Психологическое благополучие лиц юношеского возраста с разными типами привязанности

Психологическое благополучие лиц юношеского возраста с разными типами привязанности

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (156), Февраль ‘24

Дата публикации 13.02.2024

Поделиться

В статье представлены результаты исследования психологического благополучия лиц юношеского возраста с разными типами привязанности. В исследовании приняли участие юноши и девушки в возрасте от 18 до 22 лет. С опорой на исследования теории привязанности и психологического благополучия автор предпринял попытку выявить взаимосвязь психологического благополучия личности с особенностями привязанности к родителям, сверстнику и близкому другу (романтическому партнеру) в юношеском возрасте.

В силу специфики возрастных особенностей и задач наиболее выраженное влияние современные социоэкономические вызовы оказывают в юношеском возрасте, поэтому психологическое благополучие в юношеском возрасте на данный момент активно изучается исследователями как в России, так и за рубежом. При этом установлено, что одним из предикторов психологического благополучия в юношеском возрасте является позитивное, принимающее и доброжелательное отношение к отцу и матери, основывающееся на раннем детском опыте общения [6]. Таким образом, имеются предпосылки, что психологическое благополучие взаимосвязано с типом привязанности, поскольку теория привязанности [2, 10], одно из ключевых направлений исследования в рамках психологии развития, наиболее полно описывающее качество взаимодействия ребенка и родителя и последствия этих отношений для гармоничного развития личности. Таким образом, в основу исследования была положена гипотеза о наличии взаимосвязь психологического благополучия личности с особенностями привязанности к родителям, сверстнику и близкому другу (романтическому партнеру) в юношеском возрасте.

Актуальность темы исследования определяется значимостью привязанности как фактора, оказывающего весомое, долгосрочное и разностороннее влияние на формирование эмоционально-личностной сферы, играющего значимую роль в становлении основ самосознания человека и его взаимоотношений с социумом. Соответственно, цель данного исследования – изучение взаимосвязи психологического благополучия и особенностей привязанности к родителям и сверстникам в юношеском возрасте. 

В последнее время активно исследуется взаимосвязь психологического благополучия в юношеском возрасте с различными личностными и поведенческими особенностями, в том числе: экзистенциальной исполненностью [9], особенностями развития временной перспективы в юношеском возрасте [1], защитно-совладающим поведением [8], перфекционизмом [5], мотивацией достижения успеха [7], копингами [2], я-концепцией [4]. Однако взаимосвязь психологического благополучия в юношеском возрасте с особенностями привязанности на данный момент остается мало изученной. Что также обуславливает актуальность темы исследования. 

Эмпирическая база исследования состояла из 61 человек юношеского возраста, проживающих преимущественно в крупных городах России, в возрасте от 18 до 22 лет/ Выборка представлена преимущественно жителями крупных российских городов (85,2% респондентов).

Эмпирические методы исследования включали – анкетирование, психологическую диагностику с применением «Опросника привязанности к родителям и сверстникам» Г. Армсдена и М. Гринберга (адаптация Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширского, Т.Ю. Садовниковой), «Опросника привязанности к близким людям» Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширского, «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко), «Шкала пассионарности Д.В. Каширского», «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (модификация теста «Цели в жизни» Д. Крамбо, Л. Махолика), опросник «Удовлетворенность жизнью» Н.Н. Мельниковой.

Методы обработки результатов: статистическая обработка данных, полученных по результатам психодиагностических методов, методами корреляционного анализа, методами оценки значимости различий с помощью параметрических и непараметрических критериев в программе SPSS 18.0. Для анализа корреляций применялся коэффициент корреляции Спирмена, как нечувствительный к ненормальности распределения по некоторым шкалам.

По итогам корреляционного анализа получены следующие результаты. Обнаружены достоверные связи между показателями «Опросника привязанности к близким людям» и «Шкалой психологического благополучия», которые отображены в таблице 1. Не обнаружено значимых корреляций между показателями привязанности и личностным ростом.

Таблица 1. 

Корреляции между показателями привязанности к близким людям и уровнем психологического благополучия

  Избегание Беспокойство
Позитивные отношения -0,272* -0,362**
Автономия   -0,395**
Управление средой   -0,317*
Личностный рост    
Цели в жизни -0,389**  
Самопринятие -0,373** -0,283*
Психологическое благополучие -0,380** -0,321*
Баланс аффекта   0,508**
Осмысленность жизни -0,394**  
Человек как открытая система -0,413**  

*p<0,05; **p<0,01

Избегание отрицательно связано с интегральным показателем психологического благополучия и следующими его показателями: позитивные отношения, цели в жизни, самопринятие, осмысленность жизни, способностью воспринимать и интегрировать новый опыт (показатель «Человек как открытая система»). Беспокойство в отношениях отрицательно связано с психологическим благополучием и следующими его показателями: позитивными отношениями, автономией, управлением средой, самопринятием, а также беспокойство положительно связано с балансом аффекта. 

Обнаруженные достоверные связи между показателями «Опросника привязанности к родителям и сверстникам» и «Шкалой психологического благополучия» отображены в таблице

Таблица 2. 

Корреляции между показателями привязанности к родителям и сверстникам и уровнем психологического благополучия

  Позитив-ные отноше-ния Управле-ние средой Цели в жизни Самопри-нятие Психоло-гическое благопо-лучие Баланс аффекта Осмыслен-ность жизни Человек как открытая система
Привязанность к матери 0,255* 0,323*           0,293*
Доверие к матери 0,318*     0,343** 0,284*     0,277*
Общение с матерью     0,357**   0,254*   0,338** 0,259*
Привязанность к отцу 0,295* 0,295* 0,260*   0,290*   0,279* 0,270*
Доверие к отцу 0,365**   0,333** 0,371** 0,347**   0,258* 0,262*
Общение с отцом 0,335**   0,279* 0,387** 0,310* -0,267*    
Привязанность к близкому другу     0,306*       0,313*  
Доверие к другу 0,277*   0,303*         0,258*
Отчуждение друга             -0,312*  

*p<0,05; **p<0,01

Не обнаружено значимых корреляций между показателями психологического благополучия и отчуждением матери, отца, общением с другом. Не обнаружено значимых корреляций показателей привязанности с автономностью и личностным ростом.

Привязанность к матери положительно связана с позитивными отношениями, управлением средой и способностью воспринимать и интегрировать новый опыт (показатель «Человек как открытая система»). Доверие к матери положительно связано интегральным показателем психологического благополучия и такими его составляющими: позитивными отношениями, самопринятием и способностью воспринимать и интегрировать новый опыт (показатель «Человек как открытая система). Общение с матерью положительно связано с интегральным психологическим благополучием и следующими его показателями: цели в жизни, осмысленностью жизни и показателем «Человек как открытая система». 

Привязанность к отцу положительно связана с интегральным показателем психологического благополучия и следующими его показателями: позитивными отношениями, управлением средой, целями в жизни, осмысленностью жизни и показателем «Человек как открытая система». 

Доверие к отцу положительно связано с психологическим благополучием в целом, позитивными отношениями с окружающими, целями в жизни, самопринятием, осмысленностью жизни и способностью воспринимать и интегрировать новый опыт (показатель «Человек как открытая система»). Общение с отцом положительно связано с психологическим благополучием в общем, позитивными отношениями с окружающими, целями в жизни, самопринятием, и отрицательно – с балансом эффекта. 

Привязанность к близкому другу положительно связана с целями и осмысленностью жизни. То есть, чем более выражена привязанность к значимому сверстнику, тем выше способность определять главные жизненные задачи, решать их и таким образом наполнять жизнь смыслом.

Доверие к другу или подруге положительно связано с позитивными отношениями, целями в жизни и показателем «Человек как открытая система», отражающим способность воспринимать и интегрировать новый опыт. Отчуждение друга отрицательно связано с осмысленностью жизни. 

Таким образом, выявленные корреляции говорят о тесной связи психологического благополучия с привязанностью к родителям и сверстникам. Чем крепче в юношеском возрасте привязанности к родителям и близким друзьям, тем выше способность устанавливать положительные отношения, управлять своей жизнью, тем выше самооценка и общее благополучие. Чем больше в юношеском возрасте склонность к избеганию и беспокойству близости, тем сложнее устанавливать отношения с другими людьми, сложнее достигать автономности и управлять своей жизнью, сложнее принимать свои позитивные и негативные стороны, что говорит о психологическом неблагополучии.

Обнаруженные достоверные связи между показателями «Опросника привязанности к родителям и сверстникам» Г.Армсдена и М. Гринберга (адаптация Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширского, Т.Ю. Садовниковой)», опросника «Удовлетворенность жизнью» Н.Н. Мельниковой, «Шкалы пассионарности Д.В. Каширского» отображены в таблице (Приложение Б Таблица Б.6).

Не обнаружено значимых связей между показателями беспокойство, общение с матерью, отчуждение матери, отчуждение отца, привязанность к близкому другу и отчуждение друга с показателями удовлетворённости жизнью.

Избегание близости отрицательно связано с жизненной включённостью и удовлетворённостью жизнью и положительно связано с усталостью от жизни. Жизненная включенность положительно связана с доверием к матери, привязанность к отцу, доверием, к отцу общением, с отцом, доверием к другу, общением с другом. 

Разочарование в жизни отрицательно связано с доверием к матери, отцу и другу, с привязанностью к отцу, и общением с отцом и с другом. Усталость от жизни отрицательно связана с доверием к матери. 

Беспокойство о будущем отрицательно связано с привязанностью к матери и отцу, доверием к матери и отцу, и с общением с отцом. 

Удовлетворённость жизнью положительно связана с доверием к матери, отцу и другу, привязанностью к матери и отцу, общением с отцом и с другом.

Таким образом, выявленные корреляции говорят о том, что чем более выражена привязанность к родителям и сверстникам, меньше выражено избегание, тем выше общая удовлетворенность жизнью, а также способность получать удовольствие от неё, выше эмоциональная насыщенность жизни. Чем слабее привязанность к родителям и сверстникам и сильнее избегание жизни, тем выше апатия, усталость, чувство, что жизнь проходит мимо, ощущение несправедливости, и выше тревога о нестабильности и небезопасности окружающего мира. Соответственно, гипотеза, что существует взаимосвязь психологического благополучия личности с особенностями привязанности к родителям, сверстнику и близкому другу (романтическому партнеру) в юношеском возрасте подтверждена.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы на основе полученных результатов. Выявленные в ходе исследования корреляции говорят о тесной связи психологического благополучия в целом и его показателей с привязанностью к родителям и сверстникам. Чем крепче в юношеском возрасте привязанности к родителям и близкому другу (подруге), тем легче человеку устанавливать положительные отношения, управлять своей жизнью, тем выше его самооценка и общее психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью. Чем больше в юношеском возрасте склонность к избеганию и беспокойству в близких отношениях, тем сложнее устанавливать контакт с другими людьми, достигать автономности и управлять своей жизнью, тем ниже самопринятие, что говорит о психологическом неблагополучии. Подтвердилась гипотеза о существовании взаимосвязи психологического благополучия личности с особенностями привязанности к родителям, сверстнику и близкому другу (романтическому партнеру) в юношеском возрасте.

Практическая значимость работы заключается в том, что составлен комплект психодиагностических методик, позволяющих обеспечить комплексную диагностику компонентов психологического благополучия. Данные методики могут использоваться в исследованиях различных аспектов психологического благополучия, самостоятельной диагностике, консультационной практике, в целях психолого-педагогического сопровождения обучения в колледжах, вузах, корпоративных учебных центрах. Также понимание особенностей переживания психологического благополучия в разных в юношеском возрасте во взаимосвязи с особенностями привязанности позволяет повысить эффективность консультационной работы с данной группой, психолого-педагогического сопровождения обучения в колледжах, вузах, корпоративных учебных центрах.

Список литературы

  1. Анисимова Д.О. Особенности развития временной перспективы в юношеском возрасте // Мировая наука. 2022. №11 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vremennoy-perspektivy-v-yunosheskom-vozraste
  2. Баландина Л.Л., Панькова А.А. Копинг-стратегии в связи с са-моотношением студентов // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологи-ческие и педагогические науки. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-v-svyazi-s-samootnosheniem-studentov
  3. Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. - М.: Гардарики, 2003, 477 с.
  4. Павлоцкая Я. И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности. / Я. И. Павлоцкая; Издательство Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2016. Психологическое благополучие современного человека [Электронный ресурс]: материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. С. А. Водяха. – Екатеринбург: 2019
  5. Подолян С.М., Чернов Д.Н. Совместное проживание с родителями и формирование совладающего поведения в юношеском возрасте // МНИЖ. 2021. №9-2 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnoe-prozhivanie-s-roditelyami-i-formirovanie-sovladayuschego-povedeniya-v-yunosheskom-vozraste
  6. Ростовцева М.В, Попов В.В., Дулинец Т.Г., Смирнова Л.Э., Авдеева Т.Г. Психологическое благополучие и экзистенциальная исполненность в позднем юношеском возрасте // Психология и психотехника. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-i-ekzistentsialnaya-ispolnennost-v-pozdnem-yunosheskom-vozraste
  7. Эйнсворт М.Д., Детско-материнская привязанность // Американская психологическая ассоциация – 1979. т. 11. - с. 67-104
  8. Жданов А. А. Развитие я-концепции в юношеском возрасте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государ-ственного университета. 2022. №2 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ya-kontseptsii-v-yunosheskom-vozraste
  9. Кузнецова Е.В. Психологические причины перфекционизма лиц юношеского возраста // Вестник экспериментального образования. 2021. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-prichiny-perfektsionizma-lits-yunosheskogo-vozrasta
  10. Плотникова Е.С., Оплетаева Ю.Н. Мотивация достижения успе-ха в юношеском и зрелом возрасте // Педагогика. Психология. Фило-софия. 2021. №3 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-v-yunosheskom-i-zrelom-vozraste
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary