ПСИХОЛОГИЯ ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ПСИХОЛОГИЯ ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

20

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публикации 20.06.2022

Поделиться

Морально-нравственные ценности и этика играют важную роль в формировании и реализации индивида. Изучение индивидуальных, психологических и личностных особенностей подростка, воздействующих на их отношение ко лжи, позволяет выявить важные факторы и регуляторы формирования моральных и психологических форм поведения.

Лживость — это тип поведения, направленный на формирование ложного представления о действительности с целью достижения желаемой цели или стремлением избежать нежелательных последствий. Обман же является полуправдой, направляющей суждения человека на ошибочные выводы. Обманщик сообщает часть подлинных сведений, другую часть важной информации для составления верного суждения он скрывает от собеседника.

С психологической точки зрения ложь характеризуется сознательным формированием ложного представления о тех или иных обстоятельствах действительности в сознании другого человека.

В процессе социализации индивид учится контролировать и действовать в соответствии с  общественными правилами культуры, нормами этики и моральными устоями. Сто процентная искренность в человеческом обществе невозможна. В соответствии с требованиями общества, учитывая возраст, пол, профессиональную принадлежность, каждый человек вынужден носить общественную маску  подстраивать свои действия и суждения в соответствии с его социальной средой.

На формирование морально-нравственных ценностей подростка влияет отношения со сверстниками и родителями. В данном возрасте мнение сверстников считается более значимым, нежели взгляды родителей. Подростки в большинстве своем придерживаются точки зрения лидера группы сверстников, и это способствует перекладыванию личной ответственности и мнение сверстника на некоторое время становится ориентиром в планировании собственных действий.

Частыми причинами возникновения лжи у подростков могут служит: страх наказания, лишения чего-либо, собственной лени, защиты личного пространства и т.п. При лживом поведении у подростка возникает повышенный уровень тревожности, возбудимость, нервное перенапряжение.

Подростки отрицательно относятся ко лжи,  и это напрямую связано с юношеским максимализмом. Подростки реже используют обман в связи с ростом представлений о возможной не успешности обманного поведения.

Было проведено исследование по выявлению совестливости и ключевых причин детской лжи. В исследовании принимали участие 27 школьников  класса. Исходя из результатов полученных в ходе проведения методик и анкетирования были получены следующие выводы:

1. Шкала совестливости позволяет измерить степень уважения и следования социальным нормам. У большинства респондентов наблюдался средний уровень совестливости, что является нормой. Полученные результаты говорят о том, что большинство детей негативно относятся ко лжи так как большинство из них придерживаются этики, имеют высокий и средний уровень уважения и следования различным благоприятным социальным нормам и у них же меньше всего наблюдается склонность ко лжи.

2. В ходе исследования было выяснено, что 85% опрошенных использовали ложь в общении с другими людьми.

3. 63 % респондентов говорят по причине оправдания своих действий и поступков, а так же избегания наказания. Подросток старается соответствовать требованиям родителей. Взрослые оказывают на детей посредством своих ожиданий сильное психологическое давление. Оно может исходить от родителей и учителей. Если ребенок не оправдывают ожиданий взрослых, то он не видит другого выхода, кроме как обманывать.

Анализ литературы показал, что ложь – это психологическое явление, которое состоит в намеренном искажении действительности в угоду своим целям. Существуют несколько форм и типов лжи. Психологи отличают ложь, обман и неправду. Ложь подростков в основном связана с особенности подросткового возраста.

Основные мотивы, побуждающие подростков ко лжи: избегание наказания; защита других; стремление приобрести что-либо для себя или продемонстрировать себя в лучшем свете; стремление обидеть другого.

Опрашиваемые сами очень редко признаются в своей лжи другим. Выявляют ложь подростков в основном родители. Хотя большинство подростков используют ложь и при этом они испытывают стыд за свою ложь.

Большинство подростков указали причину лжи – страх наказания и возможность этого наказания с помощью обмана избежать

В целом выявлено неоднозначное отношение подростков ко лжи. Изучение лжи у подростков является целесообразным потому, что их морально-нравственные и этические нормы находятся в процессе формирования. только в формирующемся состоянии. В связи с этим они находятся в зоне риска и легко поддаются на провокации ко лжи. У детей один из доминирующих  мотивов является защита себя и других.  Положительное отношение и сформированное представление о лжи определяет мотив избегания наказания.

Список литературы

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. "Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме". - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 560 с.
  2. Байярд Р. Ваш беспокойный подросток. / Р. Байярд, Д. Байярд. / Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1991. - 125 с.
  3. Барсукова О. В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 216-219.
  4. Богатырева Е. Н. Психология обмана : Преимущества и потери : научно-популярная литература / Елена Николаевна Богатырева. – СПб. : Лань, 1998. – 192 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее