Проблемы формирования адекватной самооценки дошкольников и младших школьников

Проблемы формирования адекватной самооценки дошкольников и младших школьников

Данная статья посвящается изучению проблемы формирования адекватной самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данное исследование проводилось с целью изучения предыдущих работ других исследователей и определения вектора дальнейших изысканий.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Дата публицакии 25.12.2021

Поделиться

Формирование разносторонне развитой личности, которая умеет ставить перед собой цели, искать пути решения жизненных проблем и адекватно оценивать результат своей деятельности является концепцией современного образования и общественного запроса. Эти основы закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, если они не сформируются в данный период времени, совершенно нет гарантий становления таких личностных качеств в последующие годы жизни. Большинство качеств и человеческих ценностей, необходимые для развития личности  ребенка младшего школьного возраста, формируются уже в дошкольном возрасте, в том числе самооценка. 

Самооценка является одной из важнейших характеристик личности. Так современное образование должно быть направлено на помощь в формировании адекватной самооценки каждого дошкольника и младшего школьника, так как самооценка влияет на коммуникативные способности и на умение ребёнка правильно оценивать самого себя и свою деятельность.

Переход дошкольников в начальную школу по сегодняшний день остается актуальной и болезненной проблемой. Переходя в разряд школьника, ребёнок приобретает новый социальный статус и новые сложные обязанности, что препятствует быстрой адаптации. Возникает вопрос эффективной организации перехода из дошкольного учреждения в начальную школу, который бы наилучшим образом способствовал формированию адекватной самооценки детей.

В педагогике и психологии существует большое количество определений понятия «самооценка». Множество подходов к пониманию сущности самооценки говорит о том, что данное понятие сложное  и многогранное.  Анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных самооценке дошкольников и младшего школьника, её структуре и времени становления, показывает, что до сих пор нет единой точки зрения на исследуемую проблему.

В психолого-педагогических исследованиях данным вопросом занимался довольно обширный круг ученых: Б.Г. Ананьев[1], А.И. Липкина[7], К. Роджерс,Э. Эриксон и другие. Вопросами выявления закономерностей формирования самооценки у детей занимались М.Б. Батюта[3], Е.В. Сидорина [3], А.В. Орлова [8] и другие ученые.

Чаще всего выделяют три основных типа самооценки:

  1. Адекватная самооценка. Дети с адекватной самооценкой понимают свои «плохие» и «хорошие» качества, спокойно относятся к неудачам. 
  2. Завышенная  самооценка. Дети с завышенной самооценкой редко понимают свои слабые места, высоко оценивают себя и свою деятельность, даже если на деле это не совсем так.
  3. Заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой низко оценивают себя и свою деятельность, боятся ответственности из-за страха неудачи. Дети чаще робкие и замкнутые [2].

Проблема становления и процесса формирования самооценки является ключевой проблемой развития личности ребенка, к такому умозаключению нас привел анализ научных исследований. Ребёнок не рождается с определенным пониманием и отношением к самому себе и совей деятельности. Самооценка формируется в процессе взаимодействий в обществе и воспитания. Главным аспектом формирования самооценки ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста являются взаимоотношения в ближайшем кругу общения ребенка. Родители, ближайшие родственники старшего поколения влияют на самооценку ребёнка, так как ребёнок составляет мнение о себе через призму взглядов взрослых на него. 

Американский исследователь Р. Бернс в процессе изучения дошкольников и младших школьников пришел к выводу, что первые проявления самооценки происходят еще в дошкольном возрасте, примерно в три года. С возрастом самооценка производит качественный рывок в своем формировании. Но все же в младшем школьном возрасте самооценка ещё находится на стадии становления и развивается посредством давления и влияния извне. По мнению О.Ю. Зайцевой самооценка является одним из показателей психологического благополучия младшего школьника. И в отличие от самооценки взрослых, она не так устойчива и имеет свойство быстро изменяться [5]. 

В период дошкольного детства ведущей деятельностью является игровая деятельность.  В процессе познания игры и ролей, ребёнок открывает для себя то, что все люди и он сам, включены в сложную структуру отношений, где каждый должен учитывать мнение другого человека. Так ребенок постигает один из важнейших компонентов самооценки – рефлексию. Хотя в дошкольном возрасте основные компоненты личности ребенка имеют тенденцию к системному формированию, их совместная работа ещё не согласована, поэтому самооценка детей дошкольного возраста более лабильна.

В дошкольном возрасте ребенок не дает оценку своей деятельности, так как он не ассоциирует себя с субъектом действий, потому самооценка носит обобщенный характер и чаще всего положительного свойства. В.А. Иванников подчеркивает, что особо значимым является возраст трех лет, в этот период укрепляется эмоциональный самоконтроль ребёнка, на основе которой будут строиться нравственная саморегуляция  и деловые качества личности. В это время ребёнок пытается сравнивать себя с другими людьми. 

С четырех до семи лет ребенок становится более открытым и любознательным, движущей силой его деятельности является познание окружающего мира. Негативные реакции взрослого на любознательность ребенка, могут привести к ощущению ребенком вины за активность и пагубно сказаться на самооценке. Формирование адекватной самооценки ребенка требует такта и аккуратности со стороны взрослых.

Многие ученые, в том числе Б.С. Волков, предполагают, что именно с семилетнего возраста запускается процесс формирования самооценки как устойчивого отношения к себе. И с этого периода самооценка становится инструментом в контроле поведения ребёнка и выстраивании его в соответствии с нормами общества [4]. Самооценка выступает регулятором поведения и уже в старшие дошкольники приобретают особый «внутренний механизм» и проявляют первые признаки управления своим поведением.

Когда ребенок приобретает новый социальный статус, становится школьником, его жизнь кардинально меняется и ведущей деятельностью перестает быть игровая, вступает в силу новая – учебная деятельность. Учебная деятельность выдвигает новые требования к ребенку, как на физическом, так и на интеллектуальном уровнях. Ещё одной отличительной особенностью деятельности ребенка младшего школьного возраста является то, что она начинает нести оценочный характер, и не просто в словестной форме, а в виде определенной шкалы – оценок. 

Самооценка младших школьников зависима от оценки окружающими и ещё не завершила свое становление, а так же имеет тенденции к завышению. По мнению некоторых ученых, в том числе Л.А. Суднеевой, завышенная самооценка ребёнка является нормой для данной возрастной категории и облегчает переход из дошкольного детства в статус младшего школьника. Дети с завышенной самооценкой быстрее проходят адаптацию к любым обстоятельствам и быстро настраивают коммуникацию с новыми людьми [9].

Без самооценки практически невозможно определиться в своем жизненном пути. И.С. Кон подчеркивает, что человек является существом самооценивающим. Правильная самооценка предполагает критическое отношение к самому себе, умение самостоятельно ставить перед собой достижимые цели и вдумчиво их решать. Адекватная самооценка помогает человеку поддерживать достоинство и получать нравственное удовлетворение. В зависимости от типа самооценки, адекватной или неадекватной, человек приобретает несколько путей развития личности: гармоничный сценарий с разумной уверенностью в себе или внутренний конфликт, который может привести к невротическим состояниям. Высшим уровнем самооценки И.С. Кон считает максимально адекватное отношение к себе [6].

Мы можем сделать вывод, что самооценка – это отношение личности к самой себе, наделение себя значимостью, позволяющей оценить себя в целом, и отдельные стороны совей личности, деятельности и поведения, а так же понимания своего места среди других людей. В раннем и дошкольном детстве формируются зачатки самооценки ребенка, то в младшем школьном возрасте она формируется как отношение к себе и окружающему миру. 

Дальнейший научно-практический поиск будет направлена на выявление влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. – М.: Академия, 2009. – 449 с.
  2. Зайцева О.Ю. Условия развития образа Я детей старшего дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал, 2017. Т. 6. №3 (20). С. 152-156.
  3. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Юрайт, 2016. – 214 с.
  4. Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 8-2. С. 111-114.
  5. Сундеева Л.А., Шейкина Е.А. К вопросу о детской тревожности и страхе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 7. №4 (21). С. 410-412.
  6. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян. – 2-е изд. – Саратов: Научная книга, 2019. – 127 c. – ISBN 978-5-9758-1772-3. –Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/81045.html (дата обращения: 21.04.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
  7. Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияния стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников //Современные научные исследования и инновации, 2017. №4. С. 797-800.
  8. Б.С. Волков Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. – 35 c.
  9. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: "Политиздат", 1990. – 367 c.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary