Самосознание - сложное, многоаспектное психологическое явление, важнейший этап формирования которого происходит преимущественно в юношеском возрасте. Именно юность -определяющий период для становления личности, в котором происходит процесс познания себя и поиска собственного места в жизни. В данный возрастной период происходит возникновение нового уровня отношения к себе, как к личности. Юноша не старается производить избирательную оценку своих отдельных личностных качеств, он смотрит на себя целостно, принимая или не принимая себя полностью. Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Более осознанное отношение к себе позволяет получить новые представления о себе, как об уникальной целостной личности. Сформировавшаяся самооценка в юношестве может предстать как позитивной, так и негативной. Позитивная самооценка юноши отражается в самоуважении к своей личности, а негативная самооценка — в самоотрицании и непринятии самого себя. Как правило, юноши в данный возрастной период имеют склонность к завышенной самооценке, девушки же характеризуются более низким уровнем отношения к себе. Удовлетворенность собой, чувство собственного достоинства определяет самоотношение юноши.
Во время формирования самосознания в подростковом возрасте, на начальном этапе, человек воспринимает и оценивает особенности внешности и привлекательности. Периодическая тревога в юношеском возрасте по поводу своей внешности связана с желанием выглядеть соответствующе образу своего пола. Сформировавшиеся в обществе половые стереотипы образов тела оказывают значительное влияние на восприятие субъектом собственной внешности, на оценку привлекательности. Сопоставление себя с некоторым установленным идеалом также формирует самооценку личности.Для становления юношеского самосознания характерен активный процесс саморефлексии. Изучая себя, юноши и девушки начинают по-другому смотреть на мир, осознавать природу и причину своих чувств.
Учитывая особенности развития различных аспектов самосознания в период юношества и гендерные различия юношей и девушек, можно предположить, что в зависимости от пола, юноши и девушки в данный период нуждаются в формировании разных элементов Я-концепции. Нами была совершена попытка выявить различия в самосознании юношей и девушек, определить его особенности в зависимости от пола. В своем исследовании мы опирались на труды А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, С.Р. Пантелеева.
Выборку исследования составили юноши и девушки 17-20 лет, обучающиеся в ВУЗах г. Воронежа в количестве – 30 человек (юноши-15 человек, девушки -15 человек).Для исследования гендерных различий самосознания была выбрана методика исследования самоотношения С.Р.Пантелеева. Основываясь на теории Пантелеева, самоотношение – ведущий аспект структуры самосознания личности, состоящий в свою очередь из самоуважения, аутосимпатии и самоуничижения. Каждый из компонентов включает в себя такие характеристики как закрытость, самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопринятие, отраженное самоотношение, самопривязанность, самообвинение и внутреннюю конфликтность.
По результатам тестирования были составлены следующие матрицы ответов:
Табл.1. Результаты психодиагностики юношей
Результаты Шкала |
Тестируемые юноши |
||||||||||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
№12 |
№13 |
№14 |
№15 |
|
1.Закрытость |
4 |
6 |
4 |
6 |
3 |
6 |
6 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
4 |
6 |
4 |
2. Самоуверенность |
10 |
5 |
8 |
6 |
5 |
8 |
6 |
6 |
8 |
8 |
7 |
5 |
5 |
6 |
8 |
3.Саморуководство |
8 |
8 |
7 |
7 |
5 |
8 |
6 |
6 |
8 |
8 |
6 |
7 |
5 |
8 |
7 |
4.Отраженное самоотношение |
5 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5 |
6 |
5 |
5 |
7 |
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5. Самоценность |
10 |
9 |
10 |
8 |
7 |
6 |
8 |
9 |
9 |
8 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9 |
6. Самопринятие |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
9 |
9 |
7 |
8 |
9 |
9 |
8 |
9
|
7.Самопривязанность |
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
7 |
8 |
9 |
9 |
8 |
8 |
9 |
7 |
8 |
8 |
8.Внутренняя конфликтность |
5 |
6 |
2 |
6 |
5 |
5 |
4 |
6 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
6 |
9. Самообвинение |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5 |
Табл.2. Результаты психодиагностики девушек
Результаты Шкала |
Тестируемые девушки |
||||||||||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
№12 |
№13 |
№14 |
№15 |
|
1.Закрытость |
6 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
6 |
3 |
3 |
5 |
5 |
6 |
4 |
4 |
6 |
2. Самоуверенность |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3.Саморуководство |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
8 |
9 |
7 |
6 |
7 |
7 |
8 |
4.Отраженное самоотношение |
5 |
5 |
6 |
5 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
8 |
5 |
5 |
6 |
2 |
5. Самоценность |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
9 |
6. Самопринятие |
6 |
6 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
7.Самопривязанность |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
7 |
8 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8.Внутренняя конфликтность |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
6 |
6 |
5 |
4 |
4 |
5 |
6 |
3 |
6 |
5 |
9. Самообвинение |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
4 |
6 |
7 |
4 |
4 |
7 |
5 |
5 |
6 |
1.Шкала «Закрытость» - У всех тестируемых вне зависимости от пола прослеживается избирательное отношение к себе; они в недостаточной степени осознают и открыто выражают неприятную информацию о себе.
2.Шкала «Самоуверенность» - Юноши более склонны в привычных ситуациях сохранять работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех своих начинаний. Девушки в большей степени не удовлетворены собой и своими возможностями, имеют сомнения в способности вызывать уважение и низкую уверенность в себе и своих возможностях.
3.Шкала «Саморуководство» -Тестируемые обоих полов в привычных для себя условиях, могут выраженно проявлять способность к личному контролю, они отчётливо осознают собственное «Я» как внутренний стержень. Они склонны считать, что их судьба находится в собственных руках. В новых для себя ситуациях усиливается склонность к подчинению воздействиям окружающей среды.
4. Шкала «Отраженное самоотношение» - Юноши и девушки имеют равное представление о том, что некоторые черты личности, характера и деятельности способны вызвать в людях уважение, симпатию, другие же - противоположные чувства по отношению к себе от других.
5.Шкала «Самоценность» - Большинство юношей высоко оценивают свой потенциал, богатство своего внутреннего мира, они склонны высоко ценить собственную неповторимость. Девушки склонны проявлять избирательное отношение к себе: высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.
6.Шкала «Самопринятие» - Тестируемые обоих полов проявляют избирательность отношения к себе: принимают не все свои достоинства и критикуют не все свои недостатки.
7.Шкала «Самопривязанность»- Юноши имеют стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе.Девушки обладают избирательностью отношения к своим личностным свойствам, стремлением к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.
8.Шкала «Внутренняя конфликтность»-У всех тестируемых наблюдается нормальный уровень рефлексии, осознание своих трудностей и отсутствие внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой.
9.Шкала «Самообвинение»- Лица обоих полов имеют избирательное отношение к себе. Присутствует обвинение себя за те или иные поступки и действия, выражена тенденция к поиску причин собственных неудач в себе самих.
Анализ результатов психодиагностики демонстрирует наибольшие различия в самосознании девушек и юношей по шкалам: «Самоценность», «Самоуверенность», «Самопривязанность». Юноши довольно высоко оценивают свой потенциал, обладают большей уверенностью в себе. Девушки менее удовлетворены собой и своими возможностями, но имеют стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других, при том, что юноши стремятся сохранить свои качества в неизменном виде. Тенденцией развития самосознания у юношей и девушек в данный возрастной период является завышенная самооценка (у юношей) и заниженная самооценка, появление комплексов (у девушек).
Список литературы
- Общая психология / А.В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко [и др.]; под редакцией А. В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
- Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения/С.Р. Пантилеев - Москва: Смысл, 1993. - 32с.
- Посохова С.Т., Соловьева С.Л. Настольная книга практического психолога / С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Хранитель- 2008. - 671 с.