ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

166

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (116), Май ‘23

Дата публикации 10.05.2023

Поделиться

Данная работа направлена на изучение особенностей психолого-педагогической коррекции и реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста из проблемных семей, также в работе рассматриваются проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, в рамках дошкольного образовательного учреждения, рассматриваются принципы коррекционной и реабилитационной работы с особенными детьми.

Рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья вызывает у всех членов семьи сильное психологическое потрясение, изменяет весь привычный устой семьи, что является причиной возникновения дезадаптации. В большинстве случаев, семья, в которой родился ребенок-инвалид со сложной нозологией, как правило, приобретает статус «проблемная семья», связано это с тем, что такой ребенок, имея, сложные сочетанные нарушения, психического и физического плана требует от родителей чрезвычайно много времени и внимания, при этом если в семье есть другие дети, часто они оказываются лишенными внимания и предоставлены сами себе. Также ребенок с ограниченными возможностями здоровья требует от семьи большие финансовые затраты на специализированное оборудование, лечение, лекарства, реабилитацию, а зачастую случается и такое, что один из родителей вынужден уйти с работы для того, чтобы посвящать больше времени особенному ребенку, что ставит семью в сложное финансовое положение. Стоит отметить, что воспитание и обучение особенного ребенка требует от родителей дополнительных знаний и умений, родителям буквально необходимо окунаться в основные моменты коррекционной работы с ребенком.

Однозначно, такие семьи нуждаются в психологической поддержке, а также психолого-педагогической коррекции и реабилитации самого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одно из таких учреждений, где оказывается комплексная помощь, является дошкольная образовательная организация, где имеются группы компенсирующего вида и коррекционные специалисты, такие как: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по адаптивной физической культуре и другие специалисты [1].

При поступлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное учреждение должна быть организована комплексная профессиональная психолого-педагогическая помощь как родителям, так и самому ребенку. Педагогом-психологом и другими коррекционными специалистами  разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, включающий в себя психолого-педагогическую характеристику на ребенка по результатам диагностики, рекомендации, планирование коррекционных занятий, используемый методический материал и оснащение, а также педагогом-психологом разрабатывается план проведения треннингов и консультаций для родителей особенного ребенка, направленные на принятие своего ребенка таким, какой он есть, обучение родителей особенностям воспитания и обучения ребенка с ОВЗ и на повышение психолого-педагогической компетенции.

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации включает в себя мероприятия, направленные на формирование и развитие коммуникативных, социально-бытовых, культурно-гигиенических навыков, развитие высших психических функций, а также максимальную компенсацию нарушенных функций, сохранение и укрепление здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья [3]. Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с ОВЗ в рамках ДОУ, осуществляется с использованием современных здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий, таких как:

Психогимнастика, данный метод является наиболее эффективным в работе с особенными детьми в дошкольном учреждении и подразумевает под собой совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на развитие, коррекцию и компенсацию недостатков как в физическом, так и психологическом плане. Психогимнастика включает в себя подвижные игры, пантомимику, игры на воображение и др.

Пальчиковая гимнастика, включает в себя такие мероприятия, как пальчиковый театр, пальчиковые игры с мячом и др. Пальчиковые игры дают возможность детям, родителям, участникам образовательного процесса.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику у детей. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться [2]. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и особенным ребёнком. Песочная терапия, данный вид деятельности способствует развитию тактильной чувствительности, координации движений, мелкой моторики. Также песочная терапия оказывает положительное влияние на снижение психофизического напряжения.

Логоритмика- занятия, которые направлены прежде всего на развитие речи и общей моторики одновременно. Данный метод стимулирует речевую деятельность, ее активность. Используют такие приемы, как «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением [4]. Сочетание одновременных речевых действий с движением развивает речевое внимание, умение слушать, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней.

Арт-терапия, методика, которая подразумевает под собой методику лечения и коррекции при помощи художественного творчества. Данная методика считается наиболее мягкой и эффективной в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста. Арт-терапия относится к естественным формам коррекции эмоциональных состояний, что помогает расслабиться и снять напряжение, а также влияет на развитие мелкой моторики и развитие творческой направленности ребенка [5].

Комплексное использование вышеперечисленных и других современных методов в психолого-педагогической коррекции и реабилитации в дошкольном учреждении будет способствовать эмоциональному настрою и работоспособности детей с ОВЗ, развитию высших психических функций, коммуникативных, социально-бытовых навыков, подготовит дошкольника с ОВЗ к дальнейшему переходу в школу.

Список литературы

  1. Агаева И.Б. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья жизнидеятельности. – Красноярск: Вестник КГПУ им. Астафьева, 2009 г.- 13-17 с.
  2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.- 24 с.
  3. Арбатская К.И. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями. - М.: Педагогическое образование в России, 2017 г.- 84-88 с.
  4. Архипова Е.Ф. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особенными детьми.- Пермь: Современное дошкольное образование. Теория практики.-2015.-№9.-С. 44-51.
  5. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. – Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016г. – 145–146 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее