ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

86

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (205), Январь ‘25

Дата публикации 23.01.2025

Поделиться

Статья посвящена исследованию взаимосвязи между тревожностью и эмоциональным интеллектом у женщин среднего возраста. Актуальность темы обусловлена ростом тревожных расстройств в современном обществе и потенциальной ролью эмоционального интеллекта в снижении тревожности. В исследовании приняли участие 62 женщины среднего возраста (в возрасте от 30 до 44 лет). 87% из них имеют высшее образование. 90% заняты в трудовой деятельности (63% работают, 27% предприниматели или самозанятые. Семейный статус: в отношениях (в браке) 64.5%, не в отношениях: 35.5%. У 74% женщин есть дети (в большинстве по 1 ребенку). Результаты показали наличие обратной корреляции между уровнем тревожности и компонентами эмоционального интеллекта, особенно в сфере внутриличностного ЭИ и управления своими эмоциями. 

Актуальность исследования обусловлена ростом тревожных расстройств в современном обществе, особенно на фоне глобальных событий последних лет [28]. Распространенность тревожности варьируется от 10,5% до 21% населения, с более высокими показателями среди женщин. Важно отметить высокую коморбидность тревожных и депрессивных расстройств.

 

В этом контексте особую значимость приобретает изучение факторов, способных снизить уровень тревожности, среди которых выделяется эмоциональный интеллект. Исследования показывают, что высокий уровень эмоционального интеллекта связан с лучшей адаптацией к стрессу и более эффективным управлением эмоциями. Особый интерес представляет изучение взаимосвязи тревожности и эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста, так как этот период часто характеризуется повышенным уровнем стресса и потенциальным пиком развития эмоционального интеллекта.

 

Несмотря на существующие исследования, вопрос взаимосвязи тревожности и эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста остается недостаточно изученным, что определяет актуальность данного исследования как с теоретической, так и с практической точки зрения.

 

Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи между тревожностью и эмоциональным интеллектом у женщин среднего возраста.

 

Тревога и тревожность являются ключевыми понятиями в психологии и теориях психической адаптации, отражая основные эмоциональные реакции на стресс и нарушения адаптационных процессов организма [15]. Значение этих состояний подтверждается множеством исследований как отечественных, так и зарубежных ученых, включая работы Ю.А. Александровского, А.Н. Алехина, В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Л.И. Вассермана, Б.А. Вяткина, Г.Ш. Габдреева, О.Ю. Желковой, Ю.М. Забродина, Е.П. Ильина, М.А. Куликовой, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, А. Басса, М. Дугаса, С. Изарда, Ч. Спилбергера и др. Эти исследования показывают, что тревога и тревожность не только важны для понимания психологических реакций на изменения и стресс, но и играют решающую роль в эмоциональном отклике на события, влияющие на психическое благополучие и функциональность человека [13].

 

Тревожность рассматривается многими исследователями как особое состояние. Как индивидуально-психологическая черта, она выражается в склонности к частым и сильным тревогам и низкой пороговой чувствительности к ним [17]. Основными признаками тревожности являются напряжение, озабоченность, мрачные предчувствия, недовольство и беспомощность [1]. Хотя тревожность имеет адаптивное значение, помогая распознавать различные уровни угроз и подготавливать поведенческие реакции, она также играет важную роль в формировании мотивационной и потребностной сфер личности [14]. Таким образом, тревожность является неотъемлемой частью личности любого человека.

 

Однако, она может рассматриваться и как фактор уязвимости, поскольку является предиктором развития стрессовых состояний. Например, тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) [6], и осложняя общение и отношения [18].

 

Тревожность рассматривают

  • как эмоциональное состояние, возникающее в рамках стрессовых ситуаций (B.C. Мерлин, В.В. Суворова и др.);
  • как депривацию жизненных потребностей (Р. Вудвортс, Д. Доллард, Н.Д. Левитов, B.C. Мерлин и др.),
  • как вид мотивации (Н. Миллер, О. Маурер, Д. Тейлор)
  • как ведущий фактор развития личности (М. Кляйн, Г. Салливан, 3. Фрейд, К. Хорни и др.);
  • как свойство и состояние личности (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, Р. Кэттел, Р. Лазарус, A.M. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, И. Шейер, Ю.А. Ханин);
  • как комплекс, представляющий собой комбинацию страха с другими базовыми эмоциями – страданием, гневом, виной, стыдом и интересом (К. Изард);
  • как индивидуальное психодинамическое свойство, характеризующееся направленностью на ожидание угрозы (B.C. Мерлин, Я. Стреляу) [20].

Многочисленные определения тревожности сходятся на том, что это эмоциональный комплекс, который включает страх и различные аффективно-когнитивные структуры – по сути это параметр индивидуальных различий в переживании тревоги в любой деятельности, не привязанный к конкретному объекту. Она характеризуется неосознаваемостью причин и невозможностью конкретизации угрозы, также рассматривается как социально обусловленная реакция на угрозу [20].

 

Термин «тревожность» соответствует английскому «anxiety» и имеет два аспекта. Первый – это переживание тревоги как конкретное эмоциональное состояние, реакция на стрессовые ситуации [11]. Тревога, как психологическая реакция, представляет собой субъективное переживание угрозы организму или личности, возникающее при нарушениях интрапсихической регуляции или личностно-ролевого взаимодействия. В работах таких авторов, как Абабков В.А., Перре М., Ковров Г.В., Палатов С.Ю., Лебедев М.А., Лазарус, Дельгадо, Мей Р., Решетников М.М., Рарау J.J., Spielberger C.D., Phillips B.N., тревога определена как первичная реакция, ведущая к стрессу [13], и побуждающая индивида к исследованию окружающей действительности с целью обнаружения угрожающего объекта [5]. Второй аспект — склонность к тревожности как черта личности, относящаяся к психическим состояниям [2].

 

Описание этой черты как тревожности на русском языке было бы неточным из-за двойного значения слова «тревога»[11]. Поэтому для различения этих двух аспектов в психологии выделяют ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность – это временное эмоциональное состояние, возникающее при неопределенной угрозе, например, ожидании негативной оценки [7]. Личностная тревожность – это постоянная черта, характеризующаяся склонностью воспринимать угрозу и усиливать тревогу, даже без явного повода [7]. Это различение важно и признано большинством современных психологов [5].

 

Обобщая проведенный анализ, можно сделать вывод, что понятие «тревожность» представляет собой сложное психологическое явление, которое рассматривается как эмоциональное состояние и как черта личности. Тревожность имеет как адаптивные, так и дезадаптивные функции. С одной стороны, она может мобилизовать организм в опасных ситуациях, с другой – при чрезмерной выраженности может негативно влиять на физическое и психическое здоровье. Для различия понятий в современной психологии выделяют два основных вида тревожности: ситуативную (реактивную) и личностную. Такое разграничение важно для понимания разных аспектов тревожности в практике. Различие между ситуативной и личностной тревожностью позволяет более точно оценивать и применять соответствующие методы её коррекции. Одним из возможных направлений по работе с тревожностью на наш взгляд может стать развитие эмоционального интеллекта (ЭИ).

 

Прямых исследований взаимосвязи тревожности и эмоционального интеллекта (ЭИ) у женщин среднего возраста не выявлено. Однако исследования других групп показывают обратную корреляцию между ЭИ и тревожностью. Так, у подростков обнаружена сильная отрицательная корреляция между уровнем ЭИ и уровнями личностной и реактивной тревожности [19]. Е.Е. Лунёва [26] выявила обратную связь между ЭИ и тревожностью у студентов, особенно между умением управлять эмоциями и самомотивацией с уровнем тревожности. Другие исследования также подтверждают обратную связь между ЭИ и тревогой [24].

 

Основываясь на данных о связи эмоционального интеллекта и другими характеристиками также можно предположить что тревожность имеет обратную корреляцию с эмоциональным интеллектом. Так, можно предположить, что тревожность, как состояние, противоположное психологическому благополучию, может иметь отрицательную корреляцию с эмоциональным интеллектом. А.Б. Эйдельман [22] и Л.В. Жуковская [9] исследовали психологическое благополучие в разных возрастных группах. В.П. Шейнов [21] доказал связь между интернальностью и компонентами ЭИ у женщин. И.А. Бердникова [3, 4] обнаружила корреляцию между ЭИ и психологическим благополучием у студентов. Исследование в Польше показало, что люди с высоким ЭИ лучше справляются со стрессом во время пандемии [23], а исследование московских медработников подтвердило связь жизнестойкости и ЭИ [8].

 

На основе представленной информации можно предположить, что вероятно существует обратная связь между уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ) и тревожностью у женщин среднего возраста, аналогично тому, что было обнаружено в исследованиях с другими возрастными группами. Женщины с более высоким уровнем ЭИ могут демонстрировать более низкие показатели как ситуативной, так и личностной тревожности. Данное предположение легло в основу основной гипотезы данного исследования: существует обратная взаимосвязь между уровнем тревожности и эмоциональным интеллектом у женщин среднего возраста.

 

В качестве диагностического инструментария были подобраны следующие методики:

  1. Интегративный тест тревожности (ИТТ) [25] – оригинальная клиническая тестовая методика, созданная в НИПНИ им. Бехтерева для общей структурной экспресс-диагностики тревоги и тревожности, в том числе в клинике психосоматических заболеваний. Главное и основное применение методики – выявление скрытой, маскированной тревоги и тревожности среди широкого контингента лиц в рамках массовых обследований.  Тест включает в себя две основные шкалы (Шкала личностной тревожности (ШКАЛА СТ-Л) оценивает, как часто испытуемый испытывал определённые чувства в течение длительного времени и Шкала ситуативной тревожности (ШКАЛА СТ-С) оценивает, как сильно испытуемый чувствует определённые эмоции прямо сейчас или сегодня). Данная методика выбрана как альтернативная достаточно известной в мире и часто применяемой методике «Шкала тревоги Спилбергера» (STAI) в адаптации Ю.Л. Ханина [27], так как позволяет оценить не только виды тревожности, но и её компоненты, которые помогают провести более детальный анализ специфических аспектов тревожности
  2. Тест эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д.В. Люсина – отечественная психодиагностическая методика, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта в соответствии с теоретическими представлениями автора. В основу опросника положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [12].
  3. Тест эмоционального интеллекта К. Барчарда в адаптации Г.Г. Князева, Л.Г. Митрофановой, О. М. Разумниковой [10] – опросник охватывает широкий спектр эмоциональных компетенций от экспрессии чувств до сложных процессов, таких как эмпатия и принятие решений, основанных на эмоциях. Опросник измеряет семь ключевых аспектов эмоционального интеллекта.

По результатам диагностики тревожности можно сделать вывод, что у женщин среднего возраста наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности (рисунок 1) при умеренном уровне личностной тревожности (рисунок 2).

 

СТ – ситуативная тревожность, ЭД - эмоциональный дискомфорт, АКТ -астенический компонент тревожности, ФОБ – фобический компонент, ТОП – тревожная оценка перспективы, СРЗ – социальные реакции защиты

Рисунок 1. Распределение респондентов с разными уровнями компонентов ситуативной тревожности, в %

 

СТ – ситуативная тревожность, ЭД - эмоциональный дискомфорт, АКТ -астенический компонент тревожности, ФОБ – фобический компонент, ТОП – тревожная оценка перспективы, СРЗ – социальные реакции защиты

Рисунок 2. Распределение респондентов с разными уровнями компонентов личностной тревожности, в %

 

Анализируя компоненты ситуативной тревожности, можно отметить, что наиболее выраженными являются тревожная оценка перспективы и фобический компонент, что свидетельствует о том, что женщины испытывают сильное беспокойство о будущем и имеют выраженные страхи, связанные с текущей ситуацией (рисунок 3).

 

СТ – ситуативная тревожность, ЭД - эмоциональный дискомфорт, АКТ -астенический компонент тревожности, ФОБ – фобический компонент, ТОП – тревожная оценка перспективы, СРЗ – социальные реакции защиты

Рисунок 3. Выраженность компонентов ситуативной тревожности у женщин среднего возраста, среднее значение по выборке в баллах

 

В структуре личностной тревожности (рисунок 4) наиболее выраженным компонентом является тревожная оценка перспективы, что указывает на склонность к беспокойству о будущем как устойчивую черту личности. Астенический компонент и эмоциональный дискомфорт также показали относительно высокие значения. Наименее выраженным оказался фобический компонент.

 

СТ – ситуативная тревожность, ЭД - эмоциональный дискомфорт, АКТ -астенический компонент тревожности, ФОБ – фобический компонент, ТОП – тревожная оценка перспективы, СРЗ – социальные реакции защиты

Рисунок 4. Выраженность компонентов личностной тревожности у женщин среднего возраста, среднее значение по выборке в баллах

 

Результаты диагностики эмоционального интеллекта по методике Д.В. Люсина показывают, что большинство женщин среднего возраста демонстрируют средний уровень развития различных компонентов ЭИ (рисунок 5).

 

Результаты теста эмоционального интеллекта К. Барчарда подтверждают и дополняют данные, полученные по методике Люсина. Наиболее развитыми компонентами ЭИ у женщин среднего возраста являются позитивная экспрессивность, сопереживание радости и внимание к эмоциям. Наименее развитым оказалось принятие решений на основе эмоций (рисунок 6).

 

МП - понимание чужих эмоций); МУ - управление чужими эмоциями); ВП - понимание своих эмоций); ВУ - управление своими эмоциями); ВЭ - контроль экспрессии); МЭИ - межличностный ЭИ); ВЭИ - внутриличностный ЭИ); ПЭ - понимание эмоций); УЭ - управление эмоциями).

Рисунок 5. Распределение респондентов с разными уровнями компонентов эмоционального интеллекта по методике «Тест эмоционального интеллекта» (ЭмИн) Д.В. Люсина, в %

 

Рисунок 6. Выраженность компонентов эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста по методике «Тест эмоционального интеллекта» К. Барчарда, среднее значение по выборке в Т-баллах

 

В целом, результаты показывают, что женщины среднего возраста в данной выборке демонстрируют в целом средний уровень эмоционального интеллекта, особенно в аспектах, связанных с позитивными эмоциями и вниманием к эмоциональной сфере, что открывает широкие перспективы для дальнейшего развития эмоционального интеллекта как инструмента, возможно способного повлиять на уровень тревожности.

 

Для оценки подобной возможности был проведен корреляционный анализ, по результатам которого сделан вывод о наличии взаимосвязи между уровнем тревожности и эмоциональным интеллектом у женщин среднего возраста (таблица 1).

 

Таблица 1.

Корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и его компонентов с тревожностью и тревогой у женщин среднего возраста (критерий Спирмена)

Показатель

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Субшкала МП (понимание чужих эмоций).

0,011

-0,063

Субшкала МУ (управление чужими эмоциями).

-0,113

0,008

Субшкала ВП (понимание своих эмоций).

-0,192

-0,214

Субшкала ВУ (управление своими эмоциями).

-,358**

-,373**

Субшкала ВЭ (контроль экспрессии).

-0,06

-0,146

Шкала МЭИ (межличностный ЭИ)

-0,042

-0,03

Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ)

-,252*

-,315*

Шкала ПЭ (понимание эмоций)

-0,114

-0,186

Шкала УЭ (управление эмоциями)

-,274*

-,261*

Позитивная экспрессивность

-0,135

-0,041

Негативная экспрессивность

0,032

-0,009

Внимание к эмоциям

-0,23

-0,151

Принятие решений на основе эмоций

-0,086

-0,161

Сопереживание радости

-,277*

-0,15

Сопереживание несчастья

,450**

0,177

Эмпатия

0,102

0,083

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

 

По результатам корреляционного анализа обнаружены значимые отрицательные корреляции между уровнем тревожности и компонентами эмоционального интеллекта, особенно в сфере внутриличностного ЭИ и управления своими эмоциями, что подтверждает нашу гипотезу. Наиболее сильные отрицательные корреляции выявлены между тревожностью и такими компонентами ЭИ, как управление своими эмоциями и внутриличностный эмоциональный интеллект.

 

На основе полученных данных была разработана программа развития эмоционального интеллекта, направленная на снижение уровня тревожности у женщин среднего возраста. В основу занятий заложена модель консультирования Е.Н. Киселевой [16], а её общая структура построена на модели OSKAR и включает элементы коучинга. Структура программы состоит из 8 еженедельных занятий по 2 часа каждое. Основное внимание уделяется развитию навыков самопонимания, саморегуляции и управления эмоциями. Эффективность программы доказана экспериментально в рамках магистерского исследования автора.

Список литературы

  1. Антонова, Н.В. Проблема эффективности коучинга: исследования в рамках психологии коучинга (coaching psychology) / Н.В. Антонова, Е.А. Наумцева // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11, № 1. – С. 94-103
  2. Атагунов, Р.И. Представления российских военнослужащих об опасности и безопасности окружающего мира: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Р.И. Атагунов. – Казань, 2022. – 18 с.
  3. Бердникова, И.А. Эмоциональный интеллект как предиктор психологического благополучия студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.А. Бердникова. – М., 2022. – 24 с.
  4. Бердникова, И.А. Эмоциональный интеллект как предиктор психологического благополучия студентов: дис. ... канд. психол. наук / И.А. Бердникова. – М., 2022. – 227 с.
  5. Викторова, В.В. Тревожность как сопутствующий фактор у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.В. Викторова. – М., 2010. – 18 с.
  6. Волченко, Н.С. Сущность и структура возрастных кризисов / Н.С. Волченко // Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2021. – №2. – С. 360-365
  7. Гадельшина, Т.Г. Влияние психотерапевтического тренинга на пищевое поведение, копинг-стратегии и ситуативную тревожность у женщин с избыточной массой тела / Т.Г. Гадельшина // Вестник ТГПУ. – 2015. – Т. 156, № 3. – С. 90-95
  8. Гребенников, Ю.Л. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и совладающего поведения у медицинских работников / Ю.Л. Гребенников, Е.А. Орлова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2021. – № 1. – С. 11
  9. Жуковская, Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Жуковская Лидия Валерьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. – Санкт-Петербург, 2011. – 24 с.
  10. Князев, Г.Г. Адаптация русскоязычной версии Опросника эмоционального интеллекта К. Барчард / Г.Г. Князев, Л.Г. Митрофанова, О.М. Разумникова, К. Барчард // Психологический журнал. – 2012. – №4. – С. 112-120
  11. Коноводов, А.А. Новые направления исследования тревожности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Коноводов. – М., 2011. – 89 с.
  12. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – №4. – С. 3-22
  13. Малкова, Е.Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии: автореф. дис. ... докт. психол. наук / Е.Е. Малкова. – СПб., 2014. – 40 с.
  14. Мисунов, С.Н. Понятие тревожности / С.Н. Мисунов // Вестник науки. – 2021. – № 2 (35), вып. 1. – С. 17-20
  15. Обносов, В.Н. Тревожность как проявление стресса / В.Н. Обносов // Наука и образование. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 27
  16. Практическое руководство по созданию психологических программ / Е. Н. Киселева, О. В. Ермаченкова, Э.Г. Пудж [и др.]. – М.: Русайнс, 2023. – 224 с.
  17. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии : [сборник: пер. с англ.] / под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. – М.: Смысл, 1997. – 296 с.
  18. Селукова, Н.С. Тренинг профессионального педагогического общения : учебное пособие / Н.С. Селукова. – Глазов : ГГПИ, 2023. – 77 с.
  19. Синкевич, И.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня тревожности у подростков / И.А. Синкевич, Т.В. Тучкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-4. – С. 345-347
  20. Стрижиус, Е.И. Динамика тревожности в старшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.И. Стрижиус. – М., 2013. – 31 с.
  21. Шейнов, В.П. Связь эмоционального интеллекта, локуса контроля и удовлетворенности жизнью / В.П. Шейнов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5, № 4 (20). – С. 155-170
  22. Эйдельман, А.Б. Субъективный возраст как фактор психологического благополучия: дис. ... канд. психол. наук / А.Б. Эйдельман. – М., 2022. – 219 с.
  23. Morońa, M. Trait emotional intelligence and emotional experiences during the COVID-19 pandemic outbreak in Poland: A daily diary study / M. Morońa, M. Biolik-Morońa // Personality and Individual Differences. – 2021. – Vol. 168. – P. 110-348
  24. Андреева, О.В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги [Электронный документ] / О.В. Андреева // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». (https://pedobrazovanie.ru/images/3-2023/3-2023-199-207.pdf). Проверено 21.02.2024
  25. Интегративный тест тревожности (ИТТ) [Электронный документ] // Клинические рекомендации Тревожно-фобические расстройства у взрослых (одобрены Минздравом России) // Судебные и нормативные акты РФ. (https://sudact.ru/law/klinicheskie-rekomendatsii-trevozhno-fobicheskie-rasstroistva-u-vzroslykh-utv/prilozhenie-g1-gn/prilozhenie-g4/). Проверено 12.05.2024
  26. Лунёва, Е.Е. Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности у студентов [Электронный документ] / Е.Е. Лунёва, С.С. Петрова // Мир педагогики и психологии. – 2022. – №12 (77). (https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-emotsionalnogo-intellekta-na-uroven-trevozhnosti-u-studentov.html). Проверено 15.04.2024
  27. Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина [Электронный документ] // Клинические рекомендации Тревожно-фобические расстройства у взрослых (одобрены Минздравом России) // Судебные и нормативные акты РФ. (https://sudact.ru/law/klinicheskie-rekomendatsii-trevozhno-fobicheskie-rasstroistva-u-vzroslykh-utv/prilozhenie-g1-gn/prilozhenie-g4/). Проверено 10.05.2024
  28. Социологический бюллетень [Электронный документ] // Фонд «Общественное мнение». – 2022. – неделя №42. (https://media.fom.ru/fom-bd/d422022.pdf). Проверено 12.06.2024
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее