Эмоциональная сфера – это унаследованная и генетически закодированная схема, которая оказывает огромное влияние на качество сформированности знаний, умений и навыков в подростковом возрасте. Эмоции первичного процесса не являются бессознательными, так как они переживаются, даже если мы можем неправильно ее обозначить. Эмоциональные переживания направляют поведение человека, определяя успех собственной деятельности, а также опосредствуя обучение («вознаграждающие» и «наказывающие» эффекты обучения) и мышление на вторичном и третичном уровнях.
Первичные эмоциональные системы направляют ассоциативное обучение и процессы памяти (классическая/оперантная обусловленность и эмоциональная привычка) посредством эмоциональных сетей.
Вторичные процессы обучения и памяти тщательно изучают и регулируют эмоциональные чувства по отношению к событиям окружающей среды, которые впоследствии предполагают эффективные решения для жизни.
Третичные процессы постоянно интегрируются со вторичными процессами и достигают более высокого уровня, посредством того, что перед учеником ставятся более сложные задачи, чем предыдущие, чтобы лучше предвидеть ключевые и эффективные решения проблем. Таким образом есть возможность обеспечить когнитивный контроль эмоций, то есть уровень развития мозга позволит личности не только регулировать свои эмоции, но и способствовать эффективному формированию языковых компетенций в соответствии с требованиями ФГОС к результатам учебной деятельности.
Влияние эмоций на процесс обучения находится в центре внимания многих современных исследований. С точки зрения изучения эмоциональных воздействий на когнитивный процесс известно, что эмоции влияют на сохранение важных структур в памяти. В некоторых исследованиях сообщается, что положительные эмоции облегчают обучение и способствуют высоким интеллектуальным достижениям, будучи опосредованными уровнями самомотивации и удовлетворенности изучением английского языка. Также недавнее исследование показало, что отрицательное состояние, ориентированное на обучение, повышает эффективность посредством повышенного внимания к учебному материалу, что приводит к более высоким показателям. Состояние когнитивного дисбаланса может быть вызвано плохим пониманием лексических единиц или грамматических структур иностранного языка. Это связано с активацией эмоциональных состояний личности в процессе преодоления интеллектуальных трудностей посредством поиска необходимой информации для их решения. Следовательно, мотивированные обучающиеся в подростковом возрасте, которые реагируют на затруднение в области языковой культуры, стараются искать необходимую информацию, тем самым выполняя дополнительную интеллектуальную работу.
Также стоит отметить, что негативное эмоциональное состояние подростков ухудшает как обучение, так и память, в зависимости от интенсивности и продолжительности. Конкретные, умеренные негативные эмоции облегчают обучение и интеллектуальную деятельность подростков, в то время как избыточный и хронический стресс ухудшает обучение и наносит ущерб скорости памяти и работоспособности мозга.
Противоречивое влияние эмоций на изучение английского языка в подростковом возраст можно объяснить с точки зрения компонентов внимания и мотивации. Компоненты внимания усиливают перцептивную обработку, которая затем помогает отбирать и организовывать важную информацию с помощью подхода “снизу вверх” к высшим функциям мозга и сознанию. Мотивационные компоненты вызывают любопытство, которое является состоянием, связанным с психологическим интересом подростков к новым и неожиданным действиям. Состояние любопытства поощряет дальнейшие исследования и подготавливает мозг к запоминанию ранее незнакомых лексических единиц и грамматических структур.
Термин “неожиданный” может быть концептуализирован как несоответствующая ситуация (нарушение ожиданий), относящаяся к несоответствию между предыдущими ожиданиями и новой информацией; это может привести к когнитивной перезагрузке “усвоенного контента”, который привлекает внимание подростков к изучаемому предмету, то есть к английскому языку.
Эффективность обучения находится в непосредственной зависимости от уровня сформированности компонентов эмоционально-волевой сферы. Образовательный процесс способствует формированию личности квалифицированного профессионала, что подразумевает необходимость целенаправленного изучения психологических и возрастных особенностей подростков способов развития их эмоционально-волевой сферы.
В психологии убедительно показано, что эмоционально-волевая сфера личности является ведущей в регуляции деятельности и поведения человека. Эмоционально-волевая сфера является основой формирования компетенций, необходимых для личностного и профессионального роста. Эмоция и воля оказывают огромное влияние на когнитивные процессы.
Эмоционально-волевая сфера претерпевает существенные изменения в подростков возрасте, которые оказывают огромное влияние как на развитие психики, так на формирование определенных качеств, необходимых для эффективного изучения английского языка.
С точки зрения изучения влияния эмоциональных состояний на когнитивные процессы известно, что компоненты эмоциональной сферы находятся в непосредственном воздействии на память и процесс изучения английского языка в целом. Состояние когнитивного дисбаланса связано со скоростью активации эмоциональных категорий для решения интеллектуальных трудностей.
Список литературы
- Селиванов, В.И. Воспитание воли школьника. – М.: Педагогика, 1979. – 198 с.
- Теннис, Ф. Пргоресс и социальное развитие. – М.: Прогресс, 2002. – 203 с.
- Трейси Б. Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 144 с.
- Филиппова, К.А. Содержание основных психологических процессов, составляющих структуру эмоционально-волевой сферы человека / К.А. Филиппова // Научное обозрение. Серия 2: гуманитарные науки. - 2015. - №3. - С. 85-91.
- Фрейд З. «Я» и «Оно». - М.: Эксмо-Пресс, 2017. - 864 с.
- Хилько, М.Е. Возрастная психология: краткий курс лекций,. –М.: Юрайт, 2013. – 194 с.