством Российской Федерации военнослужащие также наделяются рядом прав, например, право на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу слова, свободу совести и вероисповедания, право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями, на труд, на служебное время и право на отдых, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и права в области культуры, право на обжалование неправомерных действий, Эти и иные права определяются ст. 5-25 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [ 7,c.94]

В отношении обязанностей военнослужащих, их можно подразделить на общие обязанности, дополнительные и специальные.

Как институт государственной власти Вооруженные Силы Российской Федерации согласно Конституции РФ и нормативным правовым актам осуществляют тестное взаимоотношение со всей системой государственной власти, которая отличается исключительной сложностью, многогранностью и противоречивостью.

Вооруженные силы занимают особое место в системе государственной власти в процессе становления нового мирового порядка, новой российской государственности и российского общества. Взаимоотношение системы государственной власти и вооруженных сил затрагивает одну из важнейших проблем государственной политики, от решения которой зависят характер развития общества, устойчивость государственного строя и специфика властных отношений, что непосредственно связано со строительством в России правового демократического государства и гражданского общества. Поэтому весьма важным вопросом является какими правами, гарантиями, обязанностями и ответственностью наделяются военнослужащие [8, c.27]

Список литературы

  1. Борбат, А.В. К вопросу разработки программ борьбы с преступностью в Вооруженных силах Российской Федерации // Российский следователь. – 2017. №6. – 32-36с.
  2. Борбат, А.В. Особенности образа жизни военнослужащих, влияющих на показатели преступности в Вооруженных силах Российской Федерации // Российский следователь. – 2017. – №5. – 47-50с.
  3. Верховодов, В.А. Организационно-правовые проблемы сохранения права на отселение граждан из военных городков // Военное право: электрон. научн. изд. – 2015. – № 2. – 34-40с.
  4. Кокотов, А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. – М., 2014. – 296 с.
  5. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. – М.: Проспект, 2015. Т. 1. – 432 с.
  6. Нудненко, Л.А. Конституционное право, 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 472 с.
  7. Стрекозов, В. Г. Конституционное право, 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 244 с.
  8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – 4398с.
  9. О военных судах Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3170; СЗ РФ. – 2016. – № 26 (часть 1). – 3847с.
  10. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2015. – 304 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary