Цель, задачи и методы исследования
Целью данного исследования является выявление особенностей саморегуляции подростков с сахарным диабетом 1 типа.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- Определить уровень развития общей способности к саморегуляции у подростков с сахарным диабетом 1 типа.
- Выявить особенности воспитания в семьях подростков с сахарным диабетом 1 типа.
- Определить уровень самооценки и особенности самоотношения у подростков с сахарным диабетом 1 типа.
- Изучить связь между уровнем развития общей способности к саморегуляции и стилем воспитания, а также с уровнем самооценки.
Теоретико-методологические основания исследования:
При раскрытии особенностей содержания саморегуляции придерживались структурно-функциональной модели осознанной саморегуляции О. А. Конопкина, концепции индивидуального стиля саморегуляции В. И. Моросановой.
Методы исследования:
1. Теоретико-методологические: анализ, синтез, систематизация.
2. Эмпирические: реализация процедуры эмпирического исследования
В рамках обозначенной цели при помощи подобранного методического инструментария, направленного на диагностику саморегуляции и выявление некоторых аспектов, которые могут влиять на её формирование, в который вошли:
- опросная методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020».
- тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» Зверьков А. В., Эйдман Е. В., предназначенный для определения уровня развития волевой саморегуляции.
- модификация опросника АСВ «Родителей оценивают дети» И. Фурманова и А. А. Аладьина, направленная на определение стиля воспитания и обнаружения причин, вызывающих различные типы воспитания.
- тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева.
3. Статистическая обработка полученных данных:
- метод описательной статистики.
- метод сравнительной статистики U-критерий Манна-Уитни.
- корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции
Спирмена, точечно-бисериальный коэффициент корреляции).
В исследовании приняли участие 60 респондентов в возрасте от 14 до 16 лет, 30 из которых имели подтвержденный диагноз сахарный диабет 1 типа (Е10 по МКБ-10) и 30 человек не имели никаких эндокринных заболеваний. Средний возраст в экспериментальной группе составил 14,9 лет, в контрольной группе – 15 лет. При определении возрастных границ респондентов была взята периодизация психического развития Л. С. Выготского – пубертатный возраст (14–18 лет).
Введение
В настоящее время для психологии особый интерес представляет процесс саморегуляции, так как в различных сферах жизни от человека требуется регулярное целенаправленное воздействие на свою активность с целью удовлетворения различных потребностей. И зачастую, именно за счет развитой саморегуляции становится возможным не только реализация потенциала человека, достижение лично и социально значимых целей, но и успешное противостояние различным жизненным трудностям.
Таким образом, саморегуляция определяется как осознанный системный процесс активности – поведения, познания и эмоций в направлении достижения социально и контекстуально соответствующих целей [По:2].
Сенситивным периодом для активного формирования навыков саморегуляции является подростковый возраст, когда ребенок учится регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях, что в свою очередь определяет его успешность в обучении, во взаимоотношениях с окружающими [9].
Исследователи, изучая проблему саморегуляции в кризисный период подросткового возраста, отмечают, что на её формирование оказывает влияние целый ряд факторов, таких как детско–родительские отношения, темпераментальные черты личности, самооценка, наличие различных заболеваний и т. д. [7][3].
Однако ситуация хронической болезни, такая как сахарный диабет 1 типа, значительно осложняет не простой период взросления, привнося строгие правила и ограничения – постоянная необходимость в контроле сахара, инсулинотерапия, соблюдение режима питания и физических нагрузок [5], что нередко приводит к трудностям самоконтроля [10].
Результаты исследования
В рамках эмпирического исследования было выявлено, что среди множества личностных черт, которые согласно В. И. Моросановой, составляют психологические особенности, наиболее развитыми оказались: настойчивость, определяющая характер достижения целей, а именно умение добиваться своего, несмотря ни на что; самообладание, которое означает стремление к постоянному сознательному контролю за той или иной ситуацией, снижение непредсказуемости, что, вероятно, является следствием болезни и в свою очередь благоприятно влияет на формирование саморегуляции, включая и общий уровень саморегуляции, который по полученным данным оказался гораздо выше, чем у подростков без хронических заболеваний.
Рисунок 1. Гистограмма средних значений по шкале методики
«Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» В. И. Моросановой
Рисунок 2. Гистограмма средних значений по шкалам методики «Исследование волевой саморегуляции» Зверькова А. В., Эйдман Е. В.
По результатам работы, нацеленной на выявление особенностей стиля семейного воспитания, можно заключить, что среди подростков с низким уровнем саморегуляции преобладает негармоничный стиль воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, в результате чего может развиваться неадаптивный стиль саморегуляции. Средний уровень саморегуляции связан с различным набором воспитательных черт, включая негармоничные. В свою очередь, гармоничный стиль наблюдается у детей с более высоким уровнем развития саморегуляции.
Рисунок 3. Схема типов воспитания в подгруппах по уровню развития саморегуляции по показателю «общий уровень» методики «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» В. И. Моросановой
Полученные результаты, демонстрирующие уровень развития самооценки, которая оказалось завышенной у подростков с сахарным диабетом 1 типа, независимо от уровня развития общей способности к саморегуляции, не подтверждают предположение о связи между уровнем развития саморегуляции подростков с сахарным диабетом 1 типа и уровнем самооценки и требуют дальнейшего изучения.
Рисунок 4. Диаграмма уровневого распределения самооценки по методике самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева в подгруппах по уровню саморегуляции по методике «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» В. И. Моросановой
Результаты исследовательской работы могут помочь в написании эффективных рекомендаций для клинических психологов и врачей-эндокринологов по выбору наиболее адаптивных стратегий коммуникации с целью эффективного сопровождения и повышения уровня приверженности к лечению подростков в зависимости от их уровня и особенностей саморегуляции. А также помогут правильно сориентировать родителей непростого пациента в выстраивании с ним эффективных взаимоотношений и развитии саморегуляции, что является принципиально важным, учитывая характер заболевания.
Выводы
- У подростков с сахарным диабетом 1 типа наблюдается более высокий уровень саморегуляции по сравнению с подростками без хронических заболеваний, а также более выражены такие характеристики саморегуляции, как настойчивость и самообладание.
- Высокий уровень развития общей способности к саморегуляции, преобладающий у подростков с сахарным диабетом 1 типа, наблюдается при гармоничном типе воспитания.
- Выявлена связь между низким уровнем развития саморегуляции и негармоничным стилем семейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции.
- Общий уровень самооценки подростков с сахарным диабетом 1 типа неадекватно завышен, независимо от уровня развития саморегуляции, в отличие от их сверстников без хронических заболеваний.
Список литературы
- Антонычев С. Ю. Исследование качества жизни больных сахарным диабетом 1 типа / С. Ю. Антонычев, Т. В. Мохор // Мед. панорама. - Уфа, 2003. - №3. - С. 34–37
- Королева Я. П Роль родительских стилей воспитания в поддержании и снижении уровня саморегуляции у подростков: «Современная зарубежная психология» 2023. Том 12. № 2. С. 137—147. 37
- Ксенофонтова В. А. Поведенческие особенности подростков с диагнозом сахарный диабет // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 76–79. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671- 2020-20-1-76-79
- Моросанова В. И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 57–82. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-57-82
- Мотовилин О. Г., Саверская Е.Н., Хаиров Р.Р. Дети с сахарным диабетом и социальный мир: проблемы и возможности (социальная оздоровительно-образовательная программа «Диабет. Танцы. Дети»). Медицинский совет. 2022;16(12):71–84. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-12-71-84
- Настас А. Э., Стоянова И. Я., Психологические факторы качества жизни подростков с хроническими соматическими заболеваниями, Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 6 (184)
- Обухова Л. Ф., Детская возрастная психология
- Сеченов И. М. Избранные произведения. Т.2 Физиология нервной системы//редакция и послесловие X.С. Коштоянца
- Черкевич Е. А. Особенности саморегуляции психических состояний личности в подростковом возрасте / Е.А. Черкевич // Омский научный вестник. – 2007. - №2. – С. 164–165
- Hughes A. E. Emotional processing and self-control in adolescents with type 1 diabetes / A. E. Hughes, C. A. Berg, D. J. Wiebe // Journal of pediatric psychology. - 2014. - Vol. 39, № 3. - Р. 380-380