В современном обществе изучение ценностных ориентаций молодежи является актуальным и требующим особого внимания вопросом, так как именно в этом возрасте идут интенсивные процессы становления системы ценностей, в соответствии с которой молодые люди будут строить свою жизненную перспективу, делать свои выборы в жизни, обретать смыслы.
Категории ценностей и ценностных ориентаций на протяжении всего становления социального общества была предметом интереса исследователей.
Так, И. Канту (1724–1804) ценности представлялись как некая мораль, в соответствии с которой человек поступает тем или иным образом. Позже, представителями неокантианства, интерес уделялся таким понятиям как определение ведущих ценностей, пересмотр существующих ценностей, мнимые ценности [4].
Важной в формировании представлений о ценностях является теория, созданная Э. Дюркгеймом, предложившего различать индивидуальные (физиологические) и коллективные представления о ценностях - созданные в результате взаимодействия членов общества: «вещь» не содержит в себе ценности, ценностью ее наделяет общество [1].
Следующим этапом является появление концепции социальных представлений С. Московичи, согласно которой ценностям присвоен динамичный характер. Современные исследователи также придерживаются данного направления в исследовании ценностных ориентаций. Так, в 2020 году М.С. Яницким представлена структурно – динамическая модель, включающая стадии и процессы ценностного развития, а также механизмы их реализации [5].
Выведенные положения о динамичности процессов формирования и существования ценностей имеют особое значение в настоящем времени, характеризующемся непрерывными трансформационными процессами, влекущими за собой изменения в моделях поведения членов общества, смысложизненных ориентирах, культурных обычаях, принятых нормах нравственности, традициях [2].
Динамичный характер ценностей дает представление о возможности проведения работы по наполнению и изменению формирующейся системы ценностей.
Целью проведенного исследования является определение ведущих ценностных ориентаций молодежи Волгограда (на примере студенчества). В исследовании приняло участие 50 человек: 25 девушек и 25 юношей, учащихся в высших учебных заведениях.
Для изучения ценностных ориентаций использован опросник ценностей Ш. Шварца, состоящий из двух частей: вопросы первой части «Обзор ценностей» позволяют определить внутренние ориентиры – нормативные идеалы личности; вопросы второй части «Профиль личности» отражают особенности социального поведения личности.
Методика Ш. Шварца позволяет определить общий уровень важности десяти типов ценностей: достижение, власть, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, доброта, универсализм, традиции, безопасность, конформность.
Полученные ранговые значения ценностных ориентаций представителей студенческой молодежи Волгограда на уровне нормативных идеалов представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Ранговые значения ценностных ориентаций представителей студенческой молодежи Волгограда на уровне нормативных идеалов
Тип ценности |
Ранговое значение |
Тип ценностей |
Ранговое значение |
Конформность |
7 |
Стимуляция |
9 |
Традиции |
10 |
Гедонизм |
1 |
Доброта |
4 |
Достижения |
3 |
Универсализм |
8 |
Власть |
6 |
Самостоятельность |
5 |
Безопасность |
2 |
Полученные ранговые значения ценностных ориентаций представителей студенческой молодежи Волгограда на уровне социального поведения (профиль личности) представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Ранговые значения ценностных ориентаций представителей студенческой молодежи Волгограда на уровне социального поведения (профиль личности)
Тип ценности |
Ранговое значение |
Тип ценностей |
Ранговое значение |
Конформность |
6 |
Стимуляция |
7 |
Традиции |
10 |
Гедонизм |
1 |
Доброта |
5 |
Достижения |
3 |
Универсализм |
8 |
Власть |
9 |
Самостоятельность |
2 |
Безопасность |
4 |
Для наглядности результаты опроса представлены в виде графика 1 «Ранговые значения ценностных ориентаций представителей студенческой молодежи Волгограда».
График 1. «Ранговые значения ценностных ориентаций представителей студенческой молодежи Волгограда».
Сравнив представленные на графике данные о рангах ценностей, видим различия на уровне нормативных идеалов и социального поведения по следующим типам ценностей: безопасность, власть, стимуляция, самостоятельность, доброта, конформность. Такие различия могут быть обусловлены собственными ограничениями человека, проявляться как результат группового давления, традиций, следования принятым моделям поведения.
Ценности, которые получили высокие ранги - от 1 до 3 - являются значимыми, низкий ранг – от 7 до 10 свидетельствует об их низкой значимости.
Значимыми ценностями на уровне нормативных идеалов являются гедонизм, безопасность и достижения, ценностями с низким уровнем значимости – конформность, универсализм, стимуляция и традиции.
Значимыми ценностями на уровне социального поведения (профиль личности) являются гедонизм, самостоятельность и достижения, ценностями с низким уровнем значимости – стимуляция, универсализм, власть и традиции.
Общими значимыми ценностями для уровня нормативных идеалов и уровня социального поведения являются гедонизм и достижения.
Согласно теории Ш. Шварца характеристикой типа ценностей «гедонизм» служит мотивация к наслаждению (удовольствия, наслаждение жизнью); ведущей характеристикой типа «достижения» является личный успех, проявляющийся через компетентность в соответствии с принятыми социальными стандартами, влекущее за собой получение социального одобрения.
Общими ценностями с низким уровнем значимости для обеих групп, являются универсализм, стимуляция, традиции.
Мотивационной целью универсализма служит терпимость, понимание, защита благополучия людей и природы, мотивационной целью стимуляции - стремление к новизне и глубоким переживаниям; традиций – уважение, а также принятие обычаев и идей, свойственных культуре, и следование им.
Полученные данные могут быть использованы для проведения дальнейших исследований ценностей, свойственных представителям молодежи, в том числе отслеживания процесса изменения ведущих значимых ценностей в динамике.
Список литературы
- Ивашечкина Д. Е. Понятия ценностных и религиозных установок в работах Э. Дюркгейма и Б. Малиновского / Д. Е. Ивашечкина - Текст: непосредственный // Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение: сборник материалов конференции. — Екатеринбург: Деловая книга, 2019. — С. 44-46 (Дата обращения 10.04.2025)
- Каменная Е.О. Ценностные ориентации молодежи в современной культуре (на примере студентов ВГУЭС) // Сервис +. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-molodezhi-v-sovremennoy-kulture-na-primere-studentov-vgues (дата обращения 09.04.2025)
- Лихачёва Е.А., Шумакова О.А. Ценностно-смысловые предпочтения современных студентов // Психология. Психофизиология. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-predpochteniya-sovremennyh-studentov (дата обращения 09.02.2025)
- Рындина А.С.. Истоки теории ценностей в социологии и направления ее развития // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-teorii-tsennostey-v-sotsiologii-i-napravleniya-ee-razvitiya (дата обращения: 09.02.2025)
- Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // СибСкрипт. 2020. №1 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti-i-sotsialnyh-obschnostey-strukturno-dinamicheskaya-model-i-ee-primenenie-v (дата обращения: 09.02.2025)