ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

163

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Дата публикации 22.11.2021

Поделиться

эмоциональный интеллект играет важную роль в подростковом возрасте. Эмоциональный интеллект означает способность понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. В данной статье рассматриваются теории и модели, связанные с эмоциональным интеллектом и его значением. Основываясь на данные теории и модели, мы выявили факторы, способствующие развитию эмоционального интеллекта подростков.

Подростковый возраст — это время, когда человек сталкивается с новым опытом, незнакомыми ситуациями, которые часто приводят его к позитивным или негативным эмоциональным реакциям, поэтому уровень необходимости формирования эмоционального интеллекта для регулирования эмоций и поведения в условиях современного мира очень высокий.

Впервые понятие «эмоциональный интеллект» было введено П. Саловеем и Дж. Майером. Данная теория преимущественно сочетает в себе основные идеи из областей интеллекта и эмоций. По их мнению, эмоциональный интеллект – это форма интеллекта, которая включает в себя способность контролировать свои собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для руководства своими мыслями и действиями. Позже они рассматривали «эмоциональный интеллект» как способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции, для того чтобы облегчить процесс мышления, понимать и регулировать эмоции, тем самым способствуя личностному росту”.

Р. Бар-Он определяет «эмоциональный интеллект» как индивидуальную черту, помогающую человеку понять себя и других, приспособиться к непосредственному окружению, и успешно справляться с требованиями окружающей среды. Эмоциональный интеллект – это способность переходить от недоверия к доверию, от неуверенности в себе к самоутверждению, от следования к лидерству, от некомпетентности к компетентности, от изоляции к общению и от отчаяния к надежде [16]. 

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Модель эмоционального интеллекта, предложенная П. Саловеем и Дж. Майером сочетает в себе основные идеи из областей интеллекта и эмоций. Человек, обладающий эмоциональным интеллектом, способен осуществлять абстрактные рассуждения.

Эмоциональный интеллект состоит из двух различных областей (эмпирической и стратегической). Эмпирическая сторона определяет способность индивида оценивать реакцию и контролировать эмоциональные сигналы, не придавая им значение. Первая ветвь эмпирической области связана с эмоциональным восприятием, которое представляет собой умение осознавать свои эмоции и правильно их выражать. Вторая ветвь эмпирической области связана эмоциональной ассимиляцией, то есть со способностью идентифицировать различные эмоции, испытываемые индивидом.  Человек осознает то, что он может анализировать эмоции, которые влияют на его мыслительный процесс. Стратегическая сторона определяет понимание и управление эмоциями, которые не могут быть результатом чувств или прошлого опыта. Первая ветвь стратегической области эмоционального интеллекта – это способность идентифицировать сложные эмоции и умение идентифицировать движения между этими сложными эмоциями. Вторая ветвь стратегической области эмоционального интеллекта это – управление эмоциями, то есть способность решать, насколько полезна данная эмоция в данной ситуации и следует ли принимать ее.

Модель эмоционального интеллекта Бар-Она определяет потенциал, способствующий достижению успеха. Данная модель акцентирует внимание на способности индивида решать проблемы социального и личного характера.  Модель привлекает внимание к ряду эмоциональных и социальных способностей. Преобладающими среди них являются способность осознавать и понимать себя, а также умение самовыражения.  Она также включает в себя способность понимать других, общаться и взаимодействовать с ними.  Автор данной модели подчеркивает важность процесса, а не результата.

Модель Гоулмана [5] помогла идентифицировать четыре основных компонента эмоционального интеллекта (самосознание, самоуправление, социальное осознание и управление отношениями). Самосознание имеет дело со способностью человека идентифицировать свои эмоции и анализировать их влияние.  Он также имеет дело со способностью интуиции при принятии решений. Самоуправление включает в себя контроль над своими эмоциями и импульсами и, таким образом, адаптацию к ситуации и меняющимся обстоятельствам. Социальная осознание акцентирует внимание на способности индивида идентифицировать, воспринимать и реагировать на эмоции других людей, будучи частью социальной сети. Управление отношениями говорит о способности мотивировать, влиять и обучать других при решении конфликтов.

Все внешние факторы, такие как способ воспитания подростков, школьная среда, влияние средств массовой информации и использование соответствующих вмешательств в социальную работу с помощью различных доступных теорий и моделей, связанных с социальной работой, могут помочь подростку улучшить его способность справляться с эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоциональный интеллект способствует формированию способности понимать эмоции и эмоциональные знания, а также рефлексивно регулировать эмоции. Все теории и модели предусматривают соответствующие меры развития эмоционального интеллекта среди подростков.  Из теорий и моделей эмоционального интеллекта мы вывели теоретическую основу, в которой большое внимание уделяется факторам, улучшающим эмоциональный интеллект в подростковом возрасте.  Все факторы, включая семью, школу, средства массовой информации и надлежащее социальное вмешательство, могут иметь большое значение для улучшения эмоционального интеллекта подростков.

Список литературы

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 78-86
  2. Барисо Дж. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им управлять. – М.: Бомбора, 2019. – 462 с.
  3. Гоулман. Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT; 2009. – 478 с.
  4. Трейси Б. Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 144 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее