Агрессивное поведение – это явление, которое мы часто встречаем в нашей жизни. Агрессивность представляет особый тип поведения человека, который находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается желанием наносить вред или ущерб, а также создавать им различного рода неприятности. Р. Немов считает агрессивность человека необходимой ответной реакцией, неспровоцированной враждебностью, которая направлена как к отдельным людям, так и к окружающему миру. [2] Агрессивное поведение – одна из форм ответа на разнообразные негативные в физическом и психическом отношении жизненные обстоятельства, вызывающие стресс и т.д.[1]
К примеру, вы могли когда-то со стороны наблюдать, как кто-то начинает спорить, возникает конфликт. Конфликт – это тоже своего рода проявление агрессии. Это поведение может проявлять себя абсолютно по-разному: словесно, косвенно и даже физически. Человек может стать агрессивным по различным причинам, это может быть усталость, стресс, депрессивное состояние и т.д. Но не стоит забывать и о том, что иногда человек, в принципе, по своему характеру достаточно склонен к агрессии.
Для того, чтобы предотвратить агрессивное поведение, нужно изучать различные техники и навыки самоконтроля. Большинству людей тяжело контролировать свои собственные эмоции, поэтому важно знать, как действовать в тех ситуациях, когда агрессия начинает проявлять себя в поведении человека.
Сейчас проблема агрессивного поведения является как никогда актуальной в разном возрасте. Особенно отмечается всплеск проявлений агрессивности среди детей юношеского возраста с умственной отсталостью. Лица с умственной отсталостью характеризуются вспыльчивостью, грубостью и несдержанностью. Они труднее преодолевают жизненные трудности.[3] Такие дети на любое неудовлетворяющее их действие, замечание реагируют агрессивно, как вербально, так и физически, т.е. используют силу против окружающих. В юношеском возрасте основными причинами проявления агрессии могут выступать пониженная самооценка, низкий уровень социализации в обществе, неправильная оценка поведения другого человека, недостаточная психологическая устойчивость, отсутствие эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, а также различные противоречия, характерные для данного возраста. К сожалению, лицам с умственной отсталостью трудно контролировать и понимать свои эмоции, им нелегко дается управление своими вспышками гнева, а так же проявлению агрессии по отношению к окружающим их людям.
В проведенном нами исследовании, удалось выяснить, опираясь на исследования А. Басса - А. Дарки, что у 80% опрошенных нами юношей средний уровень агрессивности, а у 20% он повышен, с тенденцией к высокому. Это говорит нам о том, что агрессия проявляется в любом случае, у кого-то сильнее, у кого-то менее выражено. Помимо этого, мы также выяснили, что в основном дети проявляют косвенную агрессию. Косвенная агрессия обычно прямо не направлена на окружающих, она проявляет себя через резкие вскрики, удар кулаком о стену, хлопанье дверью, какой-то резкий эмоциональный всплеск. Так же она может выражаться путем сплетен среди сверстников, или оскорбительных, злобных шуток. Физическая и вербальная агрессия, как мы выяснили, по результатам исследования в этом возрасте и данном нарушении проявляется, но менее активно. Они больше выражают свою агрессию через словесные оскорбления, угрозы друг другу. Это всё может и спровоцировать использование физической силы в ответ на оскорбления сверстников или по иным причинам.
Таким образом, агрессивное поведение у юношей с умственной отсталостью в первую очередь характеризуется какими-либо негативными действиями, направленными на окружающих. Нельзя судить сразу об агрессивном поведении, всегда нужно знать причины, мотивы из-за которых это поведение могло проявить себя. Агрессия в основном характеризуется проявлением гнева, импульсивностью поведения, злостью, вымещением злобы на ком-то или на чём-то, но так же и не редко для собственной самозащиты и отстаивания своей позиции.
Список литературы
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос, 1998.
- Шипова Л.В. Нарушения поведения умственно отсталых подростков. Учебное пособие. Саратов, 2016. 63 с.