Влияние тревожности на уровень общительности у подростков

Влияние тревожности на уровень общительности у подростков

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

68

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (145), Декабрь ‘23

Дата публикации 30.11.2023

Поделиться

В статье автор исследует взаимосвязь личностной и ситуативной тревожности и общения у подростков.

В современном мире, когда происходит постоянное развитие, масштабные и быстрые изменения социально-экономических и политических процессов, вопросы тревожности и общения становятся более актуальными, чем когда-либо. Труднее всего приходится подросткам с их не до конца сформировавшимися мировоззрением и системой ценностей. Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема общения является одной из основных проблем подросткового периода. 

Автор статьи предполагает, что уровень общительности подростка может напрямую зависеть от уровня его тревожности. Целью исследования является определение психологических особенностей общения подростков с разным уровнем тревожности.

Подростковым периодом принято считать возраст с 12 лет до 16 лет [2, с. 90]. Этот возраст считается самым головоломным, трудным и сложным в воспитательном отношении [1, с. 304]. В этот период ребёнок переходит от детской модели поведения ко взрослой, а также с ним происходят серьёзные физиологические и биологические изменения. В подростковом возрасте могут возникать патологические реакции, связанные с затруднениями процесса формирования личности.

Одной из основных проблем переходного возраста является проблема общения в целом и общения со сверстниками в частности. Взаимоотношения с друзьями, товарищами, одноклассниками находятся в центре внимания подростка. 

Для подростков общение играет невероятно важную роль в их психологическом развитии. Этот период жизни характеризуется интенсивным поиском своего места в обществе, самопониманием и формированием личной идентичности [1, с. 312]. В контексте этих вызовов социальное взаимодействие становится ключевым фактором, способствующим развитию множества аспектов их психологического благополучия.

В подростковом периоде общение является ведущей деятельностью [4, с. 36]. Общение позволяет подросткам развивать социальные навыки, находить поддержку и понимание в своем окружении, а также формировать эмоциональные связи с окружающими. В процессе общения подростки учатся решать конфликты, выражать свои мысли и чувства, адаптироваться к различным социальным ситуациям. Более того, позитивные взаимодействия с окружающими способствуют формированию у подростков самоуважения и самооценки. Наблюдается, что в подростковом возрасте на передний план выходит общение со сверстниками [3, с. 86].

Социальная изоляция или недостаток качественного общения, напротив, могут привести к различным психологическим проблемам подростков, таким как депрессия, апатия. Таким образом, общение в психологическом плане является неотъемлемой частью подросткового опыта, оказывая существенное влияние на их эмоциональное и социальное развитие.

Проблема тревожности также является одной из самых актуальных проблем современной психологии. Изучением тревожности занимались такие психологи как А. М. Прихожан, Р. Мэй, Ч. Д. Спилбергер, Б. Филипс, Е. В. Новикова. Тревожность занимает особое место среди негативных переживаний человека, она может привести к снижению работоспособности и трудностям в общении.

Согласно психологическому словарю Р.С. Немова, «тревожность – это индивидуальная психологическая особенность человека, черта его характера, проявляющаяся в склонности впадать в состояние повышенного беспокойства и тревоги в тех эпизодах и ситуациях жизни, которые, по мнению данного человека, несут в себе психологическую угрозу для него и могут обернуться для него неприятностями, неудачами или фрустрацией» [5, с. 441].

В настоящее время в психологии принято различать ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность проявляется в конкретной ситуации, которая объективно вызывает беспокойство. 

Тревожность как личностная характеристика может рассматриваться как черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Такая тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, имеет затруднения в контакте с окружающим миром, воспринимая его как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Вопрос о причинах тревожности в подростковом и юношеском возрасте принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и вместе с тем наиболее спорных. Так, по мнению А.М. Прихожан, подростки имеют достаточно много различных тревог: боязнь неприятия сверстниками, проблемы в школе, страх будущего, взаимоотношения с родителями, здоровье родных и др. [6, с. 98-101]. Непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения и тревожность. 

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. На развитие тревожности влияют различные факторы, такие как: эмоциональный опыт, личностные и биологические особенности, семейное воспитание, влияние школы. Кроме того, отмечается, что группу риска повышенной тревожности составляют дети и подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с депрессивными и невротическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Также провоцирующим фактором может являться состояние здоровья подростка.

Проведённые специальные психологические исследования подтверждают, что число подростков, страдающих тревожностью, повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью в наше время увеличилось.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи тревожности и общения автор провел исследование, в котором приняли участие 64 человека 15-16 лет, обучающихся в одной школе. Для исследования были использованы методики «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и «Тест оценки уровня общительности» В.Ф. Ряховского. 

Проведенное исследование ситуативной и личностной тревожности у подростков позволило выявить группу с высокими показателями, как по личностной, так и по ситуативной тревожности (таблица 1). В частности, у 42% юношей и 14% девушек высокие показатели по обеим шкалам тревожности. По результатам исследования можно сделать вывод, что высокий уровень личностной тревожности в данной выборке больше проявляется у девушек, а ситуативная тревожность – у юношей.

Таблица 1. 

Результаты исследования тревожности подростков по методике Ч. Спилбергера (в %)

ИспытуемыеСитуативная тревожностьЛичностная тревожность
высокий уровеньсредний уровеньнизкий уровеньвысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
Девушки4258057420
Юноши71290424214

 

Исследование уровня общительности по методике В.Ф. Ряховского среди подростков показало, что у большего числа испытуемых (57%) оказался нормальный уровень коммуникабельности (таблица 2). 7% испытуемых юношей попали в категорию «рубаха-парень» (общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы). 36% по результатам теста оказались в категории "весьма общителен", из них 29% юношей и 43% девушек.

Ни один человек из выборки не показал результатов явной некоммуникабельности и коммуникабельности болезненного характера.

 

Таблица 2. 

Результаты исследования уровня общительности среди подростков (в %)

ИспытуемыеУровень общительности
Весьма общителенНормальная общительностьПовышенная общительность
Юноши295714
Девушки43570
Все36577

 

В заключение можно сказать, что проведенное исследование позволяет сделать вывод, что подростки с повышенным уровнем тревожности и хорошо развитыми навыками общения могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции. 

Список литературы

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. I. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.
  3. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
  4. Леснянская, Ж.А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учеб. пособие по курсу «Психология подросткового возраста» / Ж.А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. – Чита; ЗабГУ, 2018. – 148 с.
  5. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
  6. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Ворожен: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее