Бережливые технологии в формировании навыков самооценки и самоорганизации дошкольников

Бережливые технологии в формировании навыков самооценки и самоорганизации дошкольников

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

105

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (42), декабрь ‘21

Дата публикации 02.12.2021

Поделиться

Статья посвящена поиску путей формирования у дошкольников навыков самооценки, самоорганизации в условиях детского сада, интеграции усилий педагогов и семьи в этом направлении. Приведены примеры применения бережливых технологий и формирования «бережливого мышления» в ходе образовательного процесса. Описаны приемы организации группового пространства на основе метода менеджмента качества 5S.

Бережливые технологии в XXI веке все активнее внедряются в системе образования и дошкольный уровень не является исключением. Стремительные изменения, происходящие в современном мире, предъявляют требования не только к созданию качественно новой предметно-пространственной образовательной среды в детском саду, но и к умениям современных дошколят. Ребенок шестилетнего возраста для более эффективного входа в процесс школьного обучения должен овладеть в игровой форме навыками самооценки и самоорганизации, которые значительно снижают риски возможной неуспешности, обусловленные недостаточной подготовленностью к организации самостоятельной деятельности, соблюдении режима дня и т.п.

В связи с этим, с учетом возможностей детского сада, ресурсного и кадрового обеспечения, потребностей и желаний воспитанников, а также их родителей, в образовательный процесс ГБДОУ детский сад № 92 включена игровая и познавательная деятельность по формированию «бережливого» мышления, навыков самооценки применения «бережливых» методов (1 этап), переноса навыков самооценки на другую деятельность (2 этап).

Основная цель использования данного подхода - формирование «бережливого мышления», навыков самооценки и самоорганизации, экологичного общения.

Для достижения этой цели мы использовали универсальные подходы, зарекомендовавшие себя в других сферах. Апробация их в рамках детского сада показала, что они вполне вписываются в арсенал педагогических методик при незначительной их адаптации и позволяют формировать в воспитанниках навыки эффективного человека. Понятие «эффективность» в любой сфере связано с адекватным и бережливым использованием ресурсов, самооценки возможностей и результатов, визуализации, контроля и самоконтроля процессов, визуализацией деятельностью, информированности участников, своевременной коррекцией хода деятельности.

Основная цель внедрения бережливых технологий в нашем проекте – развитие навыков самооценки дошкольников, в целом и готовности к обучению в школе, в частности, а также формирование «бережливого сознания» и экологичного отношения к людям, предметам, времени.

На подготовительном этапе педагоги проанализировали стандарты в области бережливого производства и показали возможность их применения в ДОУ, адаптируя их под специфику деятельности детского сада, его структуру, количество процессов и их сложность. Приведем пример использования одного из инструментов бережливого производства – 5S, которые используются для рациональной организации рабочих мест путем стандартизации, устранения потерь, наведения порядка, соблюдения дисциплины. Система 5 S предусматривает выполнение и постоянное повторение определенных шагов, которые представлены в таблице [1].

Шаг

Содержание

  1.  

Сортировка

Отделение нужного от ненужного, удаление последнего.

  1.  

Соблюдение порядка

Рациональное размещение и визуальное обозначение предметов, обеспечение к ним быстрого, удобного и безопасного доступа.

  1.  

Систематическая уборка

Уборка рабочего места, игрового пространства, мест хранения личных вещей.

  1.  

Стандартизация

Закрепление правил и принципов в визуальном виде, зонированное размещение.

  1.  

Совершенствование

Воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и операций. Постоянное их улучшение.

 

В процессе внедрения принципов бережливого производства было по-новому организовано групповое пространство, рекреационные зоны, уличные площадки. Выработка алгоритмов в совместной деятельности детей и взрослых, позволили не только оптимизировать процессы в детском саду: подготовку к непосредственной образовательной деятельности, уборку игрушек и инвентаря, применение систем рационализации - указателей направления движения, цветовых кодировок по пяти образовательным областям, стандартизировать ежедневные операции детей и взрослых, но и стать основой для формирования навыков самооценки и самоорганизации дошкольников.

Конкретными мероприятиями в рамках 1 этапа проекта стали:

- применение визуализации (разметки, указатели маршрутов, надписи на шкафах, коробках с играми, визуализированных инструкций и алгоритмов деятельности и т.д.);

- стандартизация ежедневных операций в ходе непосредственной образовательной деятельности, прогулки, приема детей, режимных моментов;

- организация и оптимизация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

Основными ожидаемыми результатами стали:

- формирование в детях установок «бережливого» мышления;

- сокращение потерь при «разворачивании» образовательной или игровой деятельности путем устранения временных проблем и усилий по поиску игрушек, деталей, методического инструментария и т. д.;

- повышение качества (коммуникации участников образовательного процесса, поведения, воспитанности, готовности к школе) и др. [2, С. 18];

- определение стандартных операций в режимных моментах и времени на их выполнение;

      • сокращение времени на выполнение конкретных учебных заданий за счет визуализации;
      • формирование ответственного отношения дошкольников к состоянию рабочего (учебного) и игрового места, самоорганизация;
      • возможность быстрого визуального контроля состоянию рабочего (учебного) и игрового места, приведение в соответствие с требованиями, самоанализ проведенной деятельности.

Применение бережливых технологий позволяет сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основной метод работы - картирование процесса, т.е. создание схемы, изображающей этапы движения ребенка в пространстве группы, прогулочного участка и т.п. Задача такого рисунчатого алгоритма - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры, фишки, карточки. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Опишем некоторые мероприятия с использованием технологий бережливого производства.

  1. Обеспечение безопасности образовательного процесса. С точки зрения безопасности самого приоритетного компонента в комплексе педагогической деятельности дошкольного учреждения, в ходе самостоятельной деятельности дошкольников используем метод воздействия цветом на сенсорную сферу для того, чтобы ребенок при необходимости мог обезопасить себя сам. Для обозначения возможной опасности выработаны международные цветовые эталоны, которые применяются в обеспечении безопасности дорожного движения. В нашей стране существует стандарт, в соответствии с которым и взрослые и дети также должны знать назначение и правила применения сигнальных цветов, знаки безопасности, специальную разметку. Так, красный цвет показывает непосредственную опасность, желтый - опасность потенциальную, а о безопасных условиях сообщает нам зелёный цвет. В соответствии с этими цветами действуют сигналы светофора, обозначают острые углы в рекреационных помещениях и коридорах, зоны открывания дверей и т.п.
  2. Порядок в шкафчиках раздевалки. В раздевалке на внутренней поверхности дверцы шкафчика находятся картинки с алгоритмами последовательности размещения одежды и обуви. Рисунчатый алгоритм последовательности сезонного одевания располагается на самом видном месте раздевалки. Родители проинформированы об этом и поддерживают это подобной визуализацией дома, чтобы ребенок учился самостоятельности.
  3. Порядок при организации режимных моментов. Карточка с алгоритмом «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами. Этой обязательной гигиенической процедуре должны научиться ребята и выполнять ее самостоятельно и качественно. Наглядная «инструкция в картинках» помогает ребенку не только выполнять это действие в правильной последовательности, но проводить самооценку результата этого процесса. Расположение аналогичной инструкции над домашней раковиной и применение единых требований позволяет закрепить навык.
  1. Порядок в группе. Наклеивание на шкафчики и полки маркёров в виде картинок, обозначающих, где и что находится, маршрутизаций образовательных областей в группе, позволяет рационально организовать пространство, не тратить время на поиск предметов, игрушек, оборудования.

Поддержание игровой зоны в порядке в соответствии с алгоритмом деятельности дома и в детском саду позволяет сформировать навыки самоорганизации и самоконтроля, самооценки деятельности в этом направлении и ее результата.

  1. Порядок в организации дня. Организацию дня мы планируем вместе с детьми. Для этого разработаны карточки, в создании которых принимали участие педагоги, дети и родители. Так получилась серия карточек со стрелочками, количество которых увеличивается в соответствии с возрастом ребенка. Дети с утра составляют план дня, отмечая события на стенде «Наш день», который находится в игровой зоне, в виде прикрепления на него магнитных карточек. Рядом находится «алгоритм дела», который включает определенные этапы деятельности и обязательно предусматривает рефлексию и самооценку по ее завершению, а также «домашнее задание» - какой навык необходимо закрепить вместе с членами семьи. Так, постепенно приучаясь к порядку, дети учатся самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, что, безусловно содействует их адаптации к будущей школьной жизни, формирует навыки самооценки и готовность к школьному обучению.

Таким образом, применение принципов бережливого производства в детском саду, позволяет вместе с наведением порядка, экономией ресурсов, формировать навыки бережливого мышления, самооценки и самоорганизации.

Список литературы

  1. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для вузов / Трапицын С. Ю. , Агапова Е. Н., и др., под редакцией профессора С. Ю. Трапицына. - Москва : Юрайт, 2020. - 413 c. - (Высшее образование).
  2. Скоролупова, О.А. Новые критерии оценки качества дошкольного образования /Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9, 2018, с.12-24.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее