Область изучения самооценки является одной из наиболее сложных сфер в психологии личности. На данный момент существует большое количество различных теорий самооценки, взглядов на ее природу, развитие, методов ее исследования. Некоторые из них имеют схожесть в интерпретации терминологии, другие же содержат новые особенности ее изучения.
Анализ литературы, посвященной исследованию самооценки, указывает на многогранность и многосторонность взглядов отечественных и зарубежных ученых.
В разные годы и с всевозможных позиций самооценку изучали, например, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.В. Бороздина, У. Джеймс, И.С. Кон, Дж. Крокер, М.И. Лисина, К. Мрук, К. Роджерс, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и другие [5].
Некоторые выводы, которые можно сделать из анализа работ учёных:
К. Мрук представил двухфакторную модель самооценки, которая основывается на тесной связи между самооценкой, чувством собственной компетентности и переживанием ценности собственной личности.
Дж. Крокер и коллеги предлагают операционализацию значимых для самооценивания сфер, которые получили название «базовые основания самооценки».
М.И. Лисина общую самооценку связывает с целостным отношением к себе как к «любимому окружающими», важному для них или как к «незначимому существу».
Б.Г. Ананьев изучает самооценку с позиции самосознания личности, понимая под термином упорядоченную совокупность представлений и знаний, оценок и установок человека по отношению к собственной личности.
И.И. Чеснокова рассматривает самооценку в качестве базиса развития всей системы самосознания [6].
Однако споры о природе, значении и механизмах самооценки не прекращаются до сих пор – сколько исследователей, столько и различных подходов.
В структуре личности самооценка рассматривается как чрезвычайно важное интегративное образование, выступающее мощным регулятором поведения, обуславливающее динамику и направленность развития субъекта. Кроме того, самооценка является системообразующим и интегративным ядром индивидуальности человека, которое во многом определяет его жизненные позиции и уровень притязаний, составляет особую систему оценок [4].
Самооценка, как ключевой элемент личностной структуры, играет центральную роль в том, как женщины воспринимают себя, свои достижения и, в конечном итоге, свое место в мире. В этом контексте важно рассмотреть, как самооценка формируется, изменяется и влияет на эмоциональное состояние участниц конкурсов красоты [7].
В первую очередь, стоит отметить, что конкурсы красоты часто создают специфическую атмосферу, в которой участницы подвергаются значительному давлению. Это давление может исходить как от внешних факторов — жюри, зрителей, социальных медиа, так и от внутренних собственных ожиданий и стандартов. В таком контексте самооценка становится важным индикатором того, как женщины справляются с этими требованиями. Высокая самооценка может служить защитным механизмом, позволяя участницам чувствовать себя уверенно и комфортно, несмотря на внешние обстоятельства. Напротив, низкая самооценка может привести к повышенной тревожности, страху неудачи и даже к депрессивным состояниям [8].
Общество, в котором мы живем, наделяет женщин определенными ожиданиями относительно их внешности и поведения. Сравнение себя с идеалами, представленными в СМИ, может негативно сказаться на самооценке. Участницы конкурсов красоты могут чувствовать необходимость соответствовать этим идеалам, что создает дополнительное давление. Это давление может проявляться в стремлении к идеальному внешнему виду, что, в свою очередь, может привести к различным формам самокритики и недовольства собой [9].
Исследования показывают, что женщины, которые активно участвуют в конкурсах красоты, могут испытывать более высокие уровни беспокойства по поводу своей внешности, что, в свою очередь, влияет на их общее психоэмоциональное состояние [2].
Кроме того, важно учитывать, что конкурсы красоты могут служить как катализатором, так и препятствием для формирования здоровой самооценки. С одной стороны, участие в конкурсе может повысить самооценку, предоставляя возможность получить признание и одобрение со стороны окружающих. С другой стороны, неудача или негативная оценка со стороны жюри может привести к резкому падению самооценки, что, в свою очередь, усугубляет уровень тревожности. Таким образом, самооценка становится не только отражением внутреннего состояния участниц, но и фактором, который влияет на их эмоциональное благополучие в процессе участия в конкурсах [9].
В ходе нашего исследования мы стремились выяснить, в какой степени КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) и медитативные практики в комплексном взаимодействии способствуют повышению уровня самооценки у участниц. Выбор данной темы исследования был обусловлен необходимостью разработать для участниц программу эффективной психологической помощи перед выступлением, так как психологические тренинги на конкурсах красоты стали неотъемлемой частью подготовки участниц [3].
КПТ фокусируется на изменении негативных мыслительных паттернов, которые могут влиять на самооценку. Анализируя свои мысли и их влияние на поведение, человек может выявить иррациональные убеждения и заменить их более конструктивными [1]. В исследовании мы использовали поведенческие эксперименты, запись мыслей и ролевые игры.
Медитативные практики могут помочь избавиться от негативных установок, страха, обид, повысить самооценку и общее качество жизни [3]. В качестве медитативных техник мы выбрали звуковую, динамическую, дыхательную практики, а также ряд аффирмаций и визуализаций.
Мы собрали данные от группы участниц конкурсов, которые проходили курсы КПТ и практиковали медитацию в течение определенного периода. Исследование включало как количественные, так и качественные методы, позволяющие получить более глубокое понимание изменений в уровне самооценки и внутреннем состоянии участниц.
Исследование проводилось в период с 2022 по 2024 год.
В рамках данного исследования выборку составили 50 человек – женщин, принимавших участие в различных конкурсах красоты среди «Миссис».
Возраст участниц исследования - от 35 до 45 лет.
Исследование проводилось с 2 группами женщин по 25 человек. Первое тестирование проводилось в первый день конкурса красоты, второе - через два месяца перед финалом после курса КПТ и медитаций. Также мы проводили интервьюирование участниц до и после психологических воздействий.
Для определения уровня самооценки участниц до и после КПТ и медитаций, нами была использован психологический тест Соренсен (исследование самооценки) –этот психологический тест разработала психолог Доктор Мерилин Сомерсен (Директор института Самооценки. Портленд. США). Адаптирован из книги "Breaking the Chain of Low Self-Esteem" [10].
Согласно тесту Соренсен сумма баллов: 0 - 7 баллов – высокая самооценка (ВС); 8-15 баллов – средняя самооценка (СС); 16-25 баллов – низкая самооценка (НС); 26-50 - очень низкая самооценка (ОС).
Статистическая обработка данных не производилась, так как закономерность, представленная на диаграмме 1 ярко выражена.
Диаграмма 1. Уровни самооценки
После завершения программы участниц протестировали повторно, что дало возможность сопоставить результаты и выявить значительные изменения. Анализ проведенной работы по тесту Соренсен показал, что до начала коррекционного воздействия уровень высокой самооценки у участниц был 18%, средней – 58%, низкой -10%, очень низкой - 2%. После 2-х месячного курса КПТ и применения медитативных техник мы наблюдаем уровень высокой самооценки - 32% (поднялся на 14 %), средней – 58 % (остался неизменным), низкой – 10% (снизился на 12 %), а уровень очень низкой самооценки снизился до 0. Обратная связь от участниц в результате интервьюирования показала, что курс КПТ в сочетании с применением медитативных техник помогли не только повысить уровень самооценки, но и научили принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. С помощью когнитивно-поведенческой терапии были проработаны негативные установки, которые порой мешали видеть себя в истинном свете. Параллельно медитация позволила научиться успокаиваться, принимать мимолетные мысли и чувства без осуждения. Этот синергетический эффект создал новое пространство для самопринятия и дальнейшего развития. Эти результаты не только подтверждают эффективность выбранных методов для коррекции самооценки у участниц конкурсов красоты, но и открывают новые горизонты для дальнейших исследований в данной области.
Дальнейшие разработки в этой области могут включать создание специализированных программ, объединяющих КПТ и медитацию, а также других методов и подходов, направленных на повышение уровня самооценки и общую подготовку женщин к конкурсам.
Список литературы
- Бек Дж.С. Когнитивная терапия: полное руководство. Пер. с англ. М.: ООО И.Д. Вильямс, 2006. С. 49
- Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001
- Каптен Ю.Л. Основы медитации. СПб.: Адреев и сыновья,1991. 330 с.
- Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие. – М., «Флинта», «Наука», 2010, С. 145-148
- Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - С. 141-157
- Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 c.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. – 1975. – №3. – С. 62-72
- Сидоров К.Р. Самооценка как психологический феномен // Сogito: сб. науч. ст. по педагогике и психологии. – Ижевск, 2011
- Шатская С.В. Особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста // Молодой ученый. - 2018. - №37. - С. 142-145. - URL https://moluch.ru/archive/223/52627/
- Marilyn J. Sorensen. Breaking the Chain of Low Self-Esteem. Wolf Publishing, 2006