Влияние стиля детско-родительских отношений на формирование самооценки шахматистов младшего школьного возраста

Влияние стиля детско-родительских отношений на формирование самооценки шахматистов младшего школьного возраста

Данная статья посвящается изучению влияния стиля детско-родительских отношений на формирование адекватной самооценки шахматистов младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 29 (31), сентябрь ‘21

Поделиться

Концепции современного образования и запроса общества определяет цель обучения как умение решать жизненные проблемы и вопросы, самостоятельно ставить цели и искать пути решения, а так же адекватно оценивать свои успехи или неуспехи.

Самооценка является одной из самых важных составляющих личности. Зачатки самооценки формируются примерно к трем годам жизни ребенка. В результате анализа исследований американских ученых Р.Бернс пришел к выводу о том, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки ребенка. Л.Н. Поэтому образование и дополнительное образование должно быть направлено на помощь в формировании адекватной самооценки каждого младшего школьника.

В психолого-педагогических исследованиях данным вопросом занимался довольно обширный круг ученых: Б.Г. Ананьев [1], А.И. Липкина [6], К. Роджерс, Э. Эриксон и другие. Вопросами выявления закономерностей формирования самооценки у детей занимались М.Б. Батюта [3], Е.В. Сидорина [3] и другие ученые.

Существует множество вариантов трактовки понятия «самооценка», например, Парцхаладзе отмечает, что самооценка является важнейшей личностной инстанцией, которая позволяет контролировать собственную деятельность ребенка, совершая действия и поступки в соответствии с принятыми в обществе нормами[8]. Но после анализа некоторых исследований по данной теме, можно сделать вывод, что ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет единой общепринятой трактовки самооценки.

Но, что достоверно известно, так это то, что в основе развития самооценки детей младшего школьного возраста лежит мнение близкого окружения ребенка. А самой главной воспитательной средой для ребенка является его семья, поэтому именно семья главным образом дает толчок в ту или иную сторону развития самооценки ребенка.

Дальнейший анализ литературы [3,4, 8, 9] и наши собственные выводы [5] свидетельствует о том, что самооценка является важнейшей характеристикой становления личности.

Шахматы, как и любой другой спорт, является помощником для ребенка в формировании уверенности в себе, ответственности за свои решения и поступки. Шахматы во многом подталкивают ребенка к самостоятельности. Но, как и для любого спортсмена, для шахматиста важна самооценка. Если самооценка низкая, то ребенок  каждый раз сомневается в своих силах и боится принимать решения, боится, что его могут наказать. Если же самооценка завышенная, то ребенок может неадекватно реагировать на неудачи и поражения.

Выдвигается следующая гипотеза: стиль детско-родительских отношений влияет на формирование адекватной самооценки шахматистов младшего школьного возраста.

Чтобы проверить данную гипотезу, нами было проведено исследование, которое состояло из нескольких этапов:

На первом этапе диагностировался уровень самооценки шахматистов младшего школьного возраста посредством методик «Лесенка» Щур В.Г., «Какой Я?» модификация методики О.С. Богдановой, которые соответствуют возрасту исследуемых детей.  В исследовании принимали участие 30 детей. Выделаются пять типов самооценки детей младшего школьного возраста: неадекватно завышенная, завышенная, адекватная, заниженная и неадекватно заниженная.

На втором этапе исследовался стиль детско-родительских отношений в семьях шахматистов младшего школьного возраста проведено с помощью опросника для родителей младших школьников «Анализ семейных взаимоотношений»  Э.Г. Эйдемиллер. В исследовании принимали участие 30 родителей исследуемых детей.

На третьем этапе выявлялась степень влияния стиля детско-родительских отношений на формирование самооценки шахматиста младшего школьного возраста, путем соотнесения полученных результатов, сравнили данные методами математической статистики, в нашем случае, с помощью метода статистики U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования самооценки шахматистов младшего школьного возраста представлены в таблице 1 и на диаграмме 1 по методике «Лесенка» Щур В.Г.

Таблица 2. Результаты теста «Лесенка»

Методика "Лесенка"

Тип самооценки

Неадекватно заниженная

Заниженная

Адекватная

Завышенная

Неадекватно завышенная

Количество детей

1

7

10

8

4

Процент

3%

23%

34%

27%

13%


Диаграмма 1. Результаты теста «Лесенка»

Результаты исследования самооценки шахматистов младшего школьного возраста представлены в таблице 2 и на диаграмме 2 по методике «Какой Я?» модификация методики О.С. Богдановой.

Таблица 2. Результаты методики «Какой Я?»

Методика "Какой Я?"

Показатель

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Количество детей

1

4

13

8

4

Процент

3%

13%

44%

27%

13%

 

 

Диаграмма 2. Результаты методики «Какой Я?»

 

Результаты «Анализа семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера.

Данный опросник создан для родителей детей с 3 до 10 лет. По данным опроса можно выявить следующие отклонения процесса воспитания в семье: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребёнка, а так же количество требований, запретов и санкций, предъявляемых ребёнку в семье.

Были получены следующие результаты исследования:

  1. Уровень протекции:

      По данным исследования, ярко выражена гиперпротекция, то есть, ребёнок является центром жизни родителей. Родители вкладывают много сил в ребенка.

  1. Уровень удовлетворения потребностей ребенка:

Не было выявлено таких черт, как потворствование или игнорирование потребностей ребенка у всех опрошенных родителей. То есть, родители удовлетворяют все основные потребности, но стараются не баловать ребенка.

  1. Уровень требований-обязанностей и требований-запретов:

По данным исследования, преобладает «недостаточность требований-обязанностей» и «недостаточность требований-запретов». То есть, дети опрошенных родителей имеют мало обязанностей в семье. Часто не существует запретов, а даже если они есть, ребенок с легкостью их нарушает без последствий для себя.

  1. Строгость наказаний.

       По данным исследования, преобладает "минимальность санкций" по отношению к ребёнку. Большая часть родителей в принципе сомневаются в целесообразности и действенности наказаний и чаще обходятся без них.

    Данные по всем методикам подверглись статистической обработке с использованием критерия Манна-Уитни.

Проанализировав результаты исследования, была выявлена следующая тенденция: у детей с родительской гипопротекцией уровень самооценки выше, чем у детей с родительской гиперпротекцией.

Чаще всего дети с родительской гипопротекцией чувствуют себя более самостоятельными, они не так подвержены влиянию родителей, нежели дети с гиперпротекцией, которые постоянно подвержены контролю.  По всем остальным шкалам-показателям значимых различий не получили, соответственно, эти показатели не играют решающую роль в формировании самооценки детей.

Выдвигаемая гипотеза частично подтвердилась, стиль детско-родительских отношений все же влияет на формирование адекватной самооценки шахматистов младшего школьного возраста.

         Вектор наших дальнейших изысканий: написание программы для сопровождения семьи, которая будет направлена на формирование адекватной самооценки шахматиста младшего школьного возраста и создание рабочей тетради по шахматам для совместной работы детей и их родителей.

Список литературы

  1. Парцхаладзе Л.Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьнику // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. №2. С. 201-205.
  2. Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 8-2. С. 111-114.
  3. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. – М.: Академия, 2009. – 449 с.
  4. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян. – 2-е изд. – Саратов: Научная книга, 2019. – 127 c. – ISBN 978-5-9758-1772-3. –Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/81045.html (дата обращения: 21.04.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
  5. Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияния стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников //Современные научные исследования и инновации, 2017. №4. С. 797-800.
  6. Джиоева Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-samootsenki-mladshego-shkolnika (дата обращения: 05.09.2020).
  7. Кротюк Д.А. Самооценка младшего школьника как важнейшая характеристика становления личности // Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума НАУКА И ИННОВАЦИИ – СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (г. Москва, 10 сентября 2020 г.). / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. – Москва: Издательство Инфинити, 2020. – 184 с.
  8. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Юрайт, 2016. – 214 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary