ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И САМООЦЕНКИ МАТЕРЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И САМООЦЕНКИ МАТЕРЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

257

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 14.12.2022

Поделиться

В статье проведен анализ взаимосвязи эмоционального выгорания и самооценки матерей среднего возраста. В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, составлена теоретическая модель предполагаемой взаимосвязи по результатам научного анализа, которая впоследствии успешно подтвердилась эмпирическим путем. С помощью специально отобранных и обоснованных методик была проведена диагностика на предмет сформированности феномена эмоционального выгорания, самооценки у матерей среднего возраста - участников исследования. Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики.  Сделан  вывод, что гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь эмоционального выгорания и низкой самооценки у матерей среднего возраста  успешно подтвердилась.

Отметим, что эмоциональное выгорание матерей  по аналогии с психологической природой выгорания многих помогающих профессий - педагогов, психологов, священников, медицинских работников, в отличии от последних, не исследовалось и является относительно новым понятием в психологии.

Матери среднего возраста нередко испытывают накапливающийся с годами стресс, и, вследствие этого, их самооценка снижается. Нервное истощение, связанное с эмоциональным выгоранием, приводит  матерей в состояние пониженной самооценки, так как различные аспекты, связанные с воспитанием ребенка угнетают, ставят в неопределенность понимания происходящего во взаимоотношениях с ребенком, некоторых матерей  мучает постоянное чувство вины за то, что они недостаточно гуляют с малышом, не прилагают усилий к тому, чтобы он развивался, согласно педиатрическим таблицам, или не могут приучить его к горшку в то же время, как это сделали их знакомые или родственники.

Объективные противоречия между высокой доступностью и распространенностью общественного мнения о психологическом здоровье детей  и практическом отсутствии материала исследований  о психологическом состоянии матерей  в различные периоды материнства; между расхожим мнением, что ребенок должен постоянно находится с матерью, а не с родственниками, бабушками или в детском саду и ролью матери, жены, сотрудника в случае когда матери необходимо выйти на работу и отвести ребенка в сад или к бабушке обуславливают проблему исследования, заключающуюся в том, что общество предъявляет завышенные и взаимоисключающие требования именно к маме — самому главному человеку в жизни ребенка и не обеспечивает при этом присутствие психологической помощи матери, в данный период.

Цель исследования: исследование содержательных характеристик эмоционального выгорания матерей среднего возраста и их взаимосвязь  с уровнем самооценки.

Объект исследования: эмоциональное выгорание матерей среднего возраста.

Предмет исследования: взаимосвязь содержательных характеристик эмоционального выгорания матерей среднего возраста с самооценкой.

Гипотезы исследования:  в начале исследования мы предположили, что:

1) Вероятно эмоциональное выгорание матерей среднего возраста связано с уровнем самооценки.

2) Скорее всего участие в разработанной программе психологического сопровождения с применением коучинговых технологий по авторской модели C.L.I.M.B «Ресурсная мама» приведёт к повышению уровня самооценки и снижению уровня эмоционального выгорания.

Характеристика выборки: в исследовании  принимали участие матери среднего возраста (выборка 28-33 года).

Общее количество респондентов выборки 60 человек.

База исследования: эмпирический материал по методикам был собран посредством анкетирования через Google формы.

В  ходе исследования использовались теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных в аспекте изучаемой проблемы, эмпирические: анкетирование,  психологическое тестирование, методы  математической статистики.

Исследование проводилось с помощью следующих методик: «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания у матерей» автор Л.А. Базалева; методика «Родительское выгорание»  автор И.Н.Ефимова; тест-опросник «Определение уровня самооценки» автор  С.В.Ковалёв,  «Самоопросник для выявления депрессии CES-D».

Выводы по теоретическому исследованию позволяют обобщить опыт Л.А. Базалевой [1,2] и  Т. И. Ильиной  [3], И.Н.Ефимовой [4], Е.А. Никитской [5] по исследованию эмоционального выгорания матерей, что позволяет в рамках работы выявить определенный прогресс в вопросе понимания сущности и структуры эмоционального выгорания матерей.  Также взгляд вышеуказанных исследователей  использован для построения теоретической модели выгорания и дальнейшей разработки концептуального аппарата.

В ходе анализа значимых содержательных характеристик самооценки матерей  мы опирались на подходы А. С. Спиваковской [7], И. В. Шматковой и других, в работах которых было установлено, что самооценка матери очень важна, ведь она влияет на ее поведение, характер и отношения в семье. 

В результате исследования составлена теоретическая модель взаимосвязи эмоционального выгорания матерей среднего возраста и их самооценки. В модели предполагалось, что у матерей среднего возраста  состояние эмоционального выгорания связано, в основном, с  низкой самооценкой, которая уже сама по себе несет психологические неудобства, а когда добавляется эмоциональное выгорание матери, то это симбиоз требует дополнительной работы с практическим психологом. Таким образом, составленная теоретическая модель требовала эмпирической проверки и детального сравнения результатов.

План исследования содержал несколько этапов.

Вначале была проведена диагностика по выбранным методикам. Первичная диагностика проводилась по методикам на выявление уровня эмоционального и родительского выгорания матерей среднего возраста, уровня их самооценки и наличия депрессии.

По  сформированности общего показателя эмоционального выгорания по методике «Эмоциональное выгорание матерей» Л.А. Базалевой было решено разделить респондентов на 2 группы: группа 1 - куда вошли 19 матерей с выявленным эмоциональным выгоранием  и группа 2 - куда вошли 35 матерей у которых не выявлено эмоционального выгорания. Усредненные профили групп представим на  графике 1.

pastedGraphic.png

График 1. Результаты общего показателя эмоционального выгорания

Усредненные  профили групп имеют различную форму, что дало нам основание предположить, что имеются различия между этими группами.

Анализ  результатов диагностики по методике «Родительское выгорание» автор И.Н. Ефимова представлен на графике 2

График  2. Усредненные профили групп по методике «Родительское выгорание» И.Н.Ефимовой

Различия в группах по результатам проведения были исследованы статистически, с помощью критерия Манна Уитни. Сравнительный анализ показал, что есть значимые отличия по всем фазам и общему показателю эмоционального выгорания между группами 1 и 2 при p<0,05, U=0,5 по фазе Напряжение, U=1,0 по фазе Резистенция, U=99,5 по фазе Истощение и U=0,001 по общему показателю эмоционального выгорания. Выявлены значимые различия в обоих группах по показателям родительского выгорания при p<0,05, U=0,0001 по фазе Эмоциональное истощение, U=0,0001 по фазе Деперсонализация, U=0,001 по фазе Редукция родительских достижений. Выявлены статистически значимые различия по группам по методике на самооценку между первой и второй группой при p<0,05, U=0,5.

Подтверждение гипотезы исследовалось с помощью корреляционного анализа независимых выборок по коэффициенту ранговой корреляции  Спирмена.

Статистические расчеты показали, что у матерей  с эмоциональным выгоранием выявлена положительная (прямая) корреляционная взаимосвязь между показателем низкой самооценки и общим показателем эмоционального выгорания при p<0,01, Ро Смирмена=0,99, также выявлена положительная корреляционная взаимосвязь  низкой самооценки с фазой Истощение методики «Эмоциональное выгорание матерей» при p<0,05, Ро Смирмена=0,52,  наблюдается положительная корреляционная взаимосвязь низкой самооценки с фазой «Эмоциональное истощение» методики «Родительское выгорание»  при p<0,01, Ро Смирмена=0,99.

По результатам корреляционного анализа матерей без эмоционального выгорания не выявлено взаимосвязей между показателями эмоционального выгорания  и уровнем  самооценки.

Таким образом, результаты статистического анализа показали, что гипотеза исследования в части  предположения о том, что эмоциональное выгорание матерей среднего возраста связано с уровнем самооценки подтвердилась.  Более того, обработанные результаты по методикам на эмоциональное выгорание и самооценку показали, что эмоциональное выгорание наблюдается у матерей с низкой самооценкой, так как все матери с эмоциональным выгоранием имели низкую самооценку.

С целью коррекции эмоционального выгорания и самооценки была разработана авторская программа психологического сопровождения с применением коучинговых технологий по коррекции эмоционального выгорания, за счёт повышения самооценки по модели C.L.I.M.B. «Ресурсная мама».

Целью программы была коррекция эмоционального выгорания и повышение уровня самооценки.

Задачи, на решение которых направлена программа:

1) Снятие психоэмоционального напряжения у женщин.

2) Снижение чувства вины  и тревоги.

3) Формирование позитивного отношения к себе.

4) Мобилизация ресурсов женщины.

5) Повышение психологической грамотности, психологическое просвещение.

Целевая группа: матери среднего возраста от 25 до 41 года с симптомами эмоционального выгорания.

Общее количество часов: 25 часов по 60 минут

Программа рассчитана на 5 недель по авторской модели C.L.I.M.B.

Каждая буква модели имеет свою расшифровку.

1 Блок  С - condition – «Состояние». Работа ведется всю первую неделю. На первоначальном этапе  работа проводится над ресурсным состоянием матерей. Коучинговая сессия по модели SCORE  проводится для того, чтобы проявить проблемы, сдерживающие факторы, состояние; выявить скрытые причины возникновения и поддержания проблемы; прояснить ожидания, результаты и цель; найти ресурсы и элементы, с помощью которых можно устранить причину симптомов. Выявить долговременные следствия достижения желаемого результата. Матери учатся вести дневник самонаблюдения для того, чтобы фиксировать свое состояние. Ведется работа над заполнением когнитивной таблицы по модели ABCD, что позволяет женщинам отслеживать свои эмоции, мысли, действия и иррациональные убеждения, чтобы заменить их, в последствии, рациональными. Применяется медитация и техника «Ресурсная идентичность», которая позволяет матерям снизить уровень тревожности, успокоиться, почувствовать ресурсное состояние.

2 блок «L – love - любовь». Работа ведется во вторую  неделю.

На данном этапе проводилась работа над самооценкой женщин. На разборе когнитивных таблиц были установлены убеждения и самоопределения, лежащие в основе у матерей группы (я плохая мать, я не справляюсь, я не способная и т.д.). Было осуществлено выявление образа Я - реальной мамы и Я - идеальной Супермамы (Я -концепция). По  шкале от 0-100 было определено, насколько существенна разница между реальной и идеальной мамой. Проводилась работа над выявлением иррационального убеждения «Я плохая мать», оспаривание его и замена на рациональное убеждение. Также проводилась работа  над принятием себя, прощением (проработка чувства вины), любовью к себе и работа с внутренним ребенком, для того, чтобы помочь восстановить состояние полной любви, убрать тревожность, вызванную комплексами, идущими из детства. Эффект работы над принятием был достигнут с помощью  медитационной техники.

В  качестве домашнего задания на неделю матери получили задание ведения дневника благодарности и своих достижений за день (даже самых минимальных). Цель заполнения дневника: похвала за каждое сделанное действие, осознание своих достижений, работа над самооценкой, восполнение любви к себе.

3 блок «I – interaction - взаимодействие». 3 неделя.

На данном этапе работа велась, во-первых, над выработкой стратегии во взаимоотношениях в семье, во-вторых, над выходом из роли жертвы по треугольнику Карпмана. Техника «Якорение» закрепила ресурсное состояние матерей.

4 Блок«M - mind - мышление». 4 неделя

На данном этапе предполагалась работа над позитивным мышлением матерей с помощью метода аффирмаций.  Было предложено проведение коучинговой сессии по модели пирамида Дилтса, проходя  по ступеням которой, необходимо отвечать на вопросы  (письменное задание). Цель использование данного метода - самостоятельное выявление своих «слепых» зон, зон возможностей, сильных сторон, лучших качеств, опорных позиций не только в сфере материнства, но и в жизни в целом. С помощью данной коучинговой матерям удалось проанализировать желаемый результат, свою миссию.

5 блок «B - balance - баланс». 5 неделя.

На последней неделе осуществлен рассказ про важность соблюдения баланса режима работы и отдыха, про приоритеты, ценности и внутреннюю опору матери. Была проведена коучинговая сессия на ранжирование потребностей и приоритетов, чтобы привести в баланс разные сферы своей жизни. Актуальной стало проведение медитации «Баланс», в ходе которой в медитативном состоянии были приведены мысли и чувства матери в баланс. В итоге был визуализирован  конечный результат и прочувствована радость, любовь, благодарность за все настоящие и будущие заслуги матери и женщины.

Из группы матерей с эмоциональным выгоранием были образованы экспериментальная группа, численностью 10 человек и контрольная группа, численностью 9 человек.  Экспериментальная группа участвовала в программе, контрольная нет.

Оценка эффективности показала наличие сдвига  в показателях до и после прохождения программы  матерями из  экспериментальной группы. Это означает, что эффективность программы доказана статистически.

В  экспериментальной группе мы наблюдаем наличие сдвига показателей по таким шкалам эмоционального выгорания как фаза Напряжение и фаза Резистенция.

По общему показателю эмоционального выгорания также наблюдается качественный сдвиг, также наблюдаются качественные сдвиги показателей по шкалам Эмоциональное истощение, Деперсонализация. Редукция родительских достижений.

Таким образом, показатели эмоционального выгорания после проведенной в экспериментальной  группе программы снизились, снизилась тревога, напряженность, эмоциональный дефицит, нервозность.

Выявлен  сдвиг по показателю самооценки, что говорит о том, что уровень самооценки после прохождения программы повысился, что также подтверждается статистическим расчетом качественного сдвига показателей по t-критерию Вилкоксона.

Результаты по контрольной группе подтверждают, что качественных сдвигов в этой подгруппе не наблюдается, так как показатели статистически не значимы и различий не выявлено.

Матери контрольной группы не участвовали в коррекционной программе «Ресурсная мама» и исходя из этого у них не изменился уровень эмоционального выгорания и самооценки.

Гипотеза  в части предположения, что участие в  разработанной программе психологического сопровождения с применением коучинговых технологий по коррекции эмоционального выгорания «Ресурсная мама» приведёт к повышению уровня самооценки и снижению уровня эмоционального выгорания- подтвердилась.

Результаты в экспериментальных подгруппах  после проведения программы «Ресурсная мама» стали значимо отличаться от первоначальных показателей до программы. Это говорит о том, что разработанная программа эффективна, цель программы достигается в ходе ее реализации, применение коучинговых технологий, использованных в программе «Ресурсная мама» достоверно способствует снижению эмоционального выгорания и повышению самооценки матерей среднего возраста.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что диагностированное эмоциональное выгорание  у матерей среднего возраста, участвовавших в исследовании сочетается с низкой самооценкой.

Отталкиваясь от результатов эмпирического исследования была разработана авторская программа психологического сопровождения с применением коучинговых технологий по коррекции эмоционального выгорания, за счёт повышения самооценки по авторской модели C.L.I.M.B «Ресурсная мама».

Достоверно установлено, что участие в программе психологического сопровождения с применением коучинговых технологий по коррекции эмоционального выгорания, за счёт повышения самооценки «Ресурсная мама» приводит к повышению уровня самооценки и снижению уровня эмоционального выгорания.

В  экспериментальной группе мы наблюдаем наличие сдвига показателей по таким шкалам эмоционального выгорания как фаза Напряжение и фаза Резистенция.  По общему показателю эмоционального выгорания также наблюдается качественный сдвиг, также наблюдаются качественные сдвиги показателей по шкалам Эмоциональное истощение, Деперсонализация. Редукция родительских достижений.

Таким образом, показатели эмоционального выгорания после проведенной в экспериментальной  группе программы снизились, снизилась тревога, напряженность, эмоциональный дефицит, нервозность.

Также выявлен сдвиг по показателю самооценки, что говорит о том, что уровень самооценки после прохождения программы повысился, что также подтверждается статистическим расчетом качественного сдвига показателей по t-критерию Вилкоксона.

Список литературы

  1. Базалева Л.А. Возможности исследования эмоционального выгорания у матерей в психологии личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. № 1. 2010.– С. 168. -176.
  2. Базалева Л.А. Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным выгоранием// Гуманизация образования.–2009.–№ 6.–С. 88-93.
  3. Ильина Т.И. Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей / Т. И. Ильина, С. Д. Гуриева // Человек и образование. – 2019. № 3(60). – С. 85-93.
  4. Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2013. – № 4.– С. 31-40.
  5. Никитская Е.А. Теоретические основы исследования феномена эмоционального выгорания у женщин-матерей// Вестник Московского университета МВД России. – 2021. –№ 3. –С. 344-348.
  6. Николаева Е.К. Проблема эмоционального выгорания в современном мире // Скиф. Вопросы студенческой науки. –2021.– № 2(54).– С. 18-22
  7. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). –М.: МГУ, 1988.– 200 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее