ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

23

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (206), Февраль ‘25

Дата публикации 30.01.2025

Поделиться

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи родительского отношения и пищевого поведения подростков. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 15-18 лет и их родители. Выявлены значимые корреляции между особенностями родительского отношения и различными аспектами пищевого поведения подростков. Установлено, что низкий уровень принятия ребенка, авторитарный стиль воспитания, восприятие ребенка как неудачника, а также высокий уровень семейной тревожности связаны с формированием дисфункционального пищевого поведения.

Актуальность исследования пищевого поведения подростков обусловлена растущей распространенностью его нарушений среди молодежи и их серьезными последствиями для физического и психического здоровья. Подростковый возраст является критическим периодом формирования пищевых привычек, оказывающих долгосрочное влияние на здоровье и благополучие индивида. Родительское отношение на наш взгляд выступает одним из ключевых факторов, влияющих на его развитие. Понимание взаимосвязи между родительским отношением и пищевым поведением подростков может позволить разработать более эффективные стратегии профилактики и коррекции нарушений пищевого поведения. Несмотря на растущий интерес к этой проблеме, данный вопрос остается недостаточно изученным.

 

Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи родительского отношения и пищевого поведения подростков.

 

В исследовании приняли участие 60 студентов Московского городского открытого колледжа в возрасте от 15 до 18 лет и 60 их родителей. Выборка включала 25 юношей и 35 девушек. Возрастной диапазон участников соответствует периоду активного формирования пищевых привычек и развития личностной идентичности, что делает выборку релевантной для изучения взаимосвязи родительского отношения и пищевого поведения подростков.

 

Методики исследования:

  1. Шкала оценки пищевого поведения ШОПП Адаптация: О.А. Скугаревский.
  2. Шкала дисфункционального отношения к еде DEАS (M. Алваренг).
  3. ОРО – опросник родительских отношений А.Я. Варги – В.В. Столина.
  4. Методика «Семейно-обусловленное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).
  5. Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер, Юстицкис).

Подростковый возраст является одним из наиболее сложных и критических этапов развития человека, характеризующийся интенсивными изменениями в биологических, психологических и социальных сферах [1]. Этот период сопровождается особыми трудностями в процессе самоидентификации, регуляции эмоционального состояния и конструктивном преодолении жизненных стрессоров [9]. Несмотря на стремление к взрослости и автономии, подростки остаются зависимыми от взрослых и часто испытывают трудности в понимании и вербализации собственного внутреннего состояния, а также в управлении эмоциями и межличностными конфликтами [6]. В таких условиях психологическое благополучие подростка во многом определяется наличием эмоциональной поддержки, стабильных и предсказуемых отношений с взрослыми, а также формированием позитивной самооценки и самопринятия [8]. Особую роль в этом процессе играет родительское отношение, этиология которого имеет многокомпонентную и многофакторную природу, охватывающую широкий спектр биопсихосоциальных детерминант [2]. И хотя формирование нарушений пищевого поведения является результатом сложного взаимодействия множества факторов, включая генетические, психологические и социальные аспекты [11, 12], одним из значимых факторов, определяющих риск развития подобных нарушения, на наш взгляд связан именно с родительским отношением, которое может играть как защитную, так и патогенную роль в процессе становления пищевых установок и поведения.

 

Качество родительского отношения формируется под влиянием индивидуальных, семейных и макросоциальных факторов, что непосредственно влияет как на психическое, так и на эмоциональное развитие ребенка, его поведенческие установки, а также на социальные стратегии взаимодействия в зрелом возрасте [4]. Родительское отношение функционирует как основа для формирования адаптивных либо дезадаптивных поведенческих моделей и установок в отношении окружающего мира, что, в свою очередь, определяет дальнейшее социальное и психологическое функционирование личности в обществе [5]. Несоответствующие или дисфункциональные стили родительского отношения, такие как гиперконтроль, гипопротекция, дефицит эмоциональной близости или чрезмерная опека, могут способствовать развитию таких нарушений пищевого поведения, как булимия, компульсивное переедание и нервная анорексия [11].

 

Влияние семейной среды на пищевое поведение особенно значимо в подростковом возрасте, когда происходит активное становление пищевых привычек и формирование пищевых установок [7] и в значительной степени определяется примерами, которые они наблюдают в семье, а также особенностями родительского подхода к организации питания и установками в отношении пищи [3]. В связи с этим эмпирическое исследование взаимосвязи этих показателей играют особо важную роль. Основной гипотезой исследований выступило предположение о том, что существует взаимосвязь родительского отношения и пищевого поведения подростков.

 

На основе результатов диагностики по шкале оценки пищевого поведения (ШОПП) мы видим, что в среднем подростки в выборке больше всего склонны к эпизодам переедания и испытывают неудовлетворенность своим телом, при этом проблемы с доверием в отношениях выражены менее явно (таблица 1). Наиболее выраженным компонентом является «Булимия, переедание» (6,30±2,30 баллов), за которым следует «Неудовлетворенность телом» (5,37±2,25 баллов). Наименее выражен компонент «Недоверие в межличностных отношениях» (4,67±2,04 баллов). Распределение по выраженности каждой из шкал представлено на рисунке 1.

 

Таблица 1.

Результаты по шкале оценки пищевого поведения ШОПП Адаптация: О. А. Скугаревский

Показатель

Минимум

Максимум

Среднее

Стандартная отклонения

Стремление к худобе

1

8

4,83

1,63

Булимия, переедание

1

9

6,30

2,30

Неудовлетворенность телом

1

8

5,37

2,25

Неэффективность

1

8

4,87

2,22

Перфекционизм

2

9

5,22

1,70

Недоверие в МЛО

1

8

4,67

2,04

Интероцептивная некомпетентность

1

8

4,90

2,18

 

Рисунок 1. Распределение подростков по уровню выраженности шкал пищевого поведения, в %

 

Обобщая, можно сделать вывод, что наиболее проблемными аспектами пищевого поведения у исследуемых подростков являются склонность к перееданию, ощущение неэффективности, трудности в межличностных отношениях и интероцептивная некомпетентность. Эти данные указывают на необходимость и актуальность разработки профилактических и коррекционных программ, направленных на формирование здорового пищевого поведения, повышение самооценки и улучшение навыков межличностного взаимодействия у подростков, что подтверждается и результатами диагностики подростков по шкале дисфункционального отношения к еде (DEАS) (таблица 2).

 

Таблица 2.

Результаты по шкале дисфункционального отношения к еде (DEАS)

Показатель

Минимум

Максимум

Среднее

Стандартная отклонения

Отношения с пищей

14

51

30,00

10,23

Беспокойство по поводу еды и набора веса

3

15

7,30

2,43

Ограничительные и компенсаторные практики

4

14

8,30

2,40

Тяга к еде

3

8

5,43

1,64

Представления о нормальном питании

20

53

40,50

8,38

Шкала дисфункциональных убеждений о еде

48

126

91,43

16,56

 

Распределение выборки по уровням выраженности общего показателя дисфункциональных убеждений о еде представлено на рисунке 2.

 

Мы видим, что подавляющее большинство подростков (93%) демонстрируют высокий уровень дисфункциональных убеждений о еде. Для этих подростков характерно наличие устойчивых неадаптивных мыслей и установок, связанных с питанием и образом тела. Они могут проявлять чрезмерную озабоченность своим весом, формой тела, калорийностью пищи, а также демонстрировать ригидные правила питания.

 

Рисунок 2. Распределение по уровню дисфункционального отношения к еде у подростков, в %

 

Рассматривая отдельные компоненты дисфункционального отношения к еде, можно отметить следующее:

  1. Наиболее выраженным компонентом являются общие дисфункциональные убеждения о еде (72,6% от максимума), что указывает на высокий общий уровень проблемного отношения к питанию в выборке.
  2. На втором месте по выраженности находятся представления о нормальном питании (57,9% от максимума), что говорит о наличии у подростков достаточно жестких и, возможно, нереалистичных стандартов в отношении «правильного» питания.
  3. Отношения с пищей занимают третье место по выраженности (50% от максимума), указывая на умеренный уровень проблемного поведения и мыслей, связанных с едой.
  4. Ограничительные и компенсаторные практики (41,5% от максимума) выражены в меньшей степени, но все же присутствуют на заметном уровне.
  5. Наименее выражены беспокойство по поводу еды и набора веса (36,5% от максимума) и тяга к еде (36,2% от максимума), хотя их уровень также нельзя назвать низким.

Таким образом, мы видим, что наиболее проблемными аспектами для подростков являются общие дисфункциональные убеждения о еде и представления о нормальном питании, что может указывать на то, что основные трудности лежат в когнитивной сфере – в области убеждений и представлений. При этом поведенческие аспекты (ограничительные практики, тяга к еде) и эмоциональные реакции (беспокойство) выражены в меньшей степени, хотя также присутствуют на заметном уровне.

 

Описательная статистика результатов диагностики по опроснику родительских отношений ОРО А.Я. Варги – В.В. Столина представлена в таблице 3.

 

Таблица 3.

Результаты по опроснику родительских отношений ОРО А.Я. Варги – В.В. Столина

 

Показатель

Минимум

Максимум

Среднее

Стандартная отклонения

«Принятие/отвержение»

1

32

15,83

8,31

«Кооперация»

1

7

3,00

2,03

«Симбиоз»

0

6

2,77

1,35

«Авторитарная гиперосоциализация»

1

6

2,73

1,78

«Маленький неудачник»

1

7

2,93

1,86

 

Анализируя средние значения по шкалам, можно отметить, что наиболее выраженным компонентом является «Принятие/отвержение» (15,83±8,31 баллов), в то время как наименее выражен компонент «Кооперация» (3,00±2,03 баллов). Остальные шкалы имеют промежуточные значения: «Симбиоз» (2,77±1,35 баллов), «Авторитарная гиперсоциализация» (2,73±1,78 баллов) и «Маленький неудачник» (2,93±1,86 баллов). Большинство подростков воспринимают родительское отношение как умеренно позитивное, с элементами поддержки и контроля. Однако существует значительная группа, нуждающаяся в коррекции детско-родительских отношений, особенно в аспекте принятия и оценки успешности подростка.

 

На основе результатов, представленных в таблицах 4 и 5, можно сделать также ряд выводов о семейно-обусловленном состоянии и семейной тревоге подростков.

 

Таблица 4.

Результаты по методике «Семейно-обусловленное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис

Показатель

Минимум

Максимум

Среднее

Стандартная отклонения

У (общая неудовлетворенность)

7

21

11,60

3,23

Т (семейная тревожность)

3

29

13,90

7,06

Н (нервно-психическое напряжение)

7

21

13,53

4,25

 

Таблица 5.

Результаты по опроснику «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер, Юстицкис)

Показатель

Минимум

Максимум

Среднее

Стандартная отклонения

Вина

0

8

4,27

2,21

Тревога

0

8

4,67

2,10

Напряженность

1

9

4,77

2,16

Общая семейная тревожность

1

24

13,70

6,09

 

Средний уровень общей неудовлетворенности (У) составляет 11,60 баллов, что указывает на умеренный уровень дискомфорта подростков в семейной обстановке. Показатель семейной тревожности (Т) имеет среднее значение 13,90 баллов, что свидетельствует о заметном уровне беспокойства, связанного с семейной ситуацией. Уровень нервно-психического напряжения (Н) в среднем составляет 13,53 балла, что также говорит о существенном эмоциональном напряжении подростков в контексте семейных отношений.

 

Средний показатель вины составляет 4,27 баллов, тревоги - 4,67 баллов, напряженности - 4,77 баллов. Эти значения указывают на наличие умеренного уровня негативных эмоциональных переживаний подростков, связанных с семейной ситуацией. Общая семейная тревожность имеет среднее значение 13,70 баллов, что согласуется с показателем семейной тревожности из таблицы 6 и подтверждает наличие заметного уровня тревоги в семейном контексте.

 

Обобщая данные обеих таблиц, можно заключить, что подростки в исследуемой выборке испытывают умеренный уровень эмоционального дискомфорта, связанного с семейной ситуацией. Наблюдается заметный уровень семейной тревожности и нервно-психического напряжения, что может указывать на наличие определенных проблем в семейных отношениях.

 

Для доказательства гипотезы нами был проведен корреляционный анализ.

 

Корреляционный анализ (таблица 6) проводился при помощи критерия Спирмена. Данный критерий выбран в силу его непараметричнрсти, так как данные по большинству шкал не имеют нормального распределения, что было доказано при помощи критерия Колмогорова-Смирнова.

 

На основе представленных результатов корреляционного анализа можно сделать следующие выводы о взаимосвязи между особенностями родительского отношения и особенностями отношения к еде у подростков.

 

Сильная отрицательная корреляция между «Принятием/отвержением» и «Булимией, перееданием» (r = -0,788; p < 0,01) указывает на то, что чем выше уровень принятия ребенка родителями, тем ниже вероятность развития булимических тенденций и переедания у подростков. Это может быть связано с тем, что принятие со стороны родителей способствует формированию здоровой самооценки и эмоциональной стабильности.

 

Сильная отрицательная корреляция между «Кооперацией» и «Неэффективностью» (r = -0,811; p < 0,01) свидетельствует о том, что чем больше родители сотрудничают с подростком и проявляют интерес к его делам, тем меньше у подростка чувство собственной неэффективности. Это может быть связано с тем, что родительская поддержка и вовлеченность способствуют развитию уверенности в себе и своих способностях.

 

Таблица 6.

Взаимосвязи между особенностями родительского отношения и особенностями отношения к еде у подростков (критерий Спирмена)

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

 

Умеренная отрицательная корреляция между «Симбиозом» и «Неудовлетворенностью телом» (r = -0,445; p < 0,01) может указывать на то, что чрезмерная психологическая близость с родителями связана с меньшей неудовлетворенностью своим телом у подростков. Однако стоит отметить, что слишком сильный симбиоз может иметь и негативные последствия для развития автономии подростка.

 

Умеренная положительная корреляция между «Авторитарной гиперсоциализацией» и «Перфекционизмом» (r = 0,569; p < 0,01) говорит о том, что чем более авторитарны родители в своих требованиях, тем выше уровень перфекционизма у подростков. Это может приводить к повышенной тревожности и стремлению соответствовать завышенным стандартам.

 

Сильная положительная корреляция между отношением к ребенку как к «Маленькому неудачнику» и «Булимией, перееданием» (r = 0,626; p < 0,01) указывает на то, что восприятие ребенка как несамостоятельного и неуспешного связано с повышенным риском развития булимических тенденций и переедания.

 

Сильные положительные корреляции между показателями семейно-обусловленного состояния (общая неудовлетворенность, семейная тревожность, нервно-психическое напряжение) и различными аспектами нарушений пищевого поведения подтверждают важность семейного климата в формировании отношения к еде у подростков.

 

Особенно сильные корреляции наблюдаются между показателями семейной тревоги (вина, тревога, напряженность) и такими аспектами пищевого поведения, как «Интероцептивная некомпетентность» (r = 0,858; p < 0,01 для вины) и «Неэффективность» (r = 0,789; p < 0,01 для напряженности). Это указывает на тесную связь между эмоциональным состоянием в семье и способностью подростка распознавать и адекватно реагировать на внутренние ощущения, связанные с едой и эмоциями.

 

Таким образом, результаты корреляционного анализа подтверждают гипотезу о существовании значимой взаимосвязи между особенностями родительского отношения и пищевым поведением подростков. Наиболее значимыми факторами, связанными с нарушениями пищевого поведения, являются низкий уровень принятия ребенка, авторитарный стиль воспитания, восприятие ребенка как неудачника, а также высокий уровень семейной тревожности и напряженности.

 

Также были выявлены взаимосвязи между особенностями родительского отношения и пищевым поведением подростков (таблица 7).

 

Таблица 7.

Взаимосвязи между особенностями родительского отношения и пищевым поведением подростков (критерий Спирмена)

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

 

Сильная отрицательная корреляция между «Принятием/отвержением» и «Отношениями с пищей» (r = -0,768; p < 0,01) указывает на то, что чем выше уровень принятия ребенка родителями, тем более здоровые отношения с пищей формируются у подростков. Это может быть связано с тем, что родительское принятие способствует формированию позитивного образа себя и снижает потребность в компенсаторном пищевом поведении.

 

Сильная отрицательная корреляция между «Кооперацией» и «Тягой к еде» (r = -0,817; p < 0,01) свидетельствует о том, что чем больше родители сотрудничают с подростком и проявляют интерес к его делам, тем меньше у подростка выражена тяга к еде. Это может указывать на то, что родительская вовлеченность помогает подросткам развивать более адаптивные способы совладания со стрессом, не прибегая к еде как к утешению.

 

Умеренная отрицательная корреляция между «Симбиозом» и «Отношениями с пищей» (r = -0,516; p < 0,01) может говорить о том, что определенный уровень психологической близости с родителями связан с более здоровыми отношениями с едой. Однако стоит учитывать, что чрезмерный симбиоз может препятствовать развитию автономии подростка.

 

Слабая положительная корреляция между «Авторитарной гиперсоциализацией» и «Беспокойством по поводу еды и набора веса» (r = 0,205; p > 0,05) не является статистически значимой, но может указывать на тенденцию к повышению тревоги о еде и весе при авторитарном стиле воспитания.

 

Сильная положительная корреляция между отношением к ребенку как к «Маленькому неудачнику» и «Шкалой дисфункциональных убеждений о еде» (r = 0,723; p < 0,01) показывает, что восприятие ребенка как несамостоятельного и неуспешного связано с формированием нездоровых убеждений о питании.

 

Очень сильные положительные корреляции между показателями семейно-обусловленного состояния (общая неудовлетворенность, семейная тревожность, нервно-психическое напряжение) и различными аспектами дисфункционального отношения к еде подтверждают значительное влияние семейного климата на формирование пищевого поведения подростков.

 

Особенно высокие корреляции наблюдаются между показателями семейной тревоги (вина, тревога, напряженность) и «Отношениями с пищей» (r = 0,850; p < 0,01 для вины, r = 0,866; p < 0,01 для тревоги, r = 0,802; p < 0,01 для напряженности). Это указывает на тесную связь между эмоциональным состоянием в семье и формированием отношения к еде у подростков.

 

Сильная положительная корреляция между общей семейной тревожностью и «Шкалой дисфункциональных убеждений о еде» (r = 0,832; p < 0,01) подчеркивает роль семейной атмосферы в формировании неадаптивных представлений о питании.

 

Интересно отметить отсутствие значимых корреляций между большинством показателей родительского отношения и «Представлениями о нормальном питании», что может говорить о том, что эти представления формируются под влиянием более широкого социального контекста, а не только семейных отношений.

 

Таким образом, результаты корреляционного анализа подтверждают гипотезу о существовании значимой взаимосвязи между особенностями родительского отношения и пищевым поведением подростков. Наиболее значимыми факторами, связанными с формированием дисфункционального отношения к еде, являются низкий уровень принятия ребенка, недостаточная кооперация, восприятие ребенка как неудачника, а также высокий уровень семейной тревожности и напряженности.

 

На основе полученных результатов в рамках магистерского исследования автора была разработана и апробирована программа психологической работы с подростками и их семьями, направленная на оптимизацию пищевого поведения и гармонизацию детско-родительских отношений, которая показала высокую эффективность.

Список литературы

  1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Изд. центр Академия, 2014. – 238 с.
  2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М., 1995
  3. Васичева, А.Н. Влияние семьи на пищевое поведение в детском и подростковом возрасте / А.Н. Васичева, М.А. Мартынова // Казанский вестник молодых ученых. – 2019. – Том 3(№5). – С. 35-37
  4. Воликова, С.В. Отношения с матерью и отцом у подростков с расстройствами пищевого поведения / С.В. Воликова, Е.С. Носова // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: Сборник трудов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 09-11 апреля 2019 года / Ответственный редактор А.А. Бочавер. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. – С. 52-54
  5. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. – М.: Издание Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ, 1929
  6. Галиуллина, М.Б. Анализ влияния виртуального пространства на приобретение расстройств пищевого поведения / М.Б. Галиуллина, О.В. Нестерова, Н.В. Бирюкова // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 20 мая 2021 года. Том Часть 2. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и Просвещение», 2021. – С. 243-246
  7. Заяц, О.В. Пищевое поведение девушек-подростков / О.В. Заяц, Е.В. Круковская, А.И. Наумов // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. – 2017. – № 7. – С. 54-63
  8. Моисеев, А.С. Особенности детско-родительских отношений подростков и их родителей / А.С. Моисеев, Н.В. Костогорова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2023. – № 3(70). – С. 377-390
  9. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Носко. – Владивосток, 2003. – 127 с.
  10. Рафикова, Ю.С. Клинико-метаболическая характеристика и особенности пищевого поведения у подростков, родившихся недоношенными: дис. ... канд. мед. наук : 14.01.08 / Ю.С. Рафикова. – Томск, 2020. – 159 с.
  11. Ходаева, К.Н. Нарушения пищевого поведения у подростков / К.Н. Ходаева, И.Ю. Лазарева // Современные исследования проблем семьи и детства: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 24 ноября 2021 года / Сост. А.А. Базулина. – М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. – С. 341-347
  12. Lewinsahn, P.M. Gender differences in eating disorders symptoms in young adults / P.M. Lewinsahn, J.R. Suley, K.C. Moerk, R.H. Striegel-Moore // International Journal of Eating Disorders. – 2002. – Vol. 32. – P. 426-440
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее