Студенческий возраст представляет собой период, в котором юноши и девушки наиболее озабочены своей внешностью, так как именно образ своего «Я» оказывает наибольшее влияние на личность и самооценку студентов [3, с. 365].
В студенческом возрасте также наиболее важным является то, как юношей и девушек воспринимают в обществе, поэтому внешний облик имеет для них огромное значение, требования к себе становятся более жесткими [13, с. 57]. Образ тела обесценивается, перестает быть чем-то интимным, студенты пытаются привлечь внимание и определить свою значимость любыми способами. Чаще всего такое поведение можно заметить именно у девушек, а не у юношей.
Так же, Т.В. Драгунова отмечает в своих работах, что студенты зачастую неспособны отличить ложный дефект внешности от реального, также и в обратном порядке, то есть не принимают реальный дефект в своем внешнем облике [4, с. 96]. В следствии у студентов складываются нереалистичные представления о своем внешнем облике, они предъявляют к себе завышенные требования, чувствую себя отчужденными, не понятыми и не принятыми обществом. Из-за того, что внешний облик является ключевым в жизни студентов и, по их мнению, от этого зависит их место в обществе, способствует развитию тревожности относительно собственной внешности [6, с. 199].
Анализируя все вышесказанное можно утверждать, что в юношеском возрасте становится очень важным, как студента воспринимают в социуме, именно поэтому они предъявляют высокие требования к своему образу. Если у юношей и девушек существуют дефект или особенность внешнего облика, это может способствовать развитию психического расстройства. Так как юноши и девушки чрезмерно зациклены на своем внешнем облике, это способствует не только развитию психических расстройств, но и развитию расстройств пищевого поведения (РПП).
К основным причинам, способствующим развитию расстройств пищевого поведения, выступают чрезмерное зацикливание на своем внешнем облике, которое влечет за собой формирование заниженной самооценки, а также выраженная обеспокоенность своим весом. В таких случаях юноши девушки стараются прибегать к различным диетам, изменяя при этом привычную систему питания и пищевых привычек, которые в свою очередь, вызывают нарушения в функционировании организма [7, с. 227].
Студенты, у которых сформирована заниженная самооценка, воспринимают свой образ тела как единственный способ самоутверждения в социуме, у таких студентов наибольшая вероятность развития расстройств пищевого поведения [9, с. 143].
Нарушения пищевого поведения в большей степени характерны для молодого возраста. По мнению А.Н. Дорожевец именно девушки и парни юношеского и подросткового возраста более подвержены нарушениям пищевого поведения [8, с. 84].
По мнению Б.Ю. Приленского, нарушения пищевого поведения, выражаются в следующих заболеваниях: нервная анорексия, нервная булимия, ожирение, психогенное переедание и т.д. Расстройства пищевого поведения – наиболее опасные и трудно поддающиеся лечению расстройства [8, с. 86].
А.Н. Дорожевец экспериментально доказывает, что лица с нарушением пищевого поведения характеризуются пластичностью самооценки, для них чрезмерно значимы чужое мнение, желание, взгляды. У них возникают сильные беспокойства о том, какими их увидят окружающие, они склонны приспосабливаться и думать, что плохо контролируют свою жизнь. Таким образом можно говорить о влиянии самооценки и самоотношения на нарушения пищевого поведения [8, с. 94].
Одними из самых распространенных расстройств пищевого поведения выделяют нервную анорексию и булимию. К признакам, указывающим на наличие анорексии или булимии, относят:
- Крайне выраженную озабоченность собственным весом;
- Нереалистичные представление о собственном внешнем образе;
- Приемы пищи теряют свою ценность [12, с. 229].
Симптомами проявления нервной анорексии служат снижение собственного веса. Проявляется нервная анорексия следующим способом. То есть юноши и девушки уверены в том, что имеют лишний вес, далее это перерастает в недовольство свои внешним обликом, что в свою очередь влечет за собой развитие нервной анорексии [2, с. 187]. Поскольку студенты, в силу своих возрастных особенностей, к образу своего тела относятся критично, любой дефект внешнего облика воспринимается слишком остро или же является совсем нереалистичным, также является фактором, влияющим на развитие нервной анорексии.
Проявление такого расстройства пищевого поведения, как нервная булимия, проявляется следующим образом. Юноши и девушки сталкиваются с регулярными приступами переедания, прием пищи становится постоянным и необходимым ритуалом. Симптоматикой нервной булимии выступает излишняя зацикленность на собственном весе и ее регулярный контроль. Данные симптомы способствуют поиску решений избавиться от лишних приемов пищи [1, с. 53]. Так же, юноши и девушки, включают в планирование дня, в первую очередь, планирование приемов пищи, а уже после остальные свои планы. Отличия нервной булимии от нервной анорексии заключаются в том, что приемы пищи имеют свою ценность, является приоритетом, а также как уже отмечалось выше, вся деятельность и другие ценности формируются, отталкиваясь от приемов пищи. У студентов, имеющих такое заболевание, как нервная булимия, наблюдается компульсивное переедание, это способствует тому, что студенты начинают винить и ненавидеть себя за лишние или более объемные приемы пищи. Также к признакам проявления нервной булимии необходимо то, что при компульсивных перееданиях, студенты прибегают к попыткам избавиться от лишнего съеденного [5, с. 14].
Для того, чтобы выявить взаимосвязь между самооценкой студентов и расстройствами пищевого поведения проводилось исследование среди обучающихся 1 курса, в котором участвовали 23 человека в возрасте 18-19 лет. Исследование проводилось на базе Самарского социально-педагогического университета.
На первом этапе исследования осуществлялся анализ научной литературы по проблемам восприятия собственного тела и расстройств пищевого поведения в студенческом возрасте. На втором этапе исследования осуществлялось планирование эксперимента, подбор диагностического инструментария. На третьем этапе исследования была проведена диагностика пищевых нарушений, самооценки и уровня притязаний, самоотношения. Четвертый этап включает в себя формулирование основных результатов и выводов по проведенному исследованию.
В исследовании использовались следующие методики:
Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан) – метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Тамарой Дембо в 1962 году и дополненный Сусанной Рубинштейн в 1970 году.
Обследуемым предлагается на горизонтальных линиях отметить уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".
Шкала оценки пищевого поведения (ШОПП) применяется для диагностики нарушений пищевого поведения, в первую очередь, для оценки характерных признаков, присущих нервной анорексии и нервной булимии.
Опросник позволяет оценить такие составляющие нарушения пищевого поведения как выраженность беспокойства о весе, наличие эпизодов переедания и очистительного поведения, а также поведенческие стереотипы: перфекционизм, ощущение общей неадекватности, чувство отстраненности от контактов с окружающими, оценка способности четко дифференцировать свои внутренние ощущения [11, с. 44].
Для того чтобы выявить взаимосвязь между самооценкой студентов и расстройства пищевого поведения необходимо определить какое количество студентов имеют заниженную самооценку.
Результаты психодиагностического исследования студентов по методике Дембо – Рубинштейна «Исследование уровня притязания и самооценки» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Исследование уровня притязания и самооценки
Уровни |
Кол-во студентов |
|
Самооценка |
Очень высокий |
4 (18%) |
Высокий (норма) |
3 (13%) |
|
Средний |
6 (26%) |
|
Низкий |
10 (43%) |
|
Притязания |
Очень высокий |
4 (18%) |
Высокий (норма) |
5 (22%) |
|
Средний |
7 (30%) |
|
Низкий |
7 (30%) |
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что 16 (70%) студентов имеют средний и низкий уровень самооценки, 7 (30%) студентов очень высокий и высокий уровень.
Низкий и средний уровень самооценки свидетельствуют об адекватной самооценке. Высокий и очень высокий уровень показывает наличие завышенной самооценки, что в свою очередь свидетельствует о наличии отклонений в развитии личности. Завышенная самооценка указывает на то, что личность еще не сформировалась, не умеет адекватно оценить свой труд, сравнивать себя с другими. Низкий уровень притязаний указывает на заниженную самооценку. Это говорит о том, что формирование личности происходит неблагополучно. Как правило, студенты, имеющие заниженный уровень самооценки, входят в «группу риска».
По результатам исследования уровня притязаний было выявлено, что 14 (61%) студентов обладают средним и низким уровнем притязаний, а 9 (39%) имеют очень высокий и высокий уровень притязаний.
Студенты, имеющие средний уровень притязаний, могут реально оценивать свои возможности. Высокий уровень свидетельствует об оптимальном представлении своих возможностей, что является важным фактором личностного развития. Заниженный уровень притязаний указывает на неблагополучное развитие личности.
Данный, полученные в результате применения Теста опросника самоотношения (ОСО) показали, что по шкале самопринятия у 10 (44%) студентов высокий уровень самовосприятия, у 9 (39%) средний уровень, а у 4 (17%) студентов низкий уровень.
Наличие высокого уровня самоотношения указывает на недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя. Средний уровень самоотношения отражает аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Низкий уровень самоотношения свидетельствует о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе») [10, с. 830].
По результатам опросника шкала оценки пищевого поведения (ШОПП) были получены следующие результаты: 4 (17%) студентов не имеют нарушений пищевого поведения, а 19 (83%) студентов имеют нарушения пищевого поведения, а именно: 11 (48%) студентов имеют склонность к булимии, а 12 (52%) студентов имеют склонность к стремлению к худобе.
Стремление к худобе основывается на том, что студент сильно обеспокоен образом своего тела, поэтому прибегает к постоянным диетам. Булимия проявляется в постоянном переедании и попытках очищения потребляемой продукции.
Для того, чтобы выявить взаимосвязь использовался коэффициент корреляции Спирмена (обозначается rs). Коэффициент позволяет определить корреляционную связь, то есть согласованные изменения двух и более признаков. Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого.
Корреляционные связи различаются по форме, направлению и силе. По форме корреляционная связь может быть прямолинейной или криволинейной. По направлению корреляционная связь может быть положительной (прямой) и отрицательной (обратной). При положительной корреляции коэффициент корреляции имеет положительный знак (+), при отрицательной корреляции – отрицательный знак (-). Сила связи не зависит от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции. Максимальное возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r=1,00; минимальное r=0.
Сильная связь отмечается при коэффициенте корреляции r>0,70, средняя – при 0,50<r<0,69, умеренная – при 0,30<r<0,49, слабая – при 0,20<r<0,29, очень слабая – при r<0,19 (по Е. Сидоренко).
Другая классификация корреляционных связей определяет:
- высокую значимость корреляции при r, соответствующем уровню статистической значимости р<0,01;
- значимую корреляцию – при г, соответствующем уровню статистической значимости р<0,05;
- тенденцию достоверной связи – при г, соответствующем уровню статистической значимости р<0,10. Эта классификация учитывает объем выборки.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя группами признаков.
Таблица 2.
Определение корреляционной связи между группами признаков
Шкала оценки пищевых нарушений (ШОПП) |
Методика Дембо-Рубинштейна «Исследование уровня притязания и самооценки» |
Коэффициент корреляции |
Стремление к худобе |
Уровень притязаний |
0,428 |
Стремление к худобе |
Уровень самооценки |
0,436 |
Булимия |
Уровень притязаний |
0,200 |
Булимия |
Уровень самооценки |
0,247 |
Обработка результатов диагностики «Шкала оценки пищевых нарушений» и методики Дембо-Рубинштейна «Исследование уровня притязаний и самооценки» с помощью корреляции Спирмена показала наличие слабой и умеренной взаимосвязи между показателями:
- Булимия-уровень притязаний (rs= 0,200);
- Булимия-уровень самооценки (rs= 0,247);
- Стремление к худобе-уровень притязаний (rs= 0,428);
- Стремление к худобе-уровень самооценки (rs= 0,436).
Из этого следует, чем выше уровень притязаний, тем больше выражена склонность к булимии. Чем выше уровень самооценки, тем более выражена склонность к булимии. Чем выше уровень притязаний, тем больше выражено стремление к худобе. Чем выше уровень самооценки, тем более выражено стремление к худобе.
Таблица 3.
Определение корреляционной связи между группами признаков
Шкала оценки пищевых нарушений (ШОПП) |
Тест опросник самоотношения (ОСО) |
Коэффициент корреляции |
Стремление к худобе |
Восприятие |
0,268 |
Булимия |
Восприятие |
0,063 |
Обработка результатов диагностики «Шкала оценки пищевых нарушений» и теста опросника самоотношения (ОСО) с помощью корреляции Спирмена показала наличие слабой и очень слабой взаимосвязи между показателями:
- Стремление к худобе-восприятие (rs= 0,268);
- Булимия-восприятие (rs= 0,063).
Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше уровень восприятия, тем более выражено стремление к худобе. Чем ниже уровень восприятия, тем больше выражена склонность к булимии.
Список литературы
- Айвазян, Е. Б. и др. Психосоматика: телесность и культура: учеб. пособ. / Е. Б. Айвазян, Г. А. Арина, Ю. П. Зинченко. – М.: Академический Проект, 2009. – 311 с.
- Березкина-Орлова, В. Б. Телесная психотерапия. Бодинамика: монография / В. Б. Березкина-Орлова. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 409 с Бескова, И. А. и др. Природа и образы телесности: монография / И. А. Бескова, Д. А. Бескова, Е. Н. Князева. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 456 с.
- Выготский, Л. С. Психология: монография / Л. С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
- Драгунова, Т. В. Подросток: монография / Т. В. Драгунова. – М.: Знание, 1976. – 213 с.
- Дурнева, М. Ю. Формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. – М., 2014. – 30 с.
- Иванов Д.В., Хохрина А.А. Образ тела у подростков с нарушениями пищевого поведения // Вестник университета. – 2019. - №6. – С. 198-204.
- Леушина, Е. А. и др. Донозологическая диагностика дезадаптивного пищевого поведения у лиц молодого возраста / Е. А. Леушина, Е. А. Морощенко, Е. А. Тукмачева//Сб. статей XII Международной научно-практической конференции «Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения», Пенза, 05 марта 2019 г. – Пенза, 2019. – С. 226-228.
- Михайлова, А. П. Пищевое поведение в норме, в условиях стресса и при патологии: библиографический обзор / А. П. Михайлова, А. В. Штрахова//Вестник Южно-Уральского государственного университета: серия Психология. – 2018. – Т. 11. – № 3. – С. 80-95.
- Никитин, В. Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд: монография / В. Н. Никитин. – М.: Когито-Центр, 2006. – 320 с.
- Рубан, Т. А. Изучение удовлетворенности подростков своим телом//Молодой ученый. – 2016. – № 28. – С. 829-831.
- Скугаревский, О. А. Образ собственного тела: разработка инструмента для оценки / О. А. Скугаревский, С. В. Сивуха// Психологический журнал. – 2006. – № 2. – С. 40-48.
- Справочник по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985. – 414 с.
- Холмогорова, А. Б. Стандарты внешности и культура: роль физического перфекционизма и его последствия для эмоционального благополучия людей в нашу эпоху / А. Б. Холмогорова, П. М. Тарханова//Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 52-65.