ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЙ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЙ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ

В статье рассмотрены особенности родительского отношения и проведено исследование взаимосвязей стилей семейного воспитания и самооценки подростков.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (154), Февраль ‘24

Дата публикации 05.02.2024

Поделиться

С самого раннего детства родители играют ключевую роль в формировании самооценки ребенка. С наступлением переходного возраста наступает время самоопределения и развития «Я». С кем Я? Против кого Я? Идентичность начинает развиваться в процессе непрерывного взаимодействия со сверстниками, через принадлежность к группе себе подобных. Наступает важный и значительный этап в жизни полный изменений: физических, эмоциональных, социальных. Ответственность за подростка, за его интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие лежит на родителях. И их основная задача – создать положительное отношение к себе, к окружающему миру. Поэтому важно изучить влияние стиля родительского воспитания подростка и уровня его самооценки. Вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования.

Исследования таких психологов как А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер подтверждают, что воспитание в семьеможет оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность ребенка, его мотивацию и успехи в жизни, его знания и представления о себе самом, что объединяется в общее понятие самооценки [1, 2, 9, 13].

Анализ научной литературы позволяют выявить, что существует взаимосвязь между самооценкой и типом взаимоотношений в семье. Дети, чьи отношения с родителями характеризуются теплотой, доверием и уважением, обычно имеют адекватную самооценку и хорошую адаптированность в обществе. В то время как дети с низкой самооценкой и чувством изоляции, которые проявляют малую социальную активность и испытывают неудовлетворенность в межличностных контактах, чаще всего имеют неблагоприятный опыт внутрисемейных отношений.

На базе гимназии №2 г. Коломна было проведено исследования уровня самооценки подростков с целью выявления его связи с типом семейного воспитания. В исследовании приняло участие 47 учеников 7 классов в возрасте 13-14 лет, а также 47 человек родителей – 32 матерей и 15 отцов. Всего в исследовании приняло участие 94 человека.

В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: шкала самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан), Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности», Опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель – ребенок – ВРР».

После проведения диагностики уровня самооценки были получены результаты, отображенные на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня самооценки подростков по двум методикам: Дембо-Рубинштейн и Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности»

Если рассмотреть гистограмму, можно сделать выводы, что результат по низкой самооценкевыявлен у 12%подростков по методике Дембо-Рубинштейн и 10%подростков по методике опросника Г.Н. Казанцевой. Значения средней самооценки хоть и разнятся, но имеют преобладающие значения в обеих методиках: у 50% подростков по методике Дембо-Рубинштейн и 83% подростков по методике опросника Г.Н. Казанцевой. Значения высокого уровня самооценки отмечено у 38% подростков по методике Дембо-Рубинштейн и у 17% подростков по методике опросника Г.Н. Казанцевой. Обе методики показывают преобладание среди опрашиваемых средней и высокой самооценки над низкой.

Теперь перейдем к результатам диагностики взаимодействия родитель-ребенок по опроснику И.М. Марковской, которые отображены в таблице 1.

Табл. 1 – Распределение оценок родителей по опроснику И.М. Марковской «Взаимодействие родитель – ребенок – ВРР»

 

 

Данные, представленные в таблице 1, показывают, что у родителей подростков преобладают средние оценки по шкалам: «Нетребовательность – требовательность», «Мягкость – строгость», «Автономность – контроль», «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость», «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество», «Несогласие – согласие», «Удовлетворенность отношениями». Высокие оценки преобладают по шкалам: «Отвержение – принятие», «Непоследовательность – последовательность», «Авторитетность родителя». Данные показатели говорят о невысоком уровне ожидания родителями ответственности у своих детей. Вероятнее всего во многих семьях устанавливаются довольно строгие правила и меры во взаимоотношениях с детьми, имеет место метод принуждения ребенка к чему-либо, нонаряду со строгостью родители проявляют выраженный контроль, что в целом может показывать и небезразличное отношение к ребенку, и стремление родителя привить ему самостоятельность. Однако, довольно высокие значения по шкалам «Отвержение – принятие», «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество» и «Несогласие – согласие» говорят о том, что родители готовы понимать своих детей и оказывать необходимую поддержку, о способности родителей адекватно воспринимать самые разные качества своих детей и проявлять к этому уважение, о довольно активном взаимодействии родителей с детьми, и о признании прав своих детей.  Чаще родители постоянны в своих требованиях и справляются с выдерживанием границ во взаимоотношениях с детьми. Но довольно низкие показатели в удовлетворенности отношениями могут свидетельствовать о возможных конфликтах с детьми и переменами в структуре родительско-детских отношений. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в большинстве семей дети получают тепло, поддержку и принятие от своих родителей, что большинство родителей в этом исследовании являются гибкими личностями, которые прислушиваются к своим детям, когда у них есть объяснения и доводы по поводу своих взглядов.

Для выявления взаимосвязи о наличии влияния типа семейного воспитания на уровень самооценки подростков был использован непараметрический статистический метод – расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена при помощи программы Statistica 10.0.

Показатели статистически значимых результатов расчета корреляции по Спирмену приведены в таблице 2:

Табл. 2 – Статистически значимые результаты расчета корреляции по Спирмену

По данным таблицы2 видно, что есть высокая, прямая, положительная статистически значимая взаимосвязь между переменными «Самооценка по Дембо-Рубинштейн» и «эмоциональная близость» (R=0,549 при р=0,469), а также умеренная, прямая, положительная связь между переменными «Самооценка по М.Г. Казанцевой» и «эмоциональная близость» (R=0,332 при р=0,288). У переменной «принятие» наблюдается высокая, прямая, положительная связь с переменной «Самооценка по Дембо-Рубинштейн» (R=0,519 при р=0, 469) и умеренная, прямая, положительная связь с переменной «Самооценка по М.Г. Казанцевой» (R=0,340 при р=0,288). Критерий «удовлетворенность отношениями» имеет средние, прямые, положительные связи с переменными «Самооценка по М.Г. Казанцевой» (R=0,393 при р=0,374) и «Самооценка по Дембо-Рубинштейн» (R=0,392 при р=0,374). А также выявлена умеренная, обратная, отрицательная взаимосвязьмежду переменными «Самооценка по М.Г. Казанцевой» и «строгость» (R=-0,336 при р=0,288).

Модель продемонстрировала, что семейные узы являются наиболее важным предиктором повышения самооценки у участников. Исходя из этих данных можно сказать, что чем выше уровень эмоциональной близости между родителями и подростками, чем больше родители принимают своих детей такими, какие они есть, чем выше удовлетворенность отношениями и микроклимат в семье, тем выше уровень самооценки подростков. И наоборот, жесткие правила во взаимоотношениях между родителями и подростком, суровость, строгость мер,применяемых к нему, склонность родителей к авторитарному или даже деспотичному стилю воспитания ребёнка, способствуют снижению уровня самооценки. Исследования показали тесную взаимосвязь между стилем общения с родителями и самооценкой.

Список литературы

  1. Варга А. Я., Столин В.В. Дела семейные / М.: Просвещение. 2004. С.75-78
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей / АСТ, 2014.С.39-45
  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования // Учебное пособие – М: Гардарики, 2007. С.151-159
  4. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / СПб: Детство-Пресс. 2006. С. 380-395

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary