Влияние сказкотерапии в вопросе коррекции страхов у детей дошкольного возраста довольно велико. Сказка показывает на примере своего содержания, что добро торжествует над злом, что те страхи, которые мучают ребенка в виде реальных, магических персонажей или ситуация преодолимы, что добрые герои и обычные «мальчики и девочки» побеждают объект страхов ребенка, он проецирует положительных персонажей на себя, противодействует своим страхам в своей голове и, зачастую, побеждает их.
На этом фоне важно понимать, что детские страхи также могут быть очень различными. Преодоление страхов выдуманных и мифических персонажей не равнозначно преодолению страхов, вызванных реальными обстоятельствами жизни ребенка – страх автомобилей в связи с попаданием в аварию, страх родительских ссор при рукоприкладстве в семье, страхи получить замечание из-за насилия над ребенком и так далее. Все эти страхи основаны на психологических травмах, кризисах, которые гораздо глубже и сильнее, чем обычные страхи выдуманных персонажей или героев игр и фильмов.
Педагогическая коррекция страхов – это многоуровневый процесс, который заключается в необходимости поэтапно сформированной работы по мониторингу состояния детей и работе с выявленными умственными и психологическими проблемами ребенка.
Первоначальным этапом коррекции является наличие системы мониторинга и наличие борьбы со страхами в качестве направления для деятельности педагогов и воспитателей. Без налаженной системы мониторинга и внимательного отношения к проявлениям реальных страхов и тревожности у детей не может быть сформирована система противодействия, применения различных методик борьбы с детскими страхами.
Мониторинг должен включать в себя как прямое проведение соответствующих методик определения уровня страхов и тревожности, так и внимательное изучение состояния детей. Важно понимать, что каждый ребенок и взрослый имеет определенные страхи, вызванные объективной реальностью и проблемным полем. Стоит подчеркнуть, что в связи с этим важно разделять, классифицировать те детские страхи, которые выражаются у ребенка сильно и устойчиво, влияют на его поведение и состояние, а также те страхи, которые не оказывают серьезного воздействия на ребенка и не проявляются в его поведении каким-либо серьезным образом.
Определение особенностей детских страхов позволяет определить реальную необходимость применения различных методик, которые могут оказаться эффективными для детей в данном возрасте.
Несмотря на положительный эффект от применения сказкотерапии, стоит рассматривать данный инструмент в качестве практической рекомендации по профилактике и коррекции детских страхов. Можно составить программу разбора сказок в соответствии с основными страхами современных детей, моделируя и корректируя сказки под выявленные группы страхов, используя сказкотерапию в группах.
Кроме этого, педагоги должны изучать психологический анамнез детей для того, чтобы избежать проблем в триггере определенных страхов у ребенка. Некоторые дети бояться, когда на них кричат из-за проблем в семье, некоторые дети боятся определенных действий, примеров. Без знания страхов и анамнеза состояния ребенка сложно спрогнозировать правильное поведение педагога таким образом, чтобы он мог эффективно и качественно управлять процессом обучения и взаимодействия с ребенком и бороться с детскими страхами.
Родители являются ключевой составляющей психологического климата в семье, в значительной степени формируют отношение ребенка к окружающему миру, влияют на его тревожность, страхи и прочие проблемы морально-психологического значения.
Отношения между родителем и ребенком строятся через решение актуальных проблем, которые волнуют ребенка, создают дискомфортное состояние. Это могут быть проблемы его застенчивости, обидчивости, тревожности, волнительности, пугливости и так далее. Наличие определенных детских страхов также создает у ребенка значительный объем переживаний и деформаций в его поведении. Борьба с детскими страхами также является одним из направлений работы родителей с ребенком.
Родителям необходимо знать, что коррекция детских страхов, тревожности и волнения ребенка от внешних и внутренних причин нельзя оставлять без внимания и участия. Родители являются самой важной и первой линией помощи ребенку в преодолении кризисных ситуаций. Вне зависимости от особенностей появления детских страхов, вне зависимости от проблем координации данной работы с педагогическим коллективом образовательной организации, стоит актуальный вопрос создания системы поддержки со стороны родителей для ребенка.
Во-первых, как и в случае с педагогами, необходим постоянный мониторинг детских страхов. Для родителей отсутствует необходимость в специальных методиках, а достаточным образом является внимательное отношение к поведению ребенка – чаще всего детские страхи проявляются быстро и активно при наличии определенного триггера, в связи с чем вопрос выявления страхов не так остро себя проявляет, достаточно внимательного отношения к ребенку.
Кроме этого, стоит отметить актуальный вопрос анализа собственного поведения родителей, так как нередко страхи формируются из-за поведения самих родителей и требуется изучение данного вопроса для понимания, что именно подталкивает ребенка испытывать систематический страх. Речь идет именно о систематических страхах, так как кратковременный периодический страх (наказания за вину, громких споров родителей и так далее) не может оказать на ребенка такого влияния, что страхи будут влиять на его поведение, настроение или психологическое состояние. Важно внимательно изучить систематические страхи ребенка от родителей.
Примерами подобных проблем могут быть как ссоры родителей, злоупотребление чем-либо, рукоприкладство, психологическое давление и насилие над ребенком, так и вполне безобидные вещи, такие как разговоры по телефону на рабочие темы с повышенным тоном, криками, оскорблениями и так далее. Даже подобные вещи могут у ребенка сформировать постоянный страх, так как находиться с агрессивными родителями ему страшно, даже если агрессия направлена на кого-то другого и в семье совершенно не проявляется.
Важно отметить, что проблема отношения ребенка к проблемам взрослых нередко становится причиной страхов и восприятия со стороны ребенка проблем родителей в качестве своих проблем. Подобное отношение нуждается в корректировке и мониторинге со стороны взрослых.
Отдельной актуальной проблемой является консолидация усилий родителей с педагогами и воспитателями образовательных организаций. Нередко родители не могут обнаружить проблемы в поведенческой сфере у ребенка, которые может обнаружить педагог и выявить способы и направления решения данных проблем. Важно отметить, что данное проблемное поле является актуальным и требует внимательного изучения со стороны родителей, чтобы их инициатива позволяла педагогам понимать важность мониторинга за состоянием детей в случае отсутствия такого внимательного отношения.
Если родителями обнаружен детский страх и причина самого страха ребенка, необходимо руководствоваться тем, чтобы ребенок был подвержен комплексной коррекционной работе со стороны родителей и воспитателей. Приведенные примеры сказкотерапии и использование инструментов сказкотерапии для профилактической деятельности представляется важным этапом коррекционной работы с ребенком. Без этого достижение высоких результатов не представляется возможным.
Сказкотерапия, в первую очередь, может использоваться родителями для профилактики определенных страхов и проблем, которые могут возникать у ребенка, а также в качестве терапевтического инструмента помощи ребенку при наличии активных страхов у ребенка.
Важно отметить, что в зависимости от существующей причины и природы страха ребенка можно разделять проблему сказкотерапии на несколько составляющих, которые в процессе коррекции страхов ребенка проявляют себя и становятся заметны родителям и воспитателям.
Кроме этого, важным направлением работы в профилактике страхов у ребенка стоит вопрос применения инструментов иного содержания, не только сказкотерапии, но и комплексного воздействия со стороны родителей на причины страхов ребенка. В связи с этим представляется, что проблемное поле исследования охватывается эффективностью тех мер, которые могут быть применены в отношении ребенка со стороны родителей и воспитателей. Справедливо отметить, что вместе с тем необходимо отталкиваться от снижения доли различных триггеров и ассоциаций для ребенка, связанных со с непроработанными страхами. Родители должны внимательно к этому относиться и стараться поддерживать ребенка, а не проявлять различные формы безразличия, как чаще всего встречается на практике.
Также стоит отметить общий алгоритм поведения родителей в профилактике и преодолении детских страхов ребенка – в таблице ниже.
Правила применения сказкотерапии при коррекции страхов у ребенка для родителей
№ |
Что следует делать |
1 |
Постоянное наблюдение за поведением ребенка |
2 |
Координация и взаимодействие воспитательного характера с педагогами и воспитателями образовательной организации |
3 |
Воспитательное воздействия родителей с применением сказкотерапии для профилактики детских страхов |
4 |
Работа родителей в направлении борьбы с выявленными детскими страхами |
5 |
Создание благополучного психологического климата для ребенка в семье |
6 |
Применение домашней сказкотерапии как одного из инструментов работы над проблемами эмоциональной сферы ребенка |
Все это является алгоритмом действий родителей по профилактике и борьбе с детскими страхами. Весь данный комплекс мероприятий должен быть скоординирован с работой педагогов в направлении противодействия проблемам детских страхов, тревожности и другим проблемам морально-психологического состояния. Представляется, что выявленные проблемы в данном вопросе являются актуальными и требуют внимательного отношения со стороны педагогического коллектива. воспитателей и родителей.
Алгоритм применения сказкотерапии родителями
Важно отметить, что проблемное поле в данном вопросе заключается в том, что необходимо руководствоваться комплексным воздействием на детей со стороны разных участников обучения и воспитания. Если проблема детских страхов становится более явной, влияет на физическое и психическое развитие ребенка, оказывается в поле физиологических проявлений и заболеваний, то в данном случае необходима помощь психологов с применением иных форматов терапевтического воздействия.
Таким образом, стоит отметить, что в данном случае сказкотерапия является способом педагогического и воспитательного воздействия на детей с целью решения актуальных проблем поведенческого характера в форме наличия и профилактики детских страхов. Данный инструмент представляется эффективным, но еще большая эффективность достижима через применение комплекса инструментов, как направление психологического консультирования, обсуждения проблем содержательного характера в сфере противодействия возникшим детским страхам различного содержания. Данные инструменты необходимо учитывать и не игнорировать в процессе работы с ребенком.
Список литературы
- Барышникова, Е.В. «Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста» / Е.В. Барышникова. – Текст : непосредственный // Мир науки. Педагогика и психология, вып. 8, №. 4, 2020, С. 43
- Батюк, М.Н., Григорьева, Т.С. «Социальное партнерство как условие развития творческих способностей детей дошкольного возраста» / М.Н. Батюк. – Текст : непосредственный // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», №. 10, 2020, С. 47-48.
- Данилова Ю.Ю. «Проявление доверия у подростков в связи с семейной депривацией и восприятием отношений со значимым взрослым» / Ю.Ю. Данилова. – Текст : непосредственный // Проблемы современного образования, №. 5, 2020, С. 106-118.