Классификация ценностей на основе тестирования «ценностных ориентаций» по рокичу

Классификация ценностей на основе тестирования «ценностных ориентаций» по рокичу

Данная статья посвящается формированию классификации духовно-нравственных ценностей из общего списка представленных ценностных ориентаций по Рокичу. Проведено исследование ценностных ориентаций среди семей при первичном обращении в семейный центр и вторичное исследование после прохождения программы обучения и развития, индивидульной и групповой работы с психологом. Представлены результаты исследования.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публицакии 10.01.2022

Поделиться

Духовно-нравственное развитие – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Духовно-нравственное развитие формирует ядро личности, благотворно влияющие  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Большой вклад в духовно-нравственное развитие внесли Ш.А. Амонашвили, Н.М. Борытко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.П. Шитякова, Н.Е. Щуркова и др.

В нашей работе мы решили провести эксперимент и выявить динамику у семейных пар, которые обратились за психолого-педагогическим сопровождением духовно-нравственного развития в рамках семейного центра. Для это мы провели два теста на основании «Ценностных ориентаций» Рокича. Первое тестирование проводилось на этапе первой встречи с семьями, а второе тестирование после прохождение подготовленной программы развития. Программа длилась 6 месяцев и включала в себя групповые и индивидуальные встречи, лекции и практические занятия. Вся программа была полностью ориентирована на духовно-нравственное развитие семьи и каждого члена семьи индивидуально.

Из всех представленных ценностей по классификации Рокича, мы выбрали 13, наиболее подходящих под понятие духовно-нравственных ценностей: Любовь, Наличие друзей, свобода, счастливая семейная жизнь, широта взглядов, честность, воспитанность, жизнерадостность, терпимость, чуткость, самоконтроль. Если респодненты (опрашиваемые члены семей) относили один из вышеперечисленных 1 пунктов в ранге от 1 до 6, то этот ответ засчитывался и попадал в категорию «Важно», если ранг был от 7 до 12, то ответ попадал в категорию «Средняя важность» и если ранг был от 13 до 18 – то «Не важно»

 

В таблице 1 представлены данные по количеству отметок 13 выбранных ценностей в категориях «важно, средняя важность и не важно».

Таблица 1. Общие результаты теста Рокича

Этапы диагностики

Важно

Количество отметок в выборе от 1 до 6 места

Средняя важность

Количество отметок в выборе от 7 до 12 места

Не важно

Количество отметок в выборе от 8 до 18 места

1 этап (начальный этап)

109

73

78

2 этап (после прохождения прогаммы)

130

68

62

 

pastedGraphic.png

Диаграмма 1. Результаты теста Рокича на 1 этапе

pastedGraphic_1.png

Диаграмма 2. Результаты теста Рокича на 1 этапе

 

1 – Важно

2 – Средняя важность

3 – Не важно

 

Таким образом, при обработке теста Рокича на начальном этапе и на 2 этапе была выявлена положительная динамика. Увеличилось количество ответов в категории «Важно» и уменьшилось количество ответов в категории «Не важно», что говорит о положительной динамике.

Данные тестирования подверглись статистической обработке с использованием t-критерия Cтьюдента.  В результате анализа t-критерий Стьюдента равен 6.781. Критическое значение t-критерия составляет 2.201, что говорит о зависимости признаков статистически значима.

Вектор наших дальнейших изысканий: написание улучшенной программы для развития семьи, которая будет направлена на формирование духовно-нравственных ценностей в семьях.

Список литературы

  1. Щуркова Н.Е. Новое воспитание [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.
  2. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998
  3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Киев : Рад. шк., 1988. 269 с.
  4. Шитякова, Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного вос-
питания школьников в условиях модернизации образования [Текст] / Н.П. Шитякова. – Челябинск: ЧГПУ, 2004. – 172 с.
  5. Сухомлинский, В. А. Нравственный идеал молодого человека / В. А. Сухомлинский. Москва : изд-во АНСССР, 1963. 152 с.
  6. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20-ти кн. Кн. 2. Как любить детей / Ш.А. Амонашвили. - М.: Амрита-Русь, 2012. - 352 c.
  7. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2009. - 320 c.
  8. Киселева, А.В. О возможности модификации методики М. Рокича "Ценностные ориентации" / А.В. Киселева // Психологическая диагностика. - М.: 2004. - № 4. - с. 101.
  9. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary