Коммуникации в цифровом обществе

Коммуникации в цифровом обществе

В данной статье рассматривается процесс организации коммуникаций в цифровом обществе. Цель исследования - рассмотреть процесс организации коммуникаций в цифровом обществе, определить их важность и место в едином информационном пространстве. При проведении исследования использовались труды российских и зарубежных ученых, материалы статистики. Основными методами проведения анализа явились: метод сравнения, анализа, логического рассуждения. Подчеркивается важность взаимодействия участников коммуникационного общества в процессе достижения общих целей, идей, решения многоплановых задач. Дано авторское определение понятию «коммуникация». Рассмотрен опыт зарубежных стран в области цифровизации и цифровых коммуникаций. Рассмотрены основные виды коммуникаций в цифровом обществе. Автор подчеркивает, что важным фактором, благодаря которому стала развиваться цифровизация в экономике, является развитие сети Интернет. Разработан алгоритм повышения эффективности управления коммуникациями в цифровом обществе.

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 28 (30), сентябрь ‘21

Поделиться

Актуальность данной темы, определяется тем, что в современной российской экономике процессы цифровизации охватывают различные сферы и области культуры, бизнеса и производства. Цифровая трансформация также коснулась всего современного общества, его управления и развития. По нашему мнению, развитие коммуникационных процессов создает колоссальный потенциал для создания и появления новых идей, внесения вклада в формирование менталитета общества с проявлением признаков его гуманности, объединенности и целенаправленности.

Важное значение в процессе достижения целей, идей, решения задач различного уровня имеет социальная сплоченность участников общества, а также их коммуникационное взаимодействие. Сегодня нет ни одной сферы деятельности человека и общества в целом, которая  обходилась бы без коммуникаций.

Цифровая экономика связывает между собой каждую сферу общества. Данная практика действительно охватывает всю человеческую жизнедеятельность, начиная от базовых навыков общения между людьми, заканчивая, пожалуй, крупными переговорами политиков.

Попытки рассмотреть и изучить данную тему исследования предпринимали многие ученые исследователи такие, как Д.С. Денисов, А.С. Клепикова и многие другие. Однако, данные исследования не затрагивают некоторые отдельные вопросы. Считаем, что необходимо продолжить изучение данной темы и сформировать комплексный подход к ее рассмотрению.

Прежде чем перейти к рассмотрению процесса организации коммуникаций в цифровом обществе необходимо изучить само понятие «коммуникация».

Так, например, в современной энциклопедии экономиста дано следующее определение данному понятию.

Коммуникация - это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи [1].

В целом можно согласиться с представленным определением, однако данный термин нуждается в уточнении и дополнении.

По нашему мнению, под коммуникацией следует понимать процесс активного взаимодействия всех участников процесса посредством различных способов общения, а также практических действий, направленных на объединение совместной деятельности для достижения поставленных целей и задач перед участниками общества.

Основными целями коммуникаций в цифровом обществе являются:

1) создание единого информационного пространства;

2) организация эффективного взаимодействия между участника процесса;

3) повышение эффективности работы производственно-хозяйственной деятельности;

4) формирование нового уровня культуры и менталитета людей;

5) создание нового облика и модели будущего развития экономики, а также поведения участников цифрового общества.

Основными факторами, влияющими на характер коммуникаций между людьми в эпоху цифровизации, являются: доверие друг к другу, совместимость межличностных коммуникаций, компетентность, характер обратной связи, ожидания и полученный результат.

Цифровая экономика с элементами коммуникаций распространена во многих странах мира. Уже давно сформирован топ-стран с высоким уровнем ее развития. Кроме того, государства делятся на подгруппы: лидеры, замедляющие темпы роста, перспективные, проблемные. При составлении подобной классификации обычно учитываются основные факторы, которые и составляют цифровую экономику: цифровые инновации, коммуникации, цифровая индустрия, цифровое оборудование и институты, которые занимаются цифровым управлением. Позиция каждого государства также определяется состоянием нормативно-правовой базы со стороны возможности осуществления социальной и предпринимательской деятельности. Например, США входит в топ стран-лидеров по развитости цифровой экономики и цифровых коммуникаций. Эти успехи связаны с политикой, которую ведут в государстве. Многие американские компании превратились в настоящих монополистов в своей отрасли. Их доходы увеличились за счет повышения уровня цифровизации и развития коммуникаций: использование социальных сетей, создание собственных программ и мобильных приложений и так далее. Благодаря этим новшествам процесс взаимосвязи между компанией и потребителем стал более удобным и быстрым, а значит более эффективным и качественным. За счет этого увеличились производство и продажа товаров и услуг [4, с.140].

Другим примером страны-лидера может послужить Сингапур. Это небольшое государство развивается довольно быстро именно благодаря грамотному ведению цифровой экономики и использованию цифровых коммуникаций в обществе. Если посмотреть данные статистики, то Сингапур занимает третье место в мире по доходам населения, 1-е место среди стран с наиболее развитой системой информационных технологий - и это далеко не весь список достижений. Сингапур является одним из ведущих центров в мировой экономике по импорту и экспорту машин и оборудования, по транспортной логистике и электронной промышленности. Следовательно, практически вся экономика этого государства основывается именно на информационных технологиях, за счет них оно процветает, добивается успехов на международной арене и считается самым умным городом мира.

Стоит отметить активное использование цифровых коммуникаций и в Китае. Это государство не занимает место в списке стран-лидеров, однако его уровень развития информационных коммуникационных технологий считается достаточно высоким. Крупные китайские компании быстро освоились на мировом рынке, используя различные платформы и программы для объединения продавцов и покупателей и занимаясь крупными инвестициями в сектор цифровых технологий. Кроме того, правительство слабо регулировало эту сферу, что привело к резкому росту развития этого сектора. Важную роль сыграли и опасения за сохранность персональных данных граждан, которые привели к совершенствованию уровня цифровой грамотности.

Не стоит упускать цифровое развитие и Республики Корея. Это государство также входит в топ лидеров благодаря ведению своей цифровой экономики и коммуникаций. Большую роль здесь играет блокчейн - распределение информационных данных между блоками, между которыми обеспечивается связь. Благодаря блокчейну информация находится в большей безопасности. Робототехника, информационные технологии и коммуникации уже давно внедрены во все сферы жизни общества, что облегчает ведение всей экономики и еще больше увеличивает объем ВВП.

В эпоху цифровизации произошла резкая смена различных форм и методов коммуникаций между людьми. Новые средства коммуникации обеспечивают новые возможности взаимодействия, открывают новые перспективы для сотрудничества, а главное создают условия для формирования информационной и медиакультуры.

Появление новых видов и инструментов информационных технологий способствуют образованию современных коммуникаций в обществе таких, как Интернет - коммуникации, смс-сообщения, социальные сети и группы, общение по Скайпу и многие другие виды.

Цифровая экономика подразумевает переход к автоматизированной или же в полностью автоматической обработке поступающих данных, информации, активный обмен между участниками процесса, повышение производительности труда, ориентацию на оперативность и быстроту, а, следовательно, рост всей экономики в целом [5].

Например, самыми популярными видами коммуникаций в цифровом обществе являются Интернет - коммуникации. Количество пользователей Интернета в цифровой экономике с каждым днем становиться все больше. Следует отметить, что на сегодняшний день именно Интернет заменяет журналы, газеты и радио. Интернет стал средством глобальной массовой коммуникации людей и общества в целом. Виртуальное общение носит характер масштабности и открытости. По длительности коммуникационного взаимодействия такое общение может быть кратковременным (например, обмен сообщениями между участниками процесса), так и длительным (например, установление долгосрочных контактов и деловой связи с помощью отправки почтовых сообщений и ведения переговоров). Отметим основные характеристики, относящиеся к Интернет-коммуникациям:

1) отсутствие препятствий и временных ограничений для осуществления общения в виртуальном пространстве (требуется наличие времени и высокоскоростной Интернет);

2) анонимность общения, которая способствует свободному и открытому общению между участниками процесса;

3) добровольность и желанность выбора контактов по своему усмотрению (выбор собеседников, друзей, пользователей, деловых партнеров для ведения бизнеса и т.д.);

4) равноправие участников цифрового виртуального пространства (право высказать свое мнение, голос);

5) возможность выразить свои чувства и эмоции посредством различных символов, знаков, картинок;

6) использование различных языков и манеры поведения участников в виртуальном пространстве [3, с.11].

Таким образом, перечисленные характеристики создают несомненные преимущества использования данного средства коммуникаций для участников виртуального общества.

Следующим видом коммуникаций являются смс - сообщения. Именно такой способ передачи информации является быстрым, удобным и относительно недорогим. В цифровом обществе смс - сообщения обеспечивают замену личных контактов между людьми, ускоряют информационный обмен и позволяют быть всегда на связи [1, с.42].

Не менее популярным видом коммуникаций является общение в социальных сетях. Благодаря использованию социальных сетей предоставляется возможность не только общаться, узнавать интересную информацию, но и находить друзей, вступать в группы по интересам. Однако наряду с положительными моментами общения между людьми существуют и отрицательные стороны такого взаимодействия. Например, в социальных сетях часто может распространяться информация запрещенного характера, имеющая экстремистскую направленность, пропагандирование негативных идей, отрицательных взглядов на жизнь и общество. Кроме того, полное погружение в виртуальный мир способствует нарушению адаптации человека в обществе. В целом социальные сети дополняют нашу жизнь, вносят новые краски в общение, помогают быстро решать вопросы и проблемы путем быстрого общения и взаимодействия.

Еще одним очень популярным видом коммуникационного взаимодействия является общение по Скайпу. Данная компьютерная программа позволяет общаться в режиме реального времени с помощью использования формата аудио и видеозвонков. Широкие возможности передачи информации позволяют не только передавать информацию в чате, но и организовывать конференции для обсуждения различных вопросов и тем. Следовательно, Скайп можно использовать как в целях личного общения между пользователями, так и для организации корпоративного взаимодействия. Важным условием коммуникационного взаимодействия в Скайпе является наличие высокоскоростного Интернет-соединения [2, с.247].

К новым видам коммуникаций относится Intranet - технология, основанная на использовании Интернета и позволяющая создать виртуальное информационное пространство для корпораций и организаций. Основной функцией данной технологии является обеспечение прозрачности ведения деятельности для всех ее участников (в частности, напрямую решения вопросов с руководством, раскрытие информации в сети, защита интересов сотрудников, консультационное обеспечение и взаимодействие).

На основе проведенного анализа в данной работе разработан алгоритм повышения эффективности управления коммуникациями в цифровом обществе, который представлен на Рисунке 1.

 

Рис.1. Алгоритм повышения эффективности управления коммуникациями в цифровом обществе

 

В заключении можно сделать вывод о том, что цифровая экономика нацелена на облегчение жизни общества посредством коммуникаций. Развитие информационно-коммуникационных технологий и то, насколько они доступны, позволяет с легкостью постепенно внедрять их в различные сферы жизнедеятельности общества в целом. Это способствует развитию культуры, нравственности, а также открыть новые возможности и сферы для развития людей и общества в целом.

Список литературы

  1. Данилова А.С. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 2. С. 42 - 47.
  2. Конушкина А.О. Современные коммуникации: организационный подход // Инновационная наука. 2015. № 3. С. 247 - 252.
  3. Учебное пособие по подготовке и проведению учебных занятий / Я.В. Мочалова, Е.П. Дружникова, Н.А. Герасимова, Ю.Б. Голикова, И.Б. Кондрашов. М.: ИНФРА-М, 2021. 40 с.
  4. Мочалова Я.В., Корсакова И.В. Процесс инноватизации российского АПК: тенденции, возможности, ограничения // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3. Экон. Экол. 2016. № 4 (37). С.140-146.
  5. Новые виды информационных коммуникаций и их социальное значение [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016023801 (дата обращения 08.09.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary