ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

40

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (169), Май ‘24

Дата публикации 17.05.2024

Поделиться

Отношения с другими людьми зарождаются и активно развиваются в детском возрасте. Опыт от таких отношений является фундаментом для развития личности ребёнка и во много определяет особенности его отношения к себе, другим, и к миру в целом. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делает группу сверстников для школьника чрезвычайно важной и ценной. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. В статье рассмотрена проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте, особенности процессов формирование личности в данный период.

Взаимоотношение - субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания, и интенсивность процесса общения [4, с.12].

В начальной школе дети стараются как можно быстрее установить связи со сверстниками. Ведь приобретение друзей среди своих сверстников – является важной задачей для развития в данном возрасте. Поэтому от ребёнка требуется научиться взаимодействию со сверстниками.

В младшей школе формируется понятие дружбы и взаимной привязанности. Среди детей встречается также групповая дружба. Благодаря такому взаимоотношению как дружба, дети начинают осознавать себя и считает себя частью общества.

В коллективе младших школьников складываются различные взаимоотношения: одних школьник выбирает, других не выбирает, а остальных может отвергать. Отношение к другим может быть, как устойчивое, так и не устойчиво.

Если описывать взаимоотношение младших школьников, то зарубежные исследователи лишь ограничиваются игровым или же предметно-практическим взаимодействием детей. Рассматривая общение как навык накопления этого взаимодействия.

В 30-е гг. Ж. Пиаже утверждал, что разделение точки зрения равных ребёнку лиц – подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, который характерен всем детям по отношению к другим людям. Пиаже указывал на то, что сверстник является значимым фактором социализации детей [2, с.89].

На главную роль сверстников в развитие взаимоотношений указывают многие авторы, указывая при этом различные условия влияния общения с другими детьми. Дж. Мид говорил, что навыки общения развиваются через способность ребёнка брать различные роли. Л. Ли утверждал, что сверстники учат прежде всего межличностному пониманию, при этом адаптировать своё поведение под чужое [2, c.10].

Когда младший школьник общается со сверстниками, то он приобретает собственный опыт в общение с другими и качества социально-значимости: умение понимать сверстников, вежливость, способность к взаимодействию. Благодаря взаимоотношению, дети дают основу для проявления эмоционального отклика и поможет развить самоконтроль. Но также важна социально-психологическая атмосфера в коллективе. Атмосфера создаёт оптимальное условие для развития младшего школьника: даёт чувство защищённости, удовлетворяет потребности ребёнка в контакте со сверстниками, позволяет стать значимым для других людей. Ребёнку в младшем школьном возрасте приходится сталкиваться с трудностью в общение со сверстниками. Они сталкиваются с различием речевых и эмоциональных взаимоотношений между сверстниками, с разной волей и разными личностями. [1, c.154]

Отношения к друзьям и понимание дружбы имеют динамику на протяжении младшего школьного возраста. Для детей 5-7 лет друзья – прежде всего те, с кем ребёнок играет и больше общается и видится чаще других. Выбор друга определяется с помощью внешних признаков. Для этого возраста характерно обращение внимание на поведение, нежели на личность. В этот период дружественные связи непорочны и недолговечны, они быстро заканчиваются и также быстро обрываются.

В 8 и 11 лет дети считают друзей тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Чтобы возникла взаимная симпатия и дружба, для детей важны такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно у ребёнка во время школьной деятельности складывается система личных отношений в классе.

Дети в начальной школе дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, дерутся, вредничают. Все эти виды взаимоотношений переживаются и преподносят разнообразные эмоции. Причины, которые лежат в основе возникновения этих проблем очень разнообразны. Наиболее распространёнными являются психологические особенности детей (агрессивность, обидчивость, застенчивость и другие особенности). В основе проблем лежат также различные представления о нормах морали и поведения, неврологические причины, влияние родительских установок, стилей воспитания, позиции учителей.

В благоприятном коллективе взаимоотношения между младшими школьниками складываются дружеские связи, обмен опытом и помощь, а также взаимное уважение. В процессе игр или учебных занятий дети испытывают великое удовольствие от общения друг с другом. Учащиеся младших классов проявляют активность и энтузиазм, разделяют заботы одноклассников и радуются их успехам. Однако даже в такой среде ученики все равно складываются в маленькие группы, внутри которых выделяются лидеры и дети сходятся по общим интересам, увлечениям или взаимной симпатии.

Проблема в взаимоотношениях в младшем школьном возрасте неизбежны и требуют внимания и дальнейшего решения. Задача учителя, или родителя, помочь каждому раскрыть свою ценность и показать свои возможности, дабы им было легче общаться со своими сверстниками.

Неблагоприятная атмосфера в классе способствует закрытости детей, особенно для тех, кто малообщителен и не может постоять за себя. В коллективе младшие школьники очень часто смотрят кто как одевается, какую музыку слушают, как ведет себя, и исходя из всего этого принимают детей в свои группы или же нет. [5, c.36]

В наше время у некоторых детей наблюдается дефицит общения и положительных эмоций. Связанно это с психологической атмосферой в классе. Ведь атмосфера в коллективе должна предоставлять условия для благополучного развития: ребёнок должен себя чувствовать себя защищённо в коллективе, и быть значимым для других детей.

Среди детей встречаются те, кто из-за различных обстоятельств испытывает трудности с интеграцией в группу, и зачастую ответственность за это ложится на педагогов. Учитель должен разобраться в сути проблемы и помочь ребенку стать частью коллектива. Для младших школьников учитель является авторитетом, который содействует формированию личности и умению общаться с другими детьми, что играет важную роль в развитии отношений между ними. [3, c.108]

При входе в мир образования малыши впервые оказываются в ситуации, где их действия подвергаются оценке со стороны других людей. Образование отношений с окружающими способствует формированию у детей навыков общения и поведения в коллективе. Способы взаимодействия, усвоенные в раннем возрасте, могут послужить основой для социального развития в будущем. Однако для того чтобы младшие школьники смогли эффективно применять эти стратегии, им требуется поддержка и помощь. Чтобы выявить какие-то причины для этой помощи и использовались приведённые выше методики на выявление взаимоотношения и оценки классного коллектива. Скорее в этом коллективе существует недопонимание и недоверие к сверстникам, из-за этого некоторые дети считают коллектив не сильно благоприятным и плохо общаются с учениками. Ситуацию в классе может улучшить только учитель, поэтому можно выдвинуть следующие рекомендации:

1. Применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимокнтроль.

2. Помогать в формировании положительного образа ученика среди своих сверстников.

3. Помочь обучающимся почувствовать свою значимость через освоение и самостоятельность.

4. Помочь детям осмыслить свои ошибки, и понять какой позитивный опыт они могут получить.

5. Формирование общих традиций в классе, участия в общешкольных традиционных делах, которые способствуют сплочению коллектива.

6. Попытаться привлечь к деятельности класса «отвергнутых» детей, найти для них поручения, которые помогут им раскрыть свои способности.

7. Совместные прогулки, экскурсии и походы.

Список литературы

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: учебное пособие/ В. В. Абраменкова. - Москва: ПЕР СЭ, 2017. - 431 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
  3. Лазарев М.А., Подвойский В.П., Стукалова О.В. 2016. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход: монография. Под общ. ред. В.П. Подвойского. -Москва: МАО; Даугавпилс: ДУ. 152 с.
  4. Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
  5. Потанина Л.Т., Мельников Т.Н., Москвина А.С. 2016. Развитие ценностно-смысловой сферы личности в новой школе. -Педагогическое образование и наука. № 1: 34-40
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее