СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

255

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (216), Апрель ‘25

Поделиться

Данная статья посвящена проблеме связи самооценки и коммуникативной агрессивности в юношеском возрасте. Представлен анализ теоретических подходов к пониманию самооценки и ее влиянию на проявление агрессии в общении. Рассматриваются результаты корреляционного анализа статистически значимых положительных и отрицательных связей между уровнем самооценки и показателями коммуникативной агрессивности юношей и девушек. Дана интерпретация полученных корреляционных связей.

Самооценка и ее роль в формировании коммуникативной компетентности у юношей и девушек является предметом активного изучения в современной психологии. Изучение связи самооценки и коммуникативной агрессивности будет способствовать более глубокому осознанию механизмов формирования агрессивного поведения в межличностном общении и разработке эффективных методов профилактики и коррекции.

 

Самооценка, как центральный компонент самосознания личности, определяет отношение человека к самому себе, своим способностям и месту в обществе. Р. Бернс отмечает, что самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения и позитивного отношения к своей личности [5]. Негативная самооценка может привести к самоотрицанию и снижению уровня притязаний, ограничивая жизненные перспективы человека.

 

Одним из значимых исследователей проблемы самооценки является С. Куперсмит, который рассматривал самооценку как общее эмоциональное отношение человека к самому себе, проявляющееся через одобрение или неодобрение, и определяющее степень уверенности личности в собственной значимости, ценности и способности быть достойным человеком. С точки зрения С. Куперсмита, самооценка формируется под воздействием социальных факторов и определяется тем, насколько человек ощущает себя соответствующим собственным представлениям о том, что значит быть «хорошим» или «успешным» [4]. Он подчёркивал, что высокий уровень самооценки служит внутренним ресурсом, обеспечивающим устойчивость к стрессу, способность к саморегуляции и активную социальную позицию. С. Куперсмит выделяет четыре основных аспекта самооценки, отражающих ключевые сферы самовосприятия:

 

Власть. Этот аспект отражает ощущение человеком контроля над происходящими с ним событиями, способность влиять на своё поведение и окружающую среду. Люди с развитым чувством власти чувствуют себя субъектами своих решений, умеют отстаивать свои интересы и обладают высокой степенью автономности. На уровне межличностного взаимодействия такой человек проявляет уверенность и инициативу.

 

Значимость. Под значимостью С. Куперсмит понимал ощущение собственной нужности, признания и важности для других людей. Этот аспект тесно связан с опытом позитивных социальных отношений: дружбы, любви, принятия в семье и обществе. У подростков и юношей данный компонент особенно чувствителен к мнению сверстников. При недостатке признания у личности может формироваться зависимость от внешнего одобрения и неустойчивая самооценка.

 

Добродетель. Данный компонент самооценки связан с моральными убеждениями личности и её соответствием собственным и социальным нормам. Это — оценка себя как “хорошего” или “правильного” человека, стремящегося поступать честно и справедливо. Высокий уровень добродетели усиливает ощущение самоуважения и снижает внутренние конфликты. Нарушение внутренней системы ценностей может приводить к чувству вины и снижению самооценки.

 

Компетентность. Отражает восприятие собственной способности справляться с задачами, быть эффективным в разных видах деятельности — учебной, профессиональной, социальной. Высокая оценка своих способностей формирует уверенность, способствует мотивации к достижению и устойчивости в преодолении трудностей. При этом важно, чтобы оценка была реалистичной: как завышенная, так и заниженная могут вызывать проблемы в поведении.

 

В отечественной психологии проблема формирования самосознания и самооценки личности занимает важное место. Особый вклад в её разработку внесла Л.И. Божович — выдающийся психолог, представитель культурно-исторического подхода. В своих трудах она подчёркивает, что познание другого человека предшествует познанию самого себя и становится для него не только источником, но и опорой. Эта идея имеет ключевое значение для понимания механизма формирования самооценки [3]. Идея Л.И. Божович о первичности познания другого в процессе формирования самосознания подчёркивает социальную природу личности. Сравнение себя с другими выступает не просто внешним фактором, а внутренне необходимым условием формирования самооценки. Эти положения остаются актуальными и сегодня, подтверждая значимость социального взаимодействия в становлении личности ребёнка.

 

Коммуникативная агрессивность проявляется в склонности к использованию вербальных и невербальных форм агрессии в процессе общения. Она может выражаться через сарказм, критику, унижение собеседника и другие формы вербального насилия, а также через невербальные проявления, такие как пренебрежительные жесты или мимика. В.В. Бойко разработал методику диагностики коммуникативной агрессивности, позволяющую оценить уровень агрессивных проявлений в общении. Его подход включает анализ различных параметров агрессии, таких как потребность в ней, степень агрессивного заражения и способность к торможению.

 

Значительный вклад в развитие отечественного понимания природы агрессии внёс С.Н. Ениколопов, известный психолог и психофизиолог, специализирующийся на проблемах агрессивного и девиантного поведения. Одним из его ключевых достижений стало адаптирование опросника Басса-Дарки для российских условий, что позволило использовать этот диагностический инструмент в отечественной психологической практике с учётом культурных и лингвистических особенностей. Оригинальный опросник Басса-Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI) был разработан в 1957 году как средство количественной оценки склонности к агрессивному и враждебному поведению [2]. Методика включает в себя несколько шкал, каждая из которых отражает различные формы агрессии: физическую, вербальную, косвенную, раздражение, чувство вины, подозрительность и т.д. Однако прямая интерпретация результатов, полученных с помощью оригинального англоязычного опросника, могла быть недостаточно точной или даже искажённой при применении к российской выборке, учитывая культурные и языковые различия. В связи с этим, в 1989 году С.Н. Ениколопов осуществил глубокую адаптацию методики:

 

– был пересмотрен и переработан языковой материал,

– уточнены формулировки вопросов с опорой на русскоязычный менталитет,

– проведена апробация на разных выборках (в том числе подростках, студентах, военнослужащих и лицах с девиантным поведением),

– подтверждена валидность и надёжность русскоязычного варианта опросника.

 

Адаптированный вариант опросника стал широко применяться в исследовательской и практической деятельности: в школах, психологических консультациях, клиниках и в криминологической экспертизе. Он позволяет не только выявить уровень агрессии как устойчивого личностного свойства, но и понять структуру агрессивного поведения, выделив, например, преобладание физической или вербальной агрессии, направленности агрессии наружу или вовнутрь (аутоагрессия), наличие чувства вины, склонности к раздражению и др. С.Н. Ениколопов рассматривал агрессию не только как деструктивное поведение, но и как сложное психофизиологическое и социальное явление, зависящее от личностных особенностей, воспитания, ситуативных факторов и уровня саморегуляции [6]. Его подход повлиял на развитие более дифференцированного понимания агрессивности и стал теоретической и методологической основой для многих современных исследований, посвящённых агрессии, включая коммуникативную её форму.

 

Исследования показывают, что уровень самооценки тесно связан с проявлениями агрессивности в общении. Низкая самооценка может приводить к повышенной чувствительности к критике и, как следствие, к агрессивным реакциям в коммуникации. С другой стороны, чрезмерно высокая самооценка, особенно в сочетании с нарциссическими чертами, может способствовать проявлениям агрессивности при столкновении с мнениями, противоречащими собственным.

 

Изучение данной проблемы актуально в юношеском возрасте, когда происходит активное самоопределение и формирование системы ценностей. Понимание взаимосвязи между самооценкой и коммуникативной агрессивностью у юношей и девушек позволит разработать эффективные психологические интервенции, направленные на повышение качества межличностных взаимодействий и снижение уровня агрессивности в коммуникации. Таким образом, целью настоящего исследования является изучение связи между уровнем самооценки и коммуникативной агрессивности у юношей и девушек, что позволит глубже понять механизмы формирования агрессивного поведения и разработать рекомендации по его профилактике и коррекции.

 

Несмотря на наличие ряда теоретических и эмпирических исследований в данной области, остаётся открытым вопрос о том, как именно различные аспекты агрессии соотносятся с уровнем самооценки у юношей и девушек. Кроме того, важно учитывать возможные гендерные различия, поскольку механизмы самовосприятия и выражения агрессии могут существенно отличаться у представителей разного пола. В связи с этим целью настоящего исследования стало выявление характера и силы взаимосвязей между уровнем самооценки и компонентами коммуникативной агрессивности у юношей и девушек, обучающихся в старших классах и на первом курсе вуза. Исследование направлено на то, чтобы не только зафиксировать статистически значимые корреляционные связи, но и попытаться интерпретировать полученные данные с точки зрения психологии развития и социального взаимодействия. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: определить уровень самооценки у респондентов; зафиксировать выраженность различных форм коммуникативной агрессии; провести корреляционный анализ взаимосвязей между указанными переменными; выявить особенности проявлений этих связей у юношей и девушек.

 

Таким образом, данное исследование призвано не только расширить научное представление о психологических особенностях подростков и молодёжи, но и создать основу для разработки психопрофилактических и коррекционных программ, направленных на формирование здоровой самооценки и снижение агрессивного поведения в межличностном общении.

 

Методология исследования

 

Для реализации целей и задач настоящего исследования была выбрана количественная стратегия с использованием валидных психодиагностических методик, направленных на выявление уровня самооценки и выраженности компонентов коммуникативной агрессивности.

 

Испытуемыми стали юноши и девушки в возрасте от 17 до 23 лет (общее количество респондентов — 50 человек), обучающиеся в старших классах школы и на первом курсе вуза. Отбор участников осуществлялся на основе добровольного участия и информированного согласия. Обеспечивалась полная анонимность, что способствовало более искреннему и открытому выполнению методик. Гендерный состав выборки позволил проанализировать особенности проявления самооценки и агрессии у юношей и девушек.

 

1. Методика «Вербальная диагностика самооценки личности». Этот опросник направлен на исследование представлений личности о себе посредством вербальной самооценки. Респондентам предлагался перечень личностных качеств, по которому они оценивали, насколько данное качество соответствует их представлению о себе. Полученные результаты позволили определить общий уровень самооценки, её направленность (позитивная/негативная) и характер (завышенная, заниженная или адекватная).

 

2. Методика В.В. Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности». Методика направлена на выявление склонности личности к различным формам проявления агрессии в процессе общения [1]. Она позволяет оценить, насколько агрессивность проявляется ситуативно, осознанно, неосознанно, а также в каких формах: вербальной, поведенческой, эмоциональной и пр. Опросник включает 11 шкал, каждая из которых раскрывает определённый компонент коммуникативной агрессивности.

 

1. Спонтанность агрессии. Характеризует внезапные, плохо контролируемые вспышки агрессивности. Такие реакции чаще всего возникают в ответ на незначительные раздражители и отражают импульсивность поведения.

 

2. Неспособность тормозить агрессию. Указывает на слабость механизмов саморегуляции и контроля агрессивных импульсов. Человек с выраженным показателем по этой шкале испытывает трудности в подавлении враждебных проявлений даже при осознании их разрушительности.

 

3. Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевлённые объекты. Отражает неспособность переработать внутреннее напряжение конструктивным способом — через труд, спорт, хобби и т.п. Агрессия в таких случаях направляется напрямую на других людей.

 

4. Анонимная агрессия. Фиксирует склонность к агрессии в условиях обезличенного общения (например, в интернете), когда ощущается сниженная личная ответственность.

 

5. Провокация агрессии у окружающих. Показывает наличие у человека раздражающих, конфликтных или провокационных черт поведения, которые вызывают агрессивные реакции у других.

 

6. Склонность к отражённой агрессии. Выражается в привычке «переносить» агрессию: например, с начальника на коллегу, с взрослого на ребёнка. Такая агрессия не направлена на источник раздражения, а «отыгрывается» на третьих лицах.

 

7. Аутоагрессия. Означает направленность агрессии на самого себя. Может проявляться в самокритике, самонаказании, рисковом поведении, пренебрежении к собственному благополучию.

 

8. Ритуализация агрессии. Отражает стремление к «социально одобренным» формам агрессии: сарказм, ирония, критика, резкость, под видом допустимого поведения. Часто маскируется под «принятую норму».

 

9. Склонность заражаться агрессией толпы. Говорит о внушаемости и подверженности групповым вспышкам агрессии. В этом случае человек может вести себя агрессивно под влиянием окружающих, даже если в одиночку не склонен к конфликтам.

 

10. Удовольствие от агрессии. Связано с получением эмоциональной разрядки или даже наслаждения от агрессивных действий, чувства власти, превосходства или контроля.

 

11. Расплата за агрессию. Показывает наличие чувства вины, стыда, угрызений совести или внутреннего напряжения после агрессивных поступков. Является своего рода «обратной стороной» агрессии.

 

Для анализа результатов использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, что обусловлено характером используемых шкал (порядковые данные) и необходимостью выявления степени направленности и силы взаимосвязи между самооценкой и различными проявлениями коммуникативной агрессивности.

Рисунок 1. Корреляционная плеяда, отражающая связь между уровнем самооценки и компонентами коммуникативной агрессивности

В результате проведённого исследования была построена корреляционная плеяда (рис. 1), которая отображает характер связей между уровнем самооценки и различными компонентами коммуникативной агрессивности у юношей и девушек. Полученные результаты позволили выявить как положительные, так и отрицательные корреляции, что указывает на сложную и многогранную природу этой связи. Эти данные подчеркивают, что связь между самооценкой и агрессивностью в процессе общения является динамичной и зависящей от множества факторов, таких как индивидуальные особенности личности, ситуативные условия и социальный контекст.

Один из самых ярких и заметных результатов исследования касается выраженной положительной корреляции между уровнем самооценки и спонтанностью агрессии (r = 0,428). Это может свидетельствовать о том, что респонденты с более высокой самооценкой склонны к более свободному и непосредственному выражению агрессивных реакций, особенно в тех ситуациях, где они испытывают эмоциональное возбуждение или давление. В таких случаях агрессия может быть не осознанной, а проявляться как импульсивная реакция, не имеющая явно преднамеренного характера. Тем не менее, такой тип агрессии указывает на внутреннюю уверенность в допустимости своих действий, а также на способность человека действовать с уверенностью в своих правах и чувствах, что в определённых контекстах может быть как положительным, так и негативным моментом. Высокая самооценка может давать человеку ощущение свободы в действиях, что, с одной стороны, может вести к активному отстаиванию своих интересов, а с другой — к резким или непродуманным агрессивным высказываниям.

Следует обратить внимание на связь между самооценкой и показателем «расплата за агрессию» (r = 0,410). Это означает, что молодые люди с более высоким уровнем самооценки, как правило, осознают последствия своих агрессивных поступков и принимают на себя ответственность за них. С одной стороны, это может говорить о наличии личностной зрелости и понимания социальной ответственности, с другой — такая связь может указывать на высокий уровень конфликтности в социальной среде, где человек сталкивается с ответной реакцией общества. Когда человек осознаёт последствия своих агрессивных проявлений, это может быть следствием стремления к самоутверждению или желанию продемонстрировать свою значимость. Однако, несмотря на осознание последствий, проявления агрессивности всё равно могут иметь место, что создаёт сложные динамики в межличностных отношениях.

Связь между уровнем самооценки и общей агрессивностью (r = 0,379) также имеет положительный характер. Это подтверждает гипотезу о том, что более высокая самооценка может быть связана с более выраженной склонностью к агрессивным проявлениям в различных коммуникативных контекстах. Такой результат можно интерпретировать как стремление к самоутверждению, что зачастую проявляется в форме агрессии в тех случаях, когда личность ощущает угрозу своему статусу или самоуважению. Важно отметить, что для некоторых людей агрессия становится способом продемонстрировать силу, независимость или превосходство в общении, особенно в сложных и конфликтных ситуациях.

Также была выявлена положительная связь между самооценкой и анонимной агрессией (r = 0,287). Этот результат может свидетельствовать о том, что даже респонденты с относительно высокой самооценкой могут проявлять агрессивность в условиях анонимности, когда их личность скрыта или не идентифицируемая. Это особенно актуально для современных условий, таких как онлайн-пространство, где люди часто действуют под маской анонимности. Эффект «социальной маски» способствует ощущению свободы выражения агрессии без страха последствий или ответственности, что усиливает проявление агрессивного поведения в виртуальной среде.

Кроме того, выявлена отрицательная корреляционная связь между уровнем самооценки и неспособностью тормозить агрессию (r = -0,332). Этот результат можно интерпретировать как подтверждение того, что высокая самооценка в сочетании с хорошей саморегуляцией помогает людям лучше контролировать свои агрессивные порывы в напряжённых ситуациях общения. Это может быть связано с более зрелым восприятием своих эмоций и большими усилиями по поддержанию гармонии в межличностных отношениях. Люди с адекватным уровнем самооценки, как правило, обладают развитым чувством ответственности за свои поступки и, следовательно, могут проявлять большую способность к самоконтролю, что способствует снижению уровня импульсивных агрессивных реакций.

Таким образом, можно сделать вывод, что самооценка играет двойственную роль в формировании коммуникативной агрессии. С одной стороны, высокая самооценка может способствовать более уверенным и активным действиям, включая агрессивные реакции как способ отстаивания своих границ и утверждения своего места в социальном контексте. С другой стороны, она также способствует лучшему контролю над собственными эмоциями, что снижает вероятность возникновения разрушительных проявлений агрессии. Это показывает, что самооценка не является однозначным фактором, влияющим только на агрессию, а скорее взаимодействует с другими личностными характеристиками, такими как эмоциональная устойчивость, социальная зрелость и умение регулировать свои эмоции.

Таким образом, при работе с профилактикой агрессивного поведения среди юношей и девушек следует учитывать, что ключевым фактором является не только уровень самооценки, но и способность человека к саморегуляции, эмоциональной устойчивости, а также развитость социальных навыков. Повышение самооценки должно идти в сочетании с обучением навыкам эффективного взаимодействия с окружающими, развития эмпатии и самоконтроля. Эти аспекты являются важными для формирования здорового межличностного общения и минимизации агрессивных проявлений в различных социально-коммуникативных контекстах.

Вывод: в результате проведённого исследования удалось выявить значимые корреляционные связи между уровнем самооценки и различными формами коммуникативной агрессии у юношей и девушек. Полученные данные показали, что эта взаимосвязь довольно сложная и не всегда однозначная. Ожидания о том, что высокая самооценка обязательно сопровождается низким уровнем агрессии, не подтвердились. Наоборот — выяснилось, что молодые люди с высокой самооценкой чаще проявляют спонтанную, импульсивную агрессию, особенно как реакцию на внешние раздражители. Это может быть связано с большей уверенностью в себе, стремлением открыто выражать эмоции и желанием отстаивать своё мнение.

Также была выявлена положительная связь между уровнем самооценки и таким показателем, как «расплата за агрессию». Это говорит о том, что, несмотря на проявление агрессии, человек осознаёт свои действия и испытывает внутреннее чувство ответственности за них. То есть, высокая самооценка может сочетаться с моральным самоконтролем и способностью к рефлексии.

Кроме того, обнаружена положительная корреляция между самооценкой и общей агрессивностью, а также анонимной агрессией. Это особенно важно учитывать в условиях, когда чувство социальной ответственности снижено — например, в интернет-пространстве. Такие формы агрессии могут проявляться у уверенных в себе людей, которые чувствуют безопасность и безнаказанность в онлайн-общении.

Таким образом, самооценка играет важную роль в регуляции поведения, но её влияние не всегда направлено на смягчение агрессии. Она может как помогать конструктивному самовыражению, так и усиливать склонность к агрессивным действиям — особенно в ситуациях, когда человек чувствует угрозу своему статусу или не видит другого способа защитить свои границы. Поэтому важно учитывать не только уровень самооценки, но и её особенности — насколько она устойчива, адекватна и как сочетается с другими личностными характеристиками, такими как эмпатия, умение управлять своими эмоциями и стрессоустойчивость.

Также исследование показало, что существуют различия между юношами и девушками в проявлении агрессии. Парни чаще склонны к внешне выраженным формам агрессии, а девушки — к внутренним проявлениям, таким как аутоагрессия или чувство вины после вспышек негативных эмоций. Это ещё раз подчёркивает важность гендерного подхода при анализе коммуникативного поведения.

Полученные результаты могут быть полезны в практике психологического консультирования и профилактической работы с молодёжью. Они дают понимание того, на что стоит обращать внимание при формировании устойчивой и здоровой самооценки, а также как развивать у подростков и студентов навыки конструктивного общения и эмоциональной саморегуляции. Всё это может помочь снизить уровень конфликтности и агрессии в молодёжной среде и улучшить межличностные отношения.

Список литературы

  1. Бойко, В. В. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности / В. В. Бойко. – М.: Российская академия образования, 1996. – 160 с.
  2. Бассов, В. Е. Инвентарь враждебности Басса-Дарки (BDHI) / В. Е. Бассов, Г. Дарки. – Вашингтон: Американская психологическая ассоциация, 1957. – 120 с.
  3. Божович, Л. И. Формирование самосознания подростков / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 215 с.
  4. Куперсмит, С. Самооценка и её корреляты в жизни личности / С. Куперсмит. – Нью-Йорк: Тауэр, 1967. – 225 с.
  5. Бернс, Р. Самооценка и личностное развитие / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1991. – 287 с.
  6. Ениколопов, С. Н. Адаптация опросника Басса-Дарки для российских условий / С. Н. Ениколопов. – М.: Российский государственный университет, 1989. – 75 с.
  7. Джеймс, В. Принципы психологии / В. Джеймс. – Нью-Йорк: Холт, 1890. – 450 с.
  8. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Нью-Йорк: Харпер, 1970. – 350 с.
  9. Экман, П. Эмоции и выражения лица / П. Экман. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  10. Аданова, И. В. Психология агрессии / И. В. Аданова. – СПб.: Питер, 2005. – 275 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее