Тревога – это индивидуально психологическая особенность человека, испытывающего сильные эмоции, независимо от обстоятельств. Тревога, как состояние, присуще каждому человеку, а причины, по которым тревога возникает могут быть разные. Среди негативных переживаний – тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности труда, к затруднениям в общении как у взрослых, так и у детей.
На адаптацию детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает уровень личностной тревожности. Она проявляется в склонности испытывать тревожное состояние в реальных или воображаемых ситуациях, которые субъективно оцениваются как угрожающие. Тревожность выражается целесообразным повышением сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности.
Тревожные дети - это дети с "незащищенной" психикой и дети, которые чувствуют себя беспомощными. Их постоянный страх перед неизвестным означает, что они редко проявляют инициативу. Если они хотят слушать вне дома и не обращают внимания на окружающих, то дома ведут себя грубо, как и в детском саду, стараясь не выполнять требования родителей и учителей, нарушая дисциплин [2, с. 50].
Таких детей иногда считают слабоумными или застенчивыми. Но их пример, аккуратность, дисциплина являются защитой и делают все возможное, чтобы уберечь их от неудач. В каждый период времени существуют определенные области, объекты реальности, которые большинство людей, независимо от их реальной угрозы или беспокойства, становятся стабильными.
Дети, которые ведут себя таким образом, как никто требуют разбирательства и их структуре детско-родительских семейных отношений.
Наконец, семья является главным защитником и опорой личности. В семье, в окружении, в диалоге разных поколений действительно формируется психика детей, а психическая жизнь родителей существенно меняется. Тип родителя с детьми является одним из основных корректирующих факторов характера и поведения ребенка в семье. Наиболее характерный и показательный тип отношений между ребенком и родителями проявляется в воспитании ребенка.
С позиции И. М. Белинского "строгое несправедливое обращение с детьми в семье является причиной развития болезненного психического состояния: чрезмерная снисходительность - причина, которая проходит через край эмоциональность у детей; чрезмерная требовательность - причина
слабости ребенка ". Образование, основанное на чрезмерных требованиях, с которыми ребенок не может справиться или справляется с трудном, также отмечается авторами как одна из причин возникновения тревожности [1, с. 160]. Отмечается, что:
– противоречивое и унижающее воспитание ведет к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью;
– деспотическое воспитание – к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью;
– сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.
Методы воспитания часто противоречивы и непоследовательны. Все это означает, что дети не хотят овладевать социально приемлемым поведением, не развивают самоконтроль и чувство ответственности. Они делают все, чтобы избежать чего-то нового, неожиданного, неизвестного - чтобы перед этим новым они не могли выбрать правильное поведение.
Поскольку они не являются независимыми и не развивают чувства ответственности, дети в трудной ситуации ведут себя агрессивно. Для таких детей характерна незрелость суждений, низкая самооценка и контроль. Им трудно справиться с импульсивностью, поэтому у них нет друзей.
Есть исследования, которые подтверждают взаимосвязь между негативными детско-родительскими отношениями в семье и эмоциональной депривацией и агрессией.
Например, если ребенок не общается негативно, с одним или двумя родителями, а тенденция к развитию положительной оценки не остается ни у одного из них, вероятность девиантного поведения резко повышается, даже в дошкольном возрасте, ухудшается равенство, провоцируется жестокость по отношению к родителям [9, с. 15].
Теория привязанности предполагает, что маленькие дети отличаются безопасностью в отношениях с матерью. Благополучно связанный ребенок имеет надежный, стабильный и чуткий подход со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять окружающим, обладает хорошо развитыми социальными навыками, имеет склонность к конструктивному общению и не является агрессивным.
Ребенок, неуверенный в привязанности или беспокоящийся о своей привязанности, будет настойчив, противится контролю и склонен к физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные всплески и импульсивное поведение. Интересно, что оба способа приводят к одному и тому же результату – ребенок становится излишне агрессивным.
Исследования показали, что родители, которые, вопреки своим ожиданиям, решительно подавляют агрессивность своих детей, «не исключают эту характеристику, а наоборот, поощряют ее и развивают в сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая проявится и во взрослом возрасте» [5, с. 42].
Ведь всем известно, что зло только порождает зло, а агрессия – агрессию. Если родители вообще игнорируют агрессивные реакции своего ребенка, он или она вскоре начинает верить, что такое поведение допустимо, и отдельные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, умеющие находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей бороться с агрессией. Однако это крайние варианты, которые относительно редки: большая часть детской агрессивности развивается где-то между этими двумя противоположностями и приводит к одному и тому же результату.
Конечно, все знают, что зло только порождает зло, а агрессия порождает агрессию. Если родители полностью игнорируют жестокие реакции своего ребенка, он вскоре начнет верить, что такое поведение приемлемо, и отдельные вспышки гнева незаметно войдут в привычку проявлять агрессивные действия.
Только родители, которые могут найти разумный компромисс, использовать оптимальные средства воспитания, могут научить своих детей справляться с агрессией. Но это крайние варианты, которые встречаются относительно редко: большая часть агрессивности ребенка развивается где-то между этими двумя противоположностями и приводит к одному и тому же результату.
Список литературы
- Белинский В.Г. О воспитании умственном и нравственном: посвящается родителям и наставникам / Санкт-Петербург: Губинский, 2016. - 160 с.
- Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 1. – 49–59 с.
- Бурменская Г. В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. М., 2015. № 4. С. 37–41.
- Веретенова И.В. Особенности проявления детской агрессии // Социум и власть. – 2018. – № 1. – 35–58 с.
- Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. М., 2017. С. – 41.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: 2016. – 456 с.
- Пасечник Л. Тревожный ребенок // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 9. – С. 89–95; № 10. – С. 64–71.
- Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 192 с