ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

56

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (203), Январь ‘25

Дата публикации 13.01.2025

Поделиться

В данной статье представлены результаты проведенного исследования формирования эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным аспектом их развития и адаптации в социальной среде. Эмоциональное благополучие влияет на качество жизни ребенка, его способность к обучению, социализации и формированию положительных отношений с окружающими.

 

У детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто наблюдается недостаточный уровень эмоциональной сферы, что может проявляться в быстрой смене настроения и эмоций, их неустойчивости и состоянии беспокойства. Это может быть связано с рядом факторов, включая особенности развития ребенка, влияние окружающей среды и социальные взаимодействия.

С целью изучения особенностей эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья мы предположили, что формирование эмоционального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую связано с психологическим комфортом ребенка в семье.

Диагностическое исследование проводилось на базе МБОУ СШ №2 города Димитровграда Ульяновской области». В исследовании приняли участие 16 детей 6-8 лет, имеющими заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии «тяжелые нарушения речи».  Респондентами являлись 16 школьников в возрасте 6-8 лет.

Для оценки особенностей эмоциональной сферы у детей 6-8 лет с ОВЗ были использованы взаимодополняющие методики:

Рисунок на тему «Моя семья»;

Тест определения уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);

Проективная методика «Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой).

Методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейн (модификация В.Г. Щур);

Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте;

Диагностики эмоциональное самочувствие ребенка в семье;

Проективная методика «Рисунок семьи».

Методика «Рисунок семьи» проводилась с каждым ребёнком в индивидуальной форме. При проведении данной процедуры особое внимание уделялось реакциям участника исследования и его устным выражениям. Ответ детей на задание нарисовать свою семью был полон живого интереса. Ответом на вопрос о том, кто изображен, становились имена детей, которые рисовали самих себя и членов своей семьи. В основном рисунки детей изображали их самих, мам, пап, братьев и сестер. Есть дети, которых воспитывают бабушки, в то время как их родители не живут вместе с ними. Независимо от обстоятельств в их семьях, эти малыши нарисовали каждого члена своей семьи.

При использовании методики "Рисунок семьи" для анализа результатов выявлены четкие признаки беспокойства, боязни и сомнений в рисунках четырех детей. Участие штриховки, толстых линий, линий с разрывами или двойными линиями, а также увеличение размера глаз родственников характеризуют рисунки детей. Фигура автора маленькая, непропорциональная. В рисунках трех детей младшего школьного возраста проявляются агрессивные черты и враждебность. На детских рисунках заметны пропущенные члены семейной группы, а также изображены фигуры с агрессивным поведением – руки разбросаны по сторонам, пальцы удлинённые и акцентированные, рот широко раскрыт, с прорисованными зубами.

Благоприятная семейная ситуация присутствует в 2 семьях у детей с ТНР (ОНР).

Таблица 1.

Диагностическое исследование по тесту «Рисунок семьи».

Критерии

Дети с ТНР (ОНР)

Благоприятная семейная ситуация

2 (20%)

Тревожность в семейной ситуации

4 (40%)

Чувство неполноценности в семейной ситуации

7 (10%)

Конфликтность и враждебность в семейной ситуации

3 (30%)

 

Тест – опросник родительского отношения Л.Я. Варга, В.В. Столина

Анализ результатов анкетирования выявил, что среди родителей детей с особенными возможностями наблюдается высокая степень проявления симбиоза, отвержения, тогда как уровень кооперации, принятия и гиперсоциализации оказался невысоким.

Результаты проведенного опросника:

- Установлено, что 60 процентов родителей демонстрируют высокий уровень отвержения, указывающий на восприятие ребенка как неудачника и неприспосабливаемого, согласно шкале, измеряющей их эмоциональную позицию;

- шкала социальной желательности (кооперация).  Родители проявляют интерес к жизни своего ребенка, оценивают его умственные и художественные навыки, испытывают гордость и уважение к своему потомству. Только пятнадцать процентов родительской группы продемонстрировали высокий уровень по данной шкале. У 40 процентов родителей наблюдается низкий уровень;

- шкала «симбиоз» - взаимодействие между родителями и детьми характеризуется уровнем близости.  Среди опрошенных родителей более половины (60%) демонстрируют высокий уровень беспокойства по поводу своего чада, что указывает на стремление контролировать его жизнь и ограничивать свободу действий.;

- шкала гиперсоциализации.  Показатели контроля над детским поведением отражаются в форме и направлении гиперсоциализации. У двадцати процентов родителей наблюдаются высокие результаты по этой шкале, что указывает на их строгий подход к воспитанию детей, постоянную опеку и высокие ожидания от них.

- шкала инфантилизация. Согласно результатам исследования, где измеряется степень инфантилизации, характеризующая желание родителей считать ребенка неспособным справиться самостоятельно, защищать его от проблем и регулировать его поступки, выявлено, что более половины участников опроса среди родителей демонстрируют высокий уровень таких проявлений (60%).

На основании данного исследования можно сделать вывод, что более 60% родителей считает своего ребенка неприспособленным, стараются оградить его от трудностей и контролировать его действия.

Анализируя результаты исследования по диагностике эмоционального самочувствия ребенка в семье (диагностическое обследование младших школьников и анкетирование родителей) следует отметить, что в оценке педагога и оценке родителей эмоциональных состояний детей имеются расхождения.  По результатам диагностики детей с ОВЗ 90% воспитанников показали неблагоприятную семейную обстановку, тогда как только 60% родителей дали такую оценку. Это может быть обусловлено такими факторами, как педагогическая некомпетентность родителей, необъективность оценки эмоционального состояния со стороны родителей.

Определения уровня тревожности.

В психологическом контексте тревожность представляет собой тенденцию индивида испытывать чувство беспокойства, которое является реакцией на ситуации с потенциальной угрозой и характеризуется ожиданием негативного исхода.

Тревожные дети обычно очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и учителей - не нарушают дисциплину, заранее готовятся к следующему уроку. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребёнок делает всё, чтобы избежать неудачи [17].

Для определения уровня тревожности нами использовались 2 методики:

Тест определения уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

В результате качественного анализа мы получили следующие данные:

У детей с ОВЗ отмечен высокий уровень тревожности.

Таблица 2.

Диагностическое исследование по тесту определения уровня тревожности

Критерии

Дети с ТНР (ОНР)

Высокий уровень тревожности

6 (37%)

Средний уровень тревожности

7 (44%)

Низкий уровень тревожности

3 (19%)

 

В ходе проведения методики мы наблюдали следующие изменения:

– Во время проведения тестирования ребенок, страдающий повышенной тревожностью, демонстрировал признаки беспокойства и нервозности. Был замечен ряд нервных привычек: ребенок покусывал нижнюю губу, наматывал волосы вокруг пальца, стучал ногой по полу и грыз ногти.

– Дети со средним уровнем тревожности в процессе тестирования либо полностью избегали симптомов характерных для детей с высокой тревожностью, либо демонстрировали их в легкой форме.

Проективная методика «Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой).

После тщательного изучения диагностических данных можно сделать вывод, что восемь детей демонстрируют высокий уровень агрессивности в своем поведении. При использовании данной методики дети, демонстрирующие высокий уровень агрессии в своем поведении, испытывают ощущение отверженности, страдают от вины; наблюдаются склонность к отчуждению и противостоянию; они сталкиваются с проблемами в попытках открыться другим людям; проявляют агрессию и тревогу.

У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.

У двух детей наблюдается низкая степень агрессивности. При реализации данной методики мы обнаружили, что дети с низким уровнем агрессивности в своих действиях демонстрировали высокую степень творчества при выполнении заданий; они были открыты и успешно взаимодействовали со своими сверстниками. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию. У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны. Таким детям свойственна адекватность самооценки, несмотря на периодические колебания уверенности в собственных силах.

Дети со средним уровнем выраженности агрессии (6 детей) боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке. У них реализовалась лишь незначительная часть замыслов, они зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

Таблица 3.

Диагностическое исследование по методике «Кактус»

Критерии

Дети с ТНР (ОНР)

Высокий уровень тревожности

8 (50%)

Средний уровень тревожности

6 (38%)

Низкий уровень тревожности

2 (12%)

 

Проанализировав результаты методик для определения уровня тревожности детей, можно отметить, что 6 детей во всех методиках показали высокий уровень тревожности, 6 детей – средний уровень, 1 – низкий уровень. Остальные 3 воспитанника показали плавающий результат: низкий – средний в зависимости от используемой методики.

Выявление типа самооценки.

Ряд авторов определяют, что самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [1, 2, 4]. Самооценка влияет на то, как ребенок взаимодействует с другими людьми, его склонность к самокритике по поводу своих действий, а также реакцию на достижения и провалы. Таким образом, самооценка оказывает воздействие на эффективность адаптации ребенка младшего школьного возраста, а также на индивидуальный рост личности. Также необходимо учитывать степень развития самооценки среди младших школьников.

Диагностическое обследование самооценки детей младшего школьного возраста с ОВЗ проводилось с помощью методики «Лесенка» и проективной методики «Нарисуй себя».

Методики «Лесенка»

Диагностика самооценки младшего школьного возраста с ОВЗ по методике «Лесенка» показала, что у детей преобладает неадекватно завышенная самооценка и высокая самооценка – 8 обучающихся. Вероятно, это связано всегда с положительным оцениванием их со стороны родителей. Подробные данные диагностического исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Диагностическое исследование по методике «Лесенка»

Критерии

Дети с ТНР (ОНР)

Неадекватная завышенная самооценка

4 (25%)

Высокая самооценка

4 (35%)

Адекватная оценка

2 (13%)

Заниженная самооценка

6 (37%)

 

Проективная методика «Нарисуй себя».

После получения инструкции дети быстро осознали её содержание и начали работу над задачами. Некоторые дети испытывали затруднения при рисовании образов положительного и отрицательного персонажа. При создании рисунков некоторые дети испытывали беспокойство, опасаясь ошибиться и часто задавали вопрос о правильности своих действий.

По результатам проведенных исследований можно отметить:

- у 30 % детей с нарушением речи – высокая самооценка.

 у 40% детей - заниженная самооценка: эти дети находятся в ситуации дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.

- 20 % детей - адекватная самооценка: у этих детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю».

По результатам исследования можно сказать, что у большинства детей уровень их самооценки не соответствовал их поведению во время эксперимента. Некоторые дети с заниженной самооценкой среди сверстников выступали в роли лидера во время игры, а дети с завышенной самооценкой были ведомыми.

Результаты полученных данных приведены в таблице 5.

Таблица 5.

Диагностическое исследование по методике «Нарисуй себя»

Критерии

Дети с ТНР (ОНР)

Завышенная самооценка

5 (30%)

Адекватная оценка

3 (20%)

Заниженная самооценка

8 (50%)

 

На основании проведенных диагностических исследований можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста с ОВЗ присутствует либо завышенная, либо заниженная самооценка. Адекватная самооценка отмечена у 10 – 20% обучающихся. Мы это связываем со стилем общения родителей со своими детьми.

Обобщенные результаты диагностического исследования эмоционального благополучия дошкольников 6-8 лет с ОВЗ можно представить следующим образом:

Уровни

Дети с ТНР (ОНР)

Недостаточный

8 (50%)

Достаточный

7 (44%)

Оптимальный

2 (6%)

 

В группу с недостаточным уровнем эмоционального благополучия были отнесены дети, у которых ярко выражен гнев и агрессия физической и вербальной направленности. Также в эту группу попали дети с ярко выраженным проявлением страха, которое возникает при выполнении задания, при общении с незнакомыми людьми. Они опасаются приступать к новым видам деятельности. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место самоуверенность или неуверенность Дети не могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как крик, плач, чрезмерный смех. Характерна повышенная эмоциональная подвижность, неустойчивость, повышенная тревожностью, которая может проявляться в агрессивности, апатии, депрессии.

В группу с достаточным уровнем эмоционального благополучия относятся дети, у которых выражение гнева, агрессии физической и вербальной направленности, а также проявление страха, печали, радости непродолжительны, носят ситуативный характер. Страх, беспокойство возникает при выполнении задания. Печаль, грусть могут быть трудностями при выполнении задания; наказанием, порицанием взрослым. Обладает выраженной тревожностью. Радость у детей может быть вызвана успешностью выполнения задания; похвалой со стороны взрослого. Эмоциональные проявления у детей выражаются в громком смехе, плаче, крике, топанье ногами, хлопаньем в ладоши и т.д.

В группу с оптимальным уровнем эмоционального благополучия попали дети, которые могут адекватно выражать свое эмоциональное состояние. У этих детей наблюдается положительный эмоциональный фон, отсутствует агрессивность, нет проявлений повышенной тревожности.

Исследование показало, что у половины младших школьников (50%) наблюдается недостаточный уровень эмоционального благополучия. Это может быть связано с различными факторами, включая семейную обстановку, отношения с родителями и сверстниками, а также личные переживания и стресс.

Интересно, что в ходе диагностики было выявлено несовпадение в оценке эмоционального самочувствия ребенка между родителями и детьми. В то время как дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 90% случаев указали на неблагоприятную семейную обстановку, только 60% родителей согласились с такой оценкой. Это может говорить о том, что родители недооценивают влияние семейной обстановки на эмоциональное благополучие своих детей.

Такое несовпадение может быть связано с различными причинами, включая недостаток коммуникации между родителями и детьми, разные критерии оценки семейной обстановки, а также возможное нежелание родителей признавать наличие проблем в семье. И чтобы улучшить эмоциональное благополучие детей, важно создать благоприятную семейную обстановку, основанную на взаимном уважении, доверии и открытой коммуникации. Родители должны быть внимательны к потребностям и чувствам своих детей, а также стремиться к созданию поддерживающей и безопасной среды для их развития. Это может включать в себя обучение родителей навыкам эффективной коммуникации, управлению стрессом и разрешению конфликтов.

Таким образом нами было выявлено, что существует зависимость между особенностями детско-родительских отношений и эмоциональным благополучием детей, которая играет ключевую роль в формировании эмоционального благополучия детей.

Список литературы

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2010. С. 464
  2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 160
  3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский / М.: Наука, 1956. С. 526
  4. Дружинин, В.Н. Психология семьи. /СПб.: Питер 2006. С. 159
  5. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания, Воронеж Издательство НПО «МОДЭК», 2006. С. 123
  6. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999. С. 261
  7. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. С. 336
  8. Яковлев, Р.Л. Типы родительского отношения и их влияние на личность ребенка // Мир психологии. С. 73
  9. Репринцева, Г.И. Детско-родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2. С.14
  10. Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребёнка. К проблеме определения понятия // Перинатальная психология и психология родительства. 2004. №3. С. 1-22
  11. Психологический словарь. /Под ред. Ю.Л. Немер. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С. 644
  12. Изотова, Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 154
  13. Иванова, Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. №2. С. 23-35
  14. Данилина, Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004. С. 241
  15. А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 358
  16. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273
  17. Пожиткина, Н.В., Савенок, Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья // Психология, социология и педагогика. 2012. №6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/856 (дата обращения 13.05.2020)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее