МИС ПАНТЕЛЕЕВА В ИССЛЕДОВАНИИ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМОСОЗНАНИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

МИС ПАНТЕЛЕЕВА В ИССЛЕДОВАНИИ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМОСОЗНАНИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

233

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 35 (80), август ‘22

Дата публикации 29.08.2022

Поделиться

В данной статье исследована проблема развития самосознания в подростковом возрасте.  Выявлены и описаны различия в самосознании личностей юношей и девушек. Исследование было произведено при помощи психодиагностической методики МИС Пантелеева.

Самосознание - сложное, многоаспектное психологическое явление, важнейший этап формирования которого происходит преимущественно в юношеском возрасте. Именно юность -определяющий период для становления личности, в котором происходит процесс познания себя и поиска собственного места в жизни. В данный возрастной период происходит возникновение нового уровня отношения к себе, как к личности. Юноша не старается производить избирательную оценку своих отдельных личностных качеств, он смотрит на себя целостно, принимая или не принимая себя полностью. Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Более осознанное отношение к себе позволяет получить новые представления о себе, как об уникальной целостной личности.  Сформировавшаяся самооценка в юношестве может предстать как позитивной, так и негативной. Позитивная самооценка юноши отражается в самоуважении к своей личности, а негативная самооценка — в самоотрицании и непринятии самого себя. Как правило, юноши в данный возрастной период имеют склонность к завышенной самооценке, девушки же характеризуются более низким уровнем отношения к себе. Удовлетворенность собой, чувство собственного достоинства определяет самоотношение юноши.

Во время формирования самосознания в подростковом возрасте, на начальном этапе, человек воспринимает и оценивает особенности внешности и привлекательности. Периодическая тревога в юношеском возрасте по поводу своей внешности связана с желанием выглядеть соответствующе образу своего пола.  Сформировавшиеся в обществе половые стереотипы образов тела оказывают значительное влияние на восприятие субъектом собственной внешности, на оценку привлекательности. Сопоставление себя с некоторым установленным идеалом также формирует самооценку личности.Для становления юношеского самосознания характерен активный процесс саморефлексии. Изучая себя, юноши и девушки начинают по-другому смотреть на мир, осознавать природу и причину своих чувств.

Учитывая особенности развития различных аспектов самосознания в период юношества и гендерные различия юношей и девушек, можно предположить, что в зависимости от пола, юноши и девушки в данный период нуждаются в формировании разных элементов Я-концепции. Нами была совершена попытка выявить различия в самосознании юношей и девушек, определить его особенности в зависимости от пола. В своем исследовании мы опирались на труды А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, С.Р. Пантелеева.

Выборку исследования составили юноши и девушки 17-20 лет, обучающиеся в ВУЗах г. Воронежа в количестве – 30 человек (юноши-15 человек, девушки -15 человек).Для исследования гендерных различий самосознания была выбрана методика исследования самоотношения С.Р.Пантелеева. Основываясь на теории Пантелеева, самоотношение – ведущий аспект структуры самосознания личности, состоящий в свою очередь из самоуважения, аутосимпатии и самоуничижения. Каждый из компонентов включает в себя такие характеристики как закрытость, самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопринятие, отраженное самоотношение, самопривязанность, самообвинение и внутреннюю конфликтность.

По результатам тестирования были составлены следующие матрицы ответов:

Табл.1. Результаты психодиагностики юношей

              Результаты

Шкала 

Тестируемые юноши

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

1.Закрытость 

4

6

4

6

3

6

6

4

4

3

3

6

4

6

4

2. Самоуверенность

10

5

8

6

5

8

6

6

8

8

7

5

5

6

8

3.Саморуководство

8

8

7

7

5

8

6

6

8

8

6

7

5

8

7

4.Отраженное самоотношение

5

5

7

6

6

5

6

5

5

7

3

5

6

6

6

5. Самоценность

10

9

10

8

7

6

8

9

9

8

7

8

9

10

9

6. Самопринятие

9

9

8

8

8

7

8

9

9

7

8

9

9

8

9

 

7.Самопривязанность

9

8

8

8

9

7

8

9

9

8

8

9

7

8

8

8.Внутренняя конфликтность

5

6

2

6

5

5

4

6

5

4

5

4

5

6

6

9. Самообвинение

5

4

4

5

5

4

5

5

4

4

6

5

5

4

5

 

Табл.2. Результаты психодиагностики девушек

              Результаты

Шкала 

Тестируемые девушки 

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

1.Закрытость 

6

4

5

6

5

4

6

3

3

5

5

6

4

4

6

2. Самоуверенность

2

2

4

4

5

2

2

3

3

3

2

2

2

3

4

3.Саморуководство

8

8

7

8

7

6

6

8

8

9

7

6

7

7

8

4.Отраженное самоотношение

5

5

6

5

4

5

6

7

8

8

8

5

5

6

2

5. Самоценность

6

6

5

5

4

4

5

7

7

7

8

8

7

7

9

6. Самопринятие

6

6

5

3

5

4

5

5

6

6

3

4

5

6

5

7.Самопривязанность

7

6

6

5

5

4

5

4

5

7

8

8

7

6

6

8.Внутренняя конфликтность

4

5

4

3

4

6

6

5

4

4

5

6

3

6

5

9. Самообвинение

5

4

4

4

5

6

4

6

7

4

4

7

5

5

6

 

1.Шкала «Закрытость» - У всех тестируемых вне зависимости от пола прослеживается избирательное отношение к себе; они в недостаточной степени осознают и открыто выражают неприятную информацию о себе.

2.Шкала «Самоуверенность» - Юноши более склонны в привычных ситуациях сохранять работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех своих начинаний. Девушки в большей степени не удовлетворены собой и своими возможностями, имеют сомнения в способности вызывать уважение и низкую уверенность в себе и своих возможностях.

3.Шкала «Саморуководство» -Тестируемые обоих полов   в привычных для себя условиях, могут выраженно проявлять способность к личному контролю, они отчётливо осознают собственное «Я» как внутренний стержень. Они склонны считать, что их судьба находится в собственных руках. В новых для себя ситуациях усиливается склонность к подчинению воздействиям окружающей среды.

4. Шкала «Отраженное самоотношение» - Юноши и девушки имеют равное представление о том, что некоторые черты личности, характера и деятельности способны вызвать в людях уважение, симпатию, другие же - противоположные чувства по отношению к себе от других.

5.Шкала «Самоценность» - Большинство юношей высоко оценивают свой потенциал, богатство своего внутреннего мира, они склонны высоко ценить собственную неповторимость. Девушки склонны проявлять избирательное отношение к себе: высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.

6.Шкала «Самопринятие» - Тестируемые обоих полов проявляют избирательность отношения к себе: принимают не все свои достоинства и критикуют не все свои недостатки.

7.Шкала «Самопривязанность»- Юноши имеют стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе.Девушки обладают избирательностью отношения к своим личностным свойствам, стремлением к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.

8.Шкала «Внутренняя конфликтность»-У всех тестируемых наблюдается нормальный уровень рефлексии, осознание своих трудностей и отсутствие внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой.

9.Шкала «Самообвинение»- Лица обоих полов имеют избирательное отношение к себе. Присутствует обвинение себя за те или иные поступки и действия, выражена тенденция к поиску причин собственных неудач в себе самих.

Анализ результатов психодиагностики демонстрирует наибольшие различия в самосознании девушек и юношей по шкалам: «Самоценность», «Самоуверенность», «Самопривязанность». Юноши  довольно  высоко оценивают свой потенциал, обладают большей уверенностью в себе. Девушки менее удовлетворены собой и своими возможностями, но имеют стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других, при том, что юноши стремятся сохранить свои качества в неизменном виде. Тенденцией развития самосознания у юношей и девушек в данный возрастной период является завышенная самооценка (у юношей) и заниженная самооценка, появление комплексов (у девушек).

Список литературы

  1. Общая психология / А.В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко [и др.]; под редакцией А. В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
  2. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения/С.Р. Пантилеев - Москва: Смысл, 1993. - 32с.
  3. Посохова С.Т., Соловьева С.Л. Настольная книга практического психолога / С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Хранитель- 2008. - 671 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее