Распространенной проблемой среди детей и подростков является тревожность, которая привлекает интерес психологов во всем мире. Много определений дается понятию тревожности, но в данной статье мы опираемся на определение А.П.Прихожан, которая описывает тревожность как эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия и страхом.
Исследования К.В.Першиной показывают, что у подростков с высоким уровнем тревожности так же наблюдается повышенная зависимость от чужого мнения, что затрудняет установление и поддержание социальных связей [4].
Наше личное исследование показало, что уровень тревожности у детей с нарушением слуха влияет на их коммуникативные способности и общительность. Наблюдается прямая взаимосвязь между уровнем общительности и тревожности: чем выше общительность, тем ниже тревожность, и наоборот. Однако, если качество общения низко, это может повысить уровень тревожности [1].
Мы рассматриваем речевую тревожность как склонность к переживанию особого эмоционального состояния в момент коммуникативного контакта и опасения по поводу своей речи.
В современном мире, где уровень стресса и депрессии растет, изучение причин и диагностика речевой тревожности имеют огромную значимость. Особенно это важно для людей с нарушениями речи, так как это ограничивает их способность адекватно передавать информацию и социализироваться. Речевая тревожность вызывает у людей страх перед публичными выступлениями, отказ от коммуникации с другими и возможность развития фобий и навязчивых мыслей. У детей младшего школьного возраста и дошкольников с нарушением речевого развития также наблюдается повышенная речевая тревожность [2]. Статистически наиболее высокий уровень речевой тревожности наблюдается у детей с заиканием, а у детей с ФФН – средний уровень [3].
Мы провели исследование речевой тревожности у подростков с нарушением слуха, используя шкалу Р.Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков. Результаты исследования показали, что все испытуемые имеют высокий уровень речевой тревожности, связанный с проблемами в понимании слов и фраз, произносимых другими людьми. Это приводит к неуверенности в коммуникативных навыках и боязни социального отвержения.
Следовательно, речевая тревожность характерна для лиц всех возрастов и особенно выражена у детей с речевыми нарушениями. Лица с речевой тревожностью нуждаются в специальном внимании педагогов и психологов, а также в специально разработанных коррекционно-развивающих занятиях. Результаты нашего исследования могут стать основой для разработки программ сопровождения и помощи в социализации лицам с речевой тревожностью.
Список литературы
- Акулова Н.Э. Взаимосвязь трудностей общения и уровня тревожности у детей старшего подросткового возраста с нарушением слуха: сборник трудов конференции. / Н.Э. Акулова, Н.А. Пешкова // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 12 окт. 2022 г.) / редкол.: И.Л. Федотенко [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 189-191.
- Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся // Системная психология и социология. 2022 № 2 (42). С. 5–13.
- Валявко С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушением речевого развития// Системная психология и социология. 2014 №2 (10).
- Першина К.В. Связь специфики межличностного общения подростков и их личностой тревожности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы XXXVI Междунар. науч.-практ. Конф.: в 2 ч. Том Часть 2.. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 203-205.