Особенности логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Особенности логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Просмотры

15

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (88), октябрь ‘22

Дата публикации 19.10.2022

Поделиться

В данной статье рассматриваются основные особенности логопедической  работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Отражена специфика организации логопедического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС, а также алгоритм построения системы логопедического сопровождения. Описываются характерные особенности нарушения речи детей с умственной отсталостью, исходя из специфики нарушенного развития, и предлагаются рекомендации по организации эффективной логопедической деятельности с учащимися с умственной отсталостью.

В современной логопедической практике нарушение речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является распространенным явлением. В связи с этим одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы является работа учителя – логопеда по предупреждению, выявлению и коррекции речевых нарушений у детей данной группы.

  Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста с ОВЗ, в частности и с умственной отсталостью, осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих предупреждению, выявлению и коррекции нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ, для успешного усвоения образовательной программы и их социализации [5].

Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова в апреле 2021 г. заявила о росте числа детей с ограниченными возможностями здоровья на 9,4 % в РФ, при этом отметив, что инклюзивное образование в России развивается [4]. Вице-премьер России Татьяна Голикова подчеркнула, что на июль 2021г. обновлена инфраструктура четверти коррекционных школ, и до конца 2024 года обновят ещё 900 коррекционных школ. А также, в целом в школах будет введен 1 млн. новых мест, причем все объекты сегодня строятся с учетом доступности для детей-инвалидов. На сегодняшний день остро стоит вопрос в дефиците кадров. На начало 2021 года отмечается нехватка специалистов по работе с детьми-инвалидами на всех ступенях образования. В том числе и таких специалистов, как учитель-логопед [3].

В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) логопедическая работа в школе является

важным звеном в общей системе коррекционной работы. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет систему требований к структуре, результатам, условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы. Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью лёгкой степени (АООП вариант 1). Для детей с ТМНР, обучающихся по АООП (вариант 2) в соответствии с ФГОС логопедические занятия не являются обязательными, но могут быть введены организацией самостоятельно или на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.

Стандарт четко прописывает специфику организации логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:

- диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультативная работа;

- информационно-просветительская работа.

Коррекционно - развивающая работа с обучающимися проводится в рамках:

- образовательного процесса;

- внеурочной деятельности;

- психолого-педагогического сопровождения.

Нарушение речи у умственно отсталых детей младшего школьного возраста характеризуется рядом отклонений:

  1. Лексический компонент:
  • ограниченный активный словарь;
  • ограниченность слов, обозначающих свойства и признаки предметов;
  • отсутствие ряда существительных, обозначающих конкретные предметы из непосредственного окружения, а так же значительные затруднения и ошибки при классификации и группировки предметов;
  • недостатки в употреблении и понимании глаголов;

2. Грамматический строй речи:

  • навыки словообразования и словоизменения имеют специфический характер; трудности в образовании прилагательных от существительных;
  • неологизмы;
  • трудности при овладении новыми формами речи (повествованием и рассуждением), проявляются в ситуациях, требующих развернутости речевых высказываний.

3. Связная речь:

  • в рассуждениях не прослеживается главная мысль;
  • сложности с последовательностью изложения;
  • в рассказе нет главных героев, места и времени событий;
  • повторы и возврат к уже сказанному [2].

Таким образом, нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения и на социализацию ребенка в целом. Поэтому логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся с умственной отсталостью.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е.  Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р, И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40–60% детей. В первых же классах вспомогательной школы, по данным М. Е. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше. Анализируя особенности речи у умственно отсталых школьников, В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности [1].

Исследованием связанной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) занимались Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. А. Ястребова, Т. В. Туманова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Р. И. Лалаева, Т. А. Ткаченко и др. Нарушения устной и письменной речи у умственно отсталых школьников изучали В. Г. Петрова, М. Ф. Гнездилов, М. С. Певзнер, Е. А. Правдина, Р. И. Лалаева, С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухарева и др.

Таким образом, выделены приоритетные направления в логопедической работе с детьми с умственной отсталостью: - обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей; - становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в разнообразной деятельности; - развитие речи, особенно ее коммуникативной функции; - частичная интеграция детей с тяжелыми нарушениями в развития в общество более здоровых сверстников; - консультативно-методическая поддержка родителей (лиц, их заменяющих).

Особенностью логопедической работы с детьми с нарушением  интеллекта является то, что первично нарушена высшая нервная деятельность ребенка, поэтому психопатологические особенности, прежде всего, ведут к снижению уровню аналитико-синтетической деятельности, особенностям речевого развития и структуре речевого дефекта. В связи с этим, мы предлагаем несколько практических рекомендаций для организации эффективной логопедической работы с данными учащимися:

  1. Учет и реализация особых образовательных потребностей данных

учащихся.

     2. Одним из важных условий, при несформированности познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта, процесс логопедической работы направить на формировании мыслительных операции: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

      3.  В процессе логопедической работы основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина) от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.

     4. Максимальное включение анализатора, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности (схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).

    5. Учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, особенности моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

    6.  Коррекцию нарушений речи необходимо связывать с общим моторным развитием и преимущественно мелкой ручной моторики.

    7.  Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и форме.

    8. Частая смена видов деятельности, переключение внимания ребенка с одной формы работы на другую, в связи с быстрой утомляемостью таких детей.

    9.  Необходимые инструкции излагать ребенку с умственной отсталостью в доступной для него форме.

   10. Постоянно поддерживать интерес к исправлению речи, воздействовать на эмоциональную сферу.

Таким образом, для детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, логопедическое сопровождение является необходимым и одним из важнейших компонентов коррекционной работы по предупреждению, выявлению и коррекции нарушений речи. А организация эффективной логопедической работы способствует более качественному усвоению образовательной программы и дальнейшей социализации детей с данным типом нарушенного развития.

Список литературы

  1. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская — Москва: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
  2. Кочетова, Н.В. Особенности логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Кочетова // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. – 2019. - № 11. – С. 118-121.
  3. Новости / Yandex // Правительство России: [сайт]. –URL: http://government.ru/news/42690 (дата обращения: 10.12.2021).
  4. Новости / Yandex // Уполномоченный при Призеденте Российской Федерации по правам ребенка: [сайт]. – URL: http://deti.gov/ru/articles/news30042021-1 (дата обращения: 10.07.2022).
  5. Тютюгина, Л.В. Инновационная деятельность учителя-логопеда в школе для обучающихся с ОВЗ / Л.В. Тютюгина // Всероссийский научный форум студентов и учащихся : сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, г. Петрозаводск, 30 сентября 2021 г. / под науч. ред. Л.В. Тютюгиной. - Петрозаводск, 2021. - С. 49-52.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее