Актуальность исследования пищевого поведения подростков обусловлена растущей распространенностью его нарушений среди молодежи и их серьезными последствиями для физического и психического здоровья. Подростковый возраст является критическим периодом формирования пищевых привычек, оказывающих долгосрочное влияние на здоровье и благополучие индивида. Родительское отношение на наш взгляд выступает одним из ключевых факторов, влияющих на его развитие. Понимание взаимосвязи между родительским отношением и пищевым поведением подростков может позволить разработать более эффективные стратегии профилактики и коррекции нарушений пищевого поведения. Несмотря на растущий интерес к этой проблеме, данный вопрос остается недостаточно изученным.
Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи родительского отношения и пищевого поведения подростков.
В исследовании приняли участие 60 студентов Московского городского открытого колледжа в возрасте от 15 до 18 лет и 60 их родителей. Выборка включала 25 юношей и 35 девушек. Возрастной диапазон участников соответствует периоду активного формирования пищевых привычек и развития личностной идентичности, что делает выборку релевантной для изучения взаимосвязи родительского отношения и пищевого поведения подростков.
Методики исследования:
- Шкала оценки пищевого поведения ШОПП Адаптация: О.А. Скугаревский.
- Шкала дисфункционального отношения к еде DEАS (M. Алваренг).
- ОРО – опросник родительских отношений А.Я. Варги – В.В. Столина.
- Методика «Семейно-обусловленное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).
- Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер, Юстицкис).
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных и критических этапов развития человека, характеризующийся интенсивными изменениями в биологических, психологических и социальных сферах [1]. Этот период сопровождается особыми трудностями в процессе самоидентификации, регуляции эмоционального состояния и конструктивном преодолении жизненных стрессоров [9]. Несмотря на стремление к взрослости и автономии, подростки остаются зависимыми от взрослых и часто испытывают трудности в понимании и вербализации собственного внутреннего состояния, а также в управлении эмоциями и межличностными конфликтами [6]. В таких условиях психологическое благополучие подростка во многом определяется наличием эмоциональной поддержки, стабильных и предсказуемых отношений с взрослыми, а также формированием позитивной самооценки и самопринятия [8]. Особую роль в этом процессе играет родительское отношение, этиология которого имеет многокомпонентную и многофакторную природу, охватывающую широкий спектр биопсихосоциальных детерминант [2]. И хотя формирование нарушений пищевого поведения является результатом сложного взаимодействия множества факторов, включая генетические, психологические и социальные аспекты [11, 12], одним из значимых факторов, определяющих риск развития подобных нарушения, на наш взгляд связан именно с родительским отношением, которое может играть как защитную, так и патогенную роль в процессе становления пищевых установок и поведения.
Качество родительского отношения формируется под влиянием индивидуальных, семейных и макросоциальных факторов, что непосредственно влияет как на психическое, так и на эмоциональное развитие ребенка, его поведенческие установки, а также на социальные стратегии взаимодействия в зрелом возрасте [4]. Родительское отношение функционирует как основа для формирования адаптивных либо дезадаптивных поведенческих моделей и установок в отношении окружающего мира, что, в свою очередь, определяет дальнейшее социальное и психологическое функционирование личности в обществе [5]. Несоответствующие или дисфункциональные стили родительского отношения, такие как гиперконтроль, гипопротекция, дефицит эмоциональной близости или чрезмерная опека, могут способствовать развитию таких нарушений пищевого поведения, как булимия, компульсивное переедание и нервная анорексия [11].
Влияние семейной среды на пищевое поведение особенно значимо в подростковом возрасте, когда происходит активное становление пищевых привычек и формирование пищевых установок [7] и в значительной степени определяется примерами, которые они наблюдают в семье, а также особенностями родительского подхода к организации питания и установками в отношении пищи [3]. В связи с этим эмпирическое исследование взаимосвязи этих показателей играют особо важную роль. Основной гипотезой исследований выступило предположение о том, что существует взаимосвязь родительского отношения и пищевого поведения подростков.
На основе результатов диагностики по шкале оценки пищевого поведения (ШОПП) мы видим, что в среднем подростки в выборке больше всего склонны к эпизодам переедания и испытывают неудовлетворенность своим телом, при этом проблемы с доверием в отношениях выражены менее явно (таблица 1). Наиболее выраженным компонентом является «Булимия, переедание» (6,30±2,30 баллов), за которым следует «Неудовлетворенность телом» (5,37±2,25 баллов). Наименее выражен компонент «Недоверие в межличностных отношениях» (4,67±2,04 баллов). Распределение по выраженности каждой из шкал представлено на рисунке 1.
Таблица 1.
Результаты по шкале оценки пищевого поведения ШОПП Адаптация: О. А. Скугаревский
Показатель |
Минимум |
Максимум |
Среднее |
Стандартная отклонения |
Стремление к худобе |
1 |
8 |
4,83 |
1,63 |
Булимия, переедание |
1 |
9 |
6,30 |
2,30 |
Неудовлетворенность телом |
1 |
8 |
5,37 |
2,25 |
Неэффективность |
1 |
8 |
4,87 |
2,22 |
Перфекционизм |
2 |
9 |
5,22 |
1,70 |
Недоверие в МЛО |
1 |
8 |
4,67 |
2,04 |
Интероцептивная некомпетентность |
1 |
8 |
4,90 |
2,18 |
Рисунок 1. Распределение подростков по уровню выраженности шкал пищевого поведения, в %
Обобщая, можно сделать вывод, что наиболее проблемными аспектами пищевого поведения у исследуемых подростков являются склонность к перееданию, ощущение неэффективности, трудности в межличностных отношениях и интероцептивная некомпетентность. Эти данные указывают на необходимость и актуальность разработки профилактических и коррекционных программ, направленных на формирование здорового пищевого поведения, повышение самооценки и улучшение навыков межличностного взаимодействия у подростков, что подтверждается и результатами диагностики подростков по шкале дисфункционального отношения к еде (DEАS) (таблица 2).
Таблица 2.
Результаты по шкале дисфункционального отношения к еде (DEАS)
Показатель |
Минимум |
Максимум |
Среднее |
Стандартная отклонения |
Отношения с пищей |
14 |
51 |
30,00 |
10,23 |
Беспокойство по поводу еды и набора веса |
3 |
15 |
7,30 |
2,43 |
Ограничительные и компенсаторные практики |
4 |
14 |
8,30 |
2,40 |
Тяга к еде |
3 |
8 |
5,43 |
1,64 |
Представления о нормальном питании |
20 |
53 |
40,50 |
8,38 |
Шкала дисфункциональных убеждений о еде |
48 |
126 |
91,43 |
16,56 |
Распределение выборки по уровням выраженности общего показателя дисфункциональных убеждений о еде представлено на рисунке 2.
Мы видим, что подавляющее большинство подростков (93%) демонстрируют высокий уровень дисфункциональных убеждений о еде. Для этих подростков характерно наличие устойчивых неадаптивных мыслей и установок, связанных с питанием и образом тела. Они могут проявлять чрезмерную озабоченность своим весом, формой тела, калорийностью пищи, а также демонстрировать ригидные правила питания.
Рисунок 2. Распределение по уровню дисфункционального отношения к еде у подростков, в %
Рассматривая отдельные компоненты дисфункционального отношения к еде, можно отметить следующее:
- Наиболее выраженным компонентом являются общие дисфункциональные убеждения о еде (72,6% от максимума), что указывает на высокий общий уровень проблемного отношения к питанию в выборке.
- На втором месте по выраженности находятся представления о нормальном питании (57,9% от максимума), что говорит о наличии у подростков достаточно жестких и, возможно, нереалистичных стандартов в отношении «правильного» питания.
- Отношения с пищей занимают третье место по выраженности (50% от максимума), указывая на умеренный уровень проблемного поведения и мыслей, связанных с едой.
- Ограничительные и компенсаторные практики (41,5% от максимума) выражены в меньшей степени, но все же присутствуют на заметном уровне.
- Наименее выражены беспокойство по поводу еды и набора веса (36,5% от максимума) и тяга к еде (36,2% от максимума), хотя их уровень также нельзя назвать низким.
Таким образом, мы видим, что наиболее проблемными аспектами для подростков являются общие дисфункциональные убеждения о еде и представления о нормальном питании, что может указывать на то, что основные трудности лежат в когнитивной сфере – в области убеждений и представлений. При этом поведенческие аспекты (ограничительные практики, тяга к еде) и эмоциональные реакции (беспокойство) выражены в меньшей степени, хотя также присутствуют на заметном уровне.
Описательная статистика результатов диагностики по опроснику родительских отношений ОРО А.Я. Варги – В.В. Столина представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты по опроснику родительских отношений ОРО А.Я. Варги – В.В. Столина
Показатель |
Минимум |
Максимум |
Среднее |
Стандартная отклонения |
«Принятие/отвержение» |
1 |
32 |
15,83 |
8,31 |
«Кооперация» |
1 |
7 |
3,00 |
2,03 |
«Симбиоз» |
0 |
6 |
2,77 |
1,35 |
«Авторитарная гиперосоциализация» |
1 |
6 |
2,73 |
1,78 |
«Маленький неудачник» |
1 |
7 |
2,93 |
1,86 |
Анализируя средние значения по шкалам, можно отметить, что наиболее выраженным компонентом является «Принятие/отвержение» (15,83±8,31 баллов), в то время как наименее выражен компонент «Кооперация» (3,00±2,03 баллов). Остальные шкалы имеют промежуточные значения: «Симбиоз» (2,77±1,35 баллов), «Авторитарная гиперсоциализация» (2,73±1,78 баллов) и «Маленький неудачник» (2,93±1,86 баллов). Большинство подростков воспринимают родительское отношение как умеренно позитивное, с элементами поддержки и контроля. Однако существует значительная группа, нуждающаяся в коррекции детско-родительских отношений, особенно в аспекте принятия и оценки успешности подростка.
На основе результатов, представленных в таблицах 4 и 5, можно сделать также ряд выводов о семейно-обусловленном состоянии и семейной тревоге подростков.
Таблица 4.
Результаты по методике «Семейно-обусловленное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис
Показатель |
Минимум |
Максимум |
Среднее |
Стандартная отклонения |
У (общая неудовлетворенность) |
7 |
21 |
11,60 |
3,23 |
Т (семейная тревожность) |
3 |
29 |
13,90 |
7,06 |
Н (нервно-психическое напряжение) |
7 |
21 |
13,53 |
4,25 |
Таблица 5.
Результаты по опроснику «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер, Юстицкис)
Показатель |
Минимум |
Максимум |
Среднее |
Стандартная отклонения |
Вина |
0 |
8 |
4,27 |
2,21 |
Тревога |
0 |
8 |
4,67 |
2,10 |
Напряженность |
1 |
9 |
4,77 |
2,16 |
Общая семейная тревожность |
1 |
24 |
13,70 |
6,09 |
Средний уровень общей неудовлетворенности (У) составляет 11,60 баллов, что указывает на умеренный уровень дискомфорта подростков в семейной обстановке. Показатель семейной тревожности (Т) имеет среднее значение 13,90 баллов, что свидетельствует о заметном уровне беспокойства, связанного с семейной ситуацией. Уровень нервно-психического напряжения (Н) в среднем составляет 13,53 балла, что также говорит о существенном эмоциональном напряжении подростков в контексте семейных отношений.
Средний показатель вины составляет 4,27 баллов, тревоги - 4,67 баллов, напряженности - 4,77 баллов. Эти значения указывают на наличие умеренного уровня негативных эмоциональных переживаний подростков, связанных с семейной ситуацией. Общая семейная тревожность имеет среднее значение 13,70 баллов, что согласуется с показателем семейной тревожности из таблицы 6 и подтверждает наличие заметного уровня тревоги в семейном контексте.
Обобщая данные обеих таблиц, можно заключить, что подростки в исследуемой выборке испытывают умеренный уровень эмоционального дискомфорта, связанного с семейной ситуацией. Наблюдается заметный уровень семейной тревожности и нервно-психического напряжения, что может указывать на наличие определенных проблем в семейных отношениях.
Для доказательства гипотезы нами был проведен корреляционный анализ.
Корреляционный анализ (таблица 6) проводился при помощи критерия Спирмена. Данный критерий выбран в силу его непараметричнрсти, так как данные по большинству шкал не имеют нормального распределения, что было доказано при помощи критерия Колмогорова-Смирнова.
На основе представленных результатов корреляционного анализа можно сделать следующие выводы о взаимосвязи между особенностями родительского отношения и особенностями отношения к еде у подростков.
Сильная отрицательная корреляция между «Принятием/отвержением» и «Булимией, перееданием» (r = -0,788; p < 0,01) указывает на то, что чем выше уровень принятия ребенка родителями, тем ниже вероятность развития булимических тенденций и переедания у подростков. Это может быть связано с тем, что принятие со стороны родителей способствует формированию здоровой самооценки и эмоциональной стабильности.
Сильная отрицательная корреляция между «Кооперацией» и «Неэффективностью» (r = -0,811; p < 0,01) свидетельствует о том, что чем больше родители сотрудничают с подростком и проявляют интерес к его делам, тем меньше у подростка чувство собственной неэффективности. Это может быть связано с тем, что родительская поддержка и вовлеченность способствуют развитию уверенности в себе и своих способностях.
Таблица 6.
Взаимосвязи между особенностями родительского отношения и особенностями отношения к еде у подростков (критерий Спирмена)
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Умеренная отрицательная корреляция между «Симбиозом» и «Неудовлетворенностью телом» (r = -0,445; p < 0,01) может указывать на то, что чрезмерная психологическая близость с родителями связана с меньшей неудовлетворенностью своим телом у подростков. Однако стоит отметить, что слишком сильный симбиоз может иметь и негативные последствия для развития автономии подростка.
Умеренная положительная корреляция между «Авторитарной гиперсоциализацией» и «Перфекционизмом» (r = 0,569; p < 0,01) говорит о том, что чем более авторитарны родители в своих требованиях, тем выше уровень перфекционизма у подростков. Это может приводить к повышенной тревожности и стремлению соответствовать завышенным стандартам.
Сильная положительная корреляция между отношением к ребенку как к «Маленькому неудачнику» и «Булимией, перееданием» (r = 0,626; p < 0,01) указывает на то, что восприятие ребенка как несамостоятельного и неуспешного связано с повышенным риском развития булимических тенденций и переедания.
Сильные положительные корреляции между показателями семейно-обусловленного состояния (общая неудовлетворенность, семейная тревожность, нервно-психическое напряжение) и различными аспектами нарушений пищевого поведения подтверждают важность семейного климата в формировании отношения к еде у подростков.
Особенно сильные корреляции наблюдаются между показателями семейной тревоги (вина, тревога, напряженность) и такими аспектами пищевого поведения, как «Интероцептивная некомпетентность» (r = 0,858; p < 0,01 для вины) и «Неэффективность» (r = 0,789; p < 0,01 для напряженности). Это указывает на тесную связь между эмоциональным состоянием в семье и способностью подростка распознавать и адекватно реагировать на внутренние ощущения, связанные с едой и эмоциями.
Таким образом, результаты корреляционного анализа подтверждают гипотезу о существовании значимой взаимосвязи между особенностями родительского отношения и пищевым поведением подростков. Наиболее значимыми факторами, связанными с нарушениями пищевого поведения, являются низкий уровень принятия ребенка, авторитарный стиль воспитания, восприятие ребенка как неудачника, а также высокий уровень семейной тревожности и напряженности.
Также были выявлены взаимосвязи между особенностями родительского отношения и пищевым поведением подростков (таблица 7).
Таблица 7.
Взаимосвязи между особенностями родительского отношения и пищевым поведением подростков (критерий Спирмена)
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Сильная отрицательная корреляция между «Принятием/отвержением» и «Отношениями с пищей» (r = -0,768; p < 0,01) указывает на то, что чем выше уровень принятия ребенка родителями, тем более здоровые отношения с пищей формируются у подростков. Это может быть связано с тем, что родительское принятие способствует формированию позитивного образа себя и снижает потребность в компенсаторном пищевом поведении.
Сильная отрицательная корреляция между «Кооперацией» и «Тягой к еде» (r = -0,817; p < 0,01) свидетельствует о том, что чем больше родители сотрудничают с подростком и проявляют интерес к его делам, тем меньше у подростка выражена тяга к еде. Это может указывать на то, что родительская вовлеченность помогает подросткам развивать более адаптивные способы совладания со стрессом, не прибегая к еде как к утешению.
Умеренная отрицательная корреляция между «Симбиозом» и «Отношениями с пищей» (r = -0,516; p < 0,01) может говорить о том, что определенный уровень психологической близости с родителями связан с более здоровыми отношениями с едой. Однако стоит учитывать, что чрезмерный симбиоз может препятствовать развитию автономии подростка.
Слабая положительная корреляция между «Авторитарной гиперсоциализацией» и «Беспокойством по поводу еды и набора веса» (r = 0,205; p > 0,05) не является статистически значимой, но может указывать на тенденцию к повышению тревоги о еде и весе при авторитарном стиле воспитания.
Сильная положительная корреляция между отношением к ребенку как к «Маленькому неудачнику» и «Шкалой дисфункциональных убеждений о еде» (r = 0,723; p < 0,01) показывает, что восприятие ребенка как несамостоятельного и неуспешного связано с формированием нездоровых убеждений о питании.
Очень сильные положительные корреляции между показателями семейно-обусловленного состояния (общая неудовлетворенность, семейная тревожность, нервно-психическое напряжение) и различными аспектами дисфункционального отношения к еде подтверждают значительное влияние семейного климата на формирование пищевого поведения подростков.
Особенно высокие корреляции наблюдаются между показателями семейной тревоги (вина, тревога, напряженность) и «Отношениями с пищей» (r = 0,850; p < 0,01 для вины, r = 0,866; p < 0,01 для тревоги, r = 0,802; p < 0,01 для напряженности). Это указывает на тесную связь между эмоциональным состоянием в семье и формированием отношения к еде у подростков.
Сильная положительная корреляция между общей семейной тревожностью и «Шкалой дисфункциональных убеждений о еде» (r = 0,832; p < 0,01) подчеркивает роль семейной атмосферы в формировании неадаптивных представлений о питании.
Интересно отметить отсутствие значимых корреляций между большинством показателей родительского отношения и «Представлениями о нормальном питании», что может говорить о том, что эти представления формируются под влиянием более широкого социального контекста, а не только семейных отношений.
Таким образом, результаты корреляционного анализа подтверждают гипотезу о существовании значимой взаимосвязи между особенностями родительского отношения и пищевым поведением подростков. Наиболее значимыми факторами, связанными с формированием дисфункционального отношения к еде, являются низкий уровень принятия ребенка, недостаточная кооперация, восприятие ребенка как неудачника, а также высокий уровень семейной тревожности и напряженности.
На основе полученных результатов в рамках магистерского исследования автора была разработана и апробирована программа психологической работы с подростками и их семьями, направленная на оптимизацию пищевого поведения и гармонизацию детско-родительских отношений, которая показала высокую эффективность.
Список литературы
- Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Изд. центр Академия, 2014. – 238 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М., 1995
- Васичева, А.Н. Влияние семьи на пищевое поведение в детском и подростковом возрасте / А.Н. Васичева, М.А. Мартынова // Казанский вестник молодых ученых. – 2019. – Том 3(№5). – С. 35-37
- Воликова, С.В. Отношения с матерью и отцом у подростков с расстройствами пищевого поведения / С.В. Воликова, Е.С. Носова // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: Сборник трудов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 09-11 апреля 2019 года / Ответственный редактор А.А. Бочавер. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. – С. 52-54
- Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. – М.: Издание Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ, 1929
- Галиуллина, М.Б. Анализ влияния виртуального пространства на приобретение расстройств пищевого поведения / М.Б. Галиуллина, О.В. Нестерова, Н.В. Бирюкова // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 20 мая 2021 года. Том Часть 2. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и Просвещение», 2021. – С. 243-246
- Заяц, О.В. Пищевое поведение девушек-подростков / О.В. Заяц, Е.В. Круковская, А.И. Наумов // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. – 2017. – № 7. – С. 54-63
- Моисеев, А.С. Особенности детско-родительских отношений подростков и их родителей / А.С. Моисеев, Н.В. Костогорова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2023. – № 3(70). – С. 377-390
- Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Носко. – Владивосток, 2003. – 127 с.
- Рафикова, Ю.С. Клинико-метаболическая характеристика и особенности пищевого поведения у подростков, родившихся недоношенными: дис. ... канд. мед. наук : 14.01.08 / Ю.С. Рафикова. – Томск, 2020. – 159 с.
- Ходаева, К.Н. Нарушения пищевого поведения у подростков / К.Н. Ходаева, И.Ю. Лазарева // Современные исследования проблем семьи и детства: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 24 ноября 2021 года / Сост. А.А. Базулина. – М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. – С. 341-347
- Lewinsahn, P.M. Gender differences in eating disorders symptoms in young adults / P.M. Lewinsahn, J.R. Suley, K.C. Moerk, R.H. Striegel-Moore // International Journal of Eating Disorders. – 2002. – Vol. 32. – P. 426-440