Под эмоциональным интеллектом понимается способность распознавать эмоции и чувства других. Эмпатия может помочь в управлении другими людьми, их скрытыми желаниями и мыслями. Подростковый период характеризуется эмоциональным подъемом, психологической неустойчивостью. Эмоции начинают управлять подростком. Отсюда возникают такие последствия, как неуспеваемость, девиантное поведение и конфликты с родителями, сверстниками.
Российский психолог Д.В. Люсин трактует эмоциональный интеллект, как «…способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [3, с. 33]. эмоции других людей. Таким образом, автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта: «внутриличностный» и «межличностный». Оба варианта, по его утверждению, предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.
Считается, что пик эмоциональной нестабильности у подростков приходится на период 13-15 лет. Наступает период проблем во взаимодействии с окружающими людьми. Можно заметить проявление агрессии и злорадства со стороны ребенка. Ему будет приносить удовольствие тревожные чувства другого человека. Подростки могут не реагировать на чувства близких людей.
Исследование О.Ю. Амайзер показывают, что лица, имеющие химические аддикции сталкиваются с затруднениями в распознавании и идентификации собственных эмоций, затруднениями в вербальном описании эмоций, понимании причин их возникновения и контроле их внешних проявлений, внешнеориентированным типом мышления [2].
В состав эмоционального интеллекта входят такие понятия, как самоосознание, саморегуляция, эмпатия, мотивация и социальные навыки.
Такой навык, как эмоциональный интеллект у подростка можно развить, используя техники взаимодействия с человеком:
- Разговаривать на языке эмоций. Научиться обозначать свои чувства и рассказывать о них. Так можно научиться распознавать эмоции и чувства людей рядом.
- Дыхание. Используя технику, дыхания животом, можно предотвратить всплеск эмоций.
- Перестать делить эмоции на «плохие» и «хорошие». Родителям необходимо объяснить ребенку, что чувства, которые он испытывает не бывают «хорошими» или «плохими». Подросток должен научиться анализировать свои чувства и находить их источник.
- Чтение книг. Специалисты считают, что читая книги, где персонаж переживает тяжелую судьбу, можно научиться эмпатии. Ребенок учится понимать действия и мотивы окружающих людей.
- Поставить себя на место другого человека. Это один из хороших способов понять чувства другого человека. Ощутить на себе его проблему.
Формирование эмоциональной сферы тесно связано с воображением, фантазиями и мечтами, сильно развивающимися в этом возрасте у подростка. Для развития воображения в подростковом возрасте Л.С. Выготский ориентировался на две основные формы: пластическую и эмоциональную. Основное их отличие определяется материалом, из которого строятся фантазии. Пластическое воображение он называет объективным, т. к. оно использует главным образом внешние впечатления, а эмоциональное — субъективным, формирующимся из элементов внутренней жизни [1].
Эмоциональный интеллект рассматривается с позиции двух моделей: способностей и смешанная модель. С точки зрения модели способностей, эмоциональный интеллект имеет однородную структуру, а смешанная модель включает смесь таких признаков, как взгляд на мир, благополучие и интеллектуальные способности.
Четырехдиапазонная модель эмоционального интеллекта Д. Мэйера и П. Сэловея объединяет основные идеи областей интеллекта и эмоций. В своей теории интеллекта авторы продвигают идею о том, что человек с интеллектом обладает способностью к абстрактным рассуждениям. Исследования эмоций показывают, что разные эмоции передают разные сигналы и значения отношений, а представления некоторых эмоций универсальны [4].
Для того, чтобы понимать свои эмоции нужно, прежде всего, воспринимать их через информацию. Например, чувство счастье предполагает, что человек хочет объединиться с другими людьми, а гнев – стремление напасть и принести боль другим. За пониманием эмоций стоит распознавание значений этих чувств, что приводит к источнику их возникновений.
Таким образом, благодаря эмоциональному интеллекту подростки могут овладеть навыком распознавания и управления своими эмоциями. Помимо этого, ребята легко начинают узнавать и понимать чувствовать эмоции других, даже их скрытые желания. А это помогает в сотрудничестве и поддержки окружающих людей, близких, друзей.
Список литературы
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие / В.А. Аверин. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998 — 379 с.
- Адушкина, К.В. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствам музыкальной терапии / К.В. Адушкина // Педагогическое образование в России. - 2015 - №9. - С.47-51.
- Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн /Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006 - № 4 - С. 3 – 22
- Cooper, R.K., and Sawaf, A. Executive EQ: Emotional Intelligence in Leaders and Organizations. New York: Grosset/Putnam, 1997 — p. 85