Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье, посвященной изучению памяти младших школьников с нарушением интеллекта, авторы проанализировали литературу по данной проблематике. Предложили  диагонстический материал, который применялся для эксперементального исследования мнемической деятельности обучающихся начальной школы с умственной отсталостью.

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (53), февраль ‘22

Дата публицакии 16.02.2022

Поделиться

Одним из условий удачной социализации человека является память, так как она является той информацией, которую человек получает об окружающем мире, которая оставляет определенный след, сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности – воспроизводится. Память стоит на первом месте среди способностей человека, является главным условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, опыта.

Память – это процесс обработки и сохранения прошлого опыта, который дает возможность его использовать повторно в деятельности или повторно возвращать в сферу сознания.

Существует несколько видов памяти:

  1. мгновенная, или иконическая, память;
  2. кратковременная память;
  3. оперативная память;
  4. долговременная память;
  5. зрительная память;
  6. слуховая память;
  7. двигательная память;
  8. эмоциональная память.

Роль осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти в основном сводится удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

У младших школьников с нарушениями интеллекта память имеет ряд особенностей, которые обусловлены нарушениями всех познавательных процессов, которые, как известно, обусловлены первичным дефектом – органическим поражением головного мозга.

Цель нашей работы заключается в рассмотрении особенностей памяти младших школьников с нарушением интеллекта.

Изучением проблем памяти в отечественной психологии занимались И.П. Ашмарин, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Н.И. Чуприкова и другие. Из зарубежных ученых – это А. Бергсон, У. Джемс, П. Линдсей, Д. Норман, С. Роуз и другие.

Память детей с умственной отсталостью характеризуются специфическими особенностями.

Объем запоминаемого материала у обучающихся с нарушениями интеллекта существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это связанно с тем, что к школьному возрасту отмечается значительное отставание в когнитивном развитии: недостаточная сформированность произвольного внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Как следствие страдают все виды памяти, так как отсутствует умение использовать каких-либо вспомогательных средств и приемов для запоминания.

О.Г. Макарушкина раскрывает особенности памяти данной категории детей и делает вывод о том, что зрительная память умственно отсталых школьников развивается медленно. Память этих детей кратковременная, Значительная часть материала забывается в первый же момент, после его восприятия. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны нарушения запоминания, сохранения и воспроизведения. Одной из особенностей развития зрительной памяти школьников с умственной отсталостью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками является отклонение в соотношении между произвольными и непроизвольными процессами.

Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей.

И.В. Григорьевская, рассматривая произвольную и непроизвольную память, продуктивность запоминания и воспроизведения у умственно отсталых дошкольников и младших школьников, указывает на слабость запоминания вербального материала и связывает это с тем, что дети только еще начинают овладевать  родной речью. Наглядный материал они запоминают несколько успешнее: это яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные предметы, часто употребляемые в быту. Однако и они сохраняются в их  памяти ненадолго, что говорит об очень плохом развитии произвольной памяти.

Л.А. Черных, Н.А. Перебейнос отмечают у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью снижение объема кратковременной памяти и скорости запоминания, преобладание зрительной памяти над слуховой, быструю утомляемость и снижение продуктивности.

Обучающиеся с нарушениями интеллекта обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. В первую очередь они запоминают то, что кажется им интересным, привлекает внимание. В текстах эти дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Воспринимая их, они радуются, огорчаются, всем своим видом, жестами, возгласами передавая отношение к происходящему. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание прослушанного. Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся напрямую зависит от характера выполняемой ими работы. При активном характере их деятельности результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию.

Младшие школьники с нарушением интеллекта испытывают серьезные трудности при запоминании учебного материала. Однообразные, многократные повторения не оказывают существенного положительного влияния на результаты мнемической деятельности. Важно варьировать и разнообразить повторения, устанавливая таким образом связи между новым и уже известным детям материалом.

Как показал анализ специальной литературы, основными нарушениями памяти школьников с нарушением интеллекта являются замедленный темп усвоения, непрочность сохранения и неточность воспроизведения.

Экспериментальное изучение памяти младших школьников с нарушением интеллекта мы планируем провести на базе  Краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 16» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края. Для проведения исследования были подобраны следующие диагностические методики:

Методика «Определение типа памяти». Ее цель – определение преобладающего типа памяти. Детям дается четыре ряда по 10 слов: первый ряд для запоминания на слух, второй для запоминания при зрительном восприятии, третий для запоминания при моторно-слуховом восприятии (экспериментатор читает ребенку слова, испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе, затем записывает на листе) и четвертый ряд для запоминания при комбинированном восприятии (Педагог показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе, затем записывает на листе.)

Определить преобладающий тип памяти можно, подсчитав коэффициент типа памяти (С): C =10 - а, где а –  количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по результатам воспроизведения слов каждого ряда. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Методика «Запомни рисунки». Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинку с изображением девяти разных фигур. Обучающимся в течение 30 сек. предлагается запомнить фигуры. Затем им предлагается вторая картинку, на которой помимо девяти продемонстрированных ранее изображений представлены еще шесть таких, которые они до этого не видели. Задача детей – узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые они видели на первой из картинок. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ученик не узнает все изображения, но не дольше, чем 1,5 мин.

Результаты оцениваются следующим образом:

выполнение, когда ребенок узнал все девять изображений, затратив на это меньше 45 сек., оценивается в 10 баллов;

узнавание 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. соответствует 8-9 баллам;

узнавание 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. оценивается в 6-7 баллов;

в 4-5 баллов оценивается узнавание 3-4 изображений за время от 65 до 75 сек.;

2-З балла ставится в случае, если ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.;

0-1 балл ребенок получает, если не узнал ни одного изображения в течение 90 сек и более.

На основе полученных результатов могут быть сделаны выводы об уровне развития кратковременной зрительной памяти: очень высокий – 10 баллов; высокий – 8-9 баллов;  средний – 4-7 баллов; низкий – 2-3 балла; очень низкий – 0-1 балл.

Методика «Смысловая память» предназначена для определения преобладающего у школьников вида памяти: логической или механической памяти. Сначала ученикам предлагается запомнить пары слов, связанных между собой логически, и воспроизвести. Затем им необходимо запомнить и воспроизвести пары слов без логической связи между собой. Результаты обрабатываются таким образом: коэффициент смысловой памяти C=B/A, где А – количество слов первого ряда, В – количество запомнившихся слов. Объем механической памяти (С)  C=B/A, где А – количество слов второго ряда, В – количество запомнившихся слов.

Методика «Заучивание  10 слов» (А.Р. Лурия). Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Обучающимся предлагается несколько раз воспроизводить запомнившиеся слова после предъявления их экспериментатором. Обработка результатов производится на основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления. При этом значение имеет качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости детей. В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10; отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

Результаты оцениваются следующим образом:

запоминание 9 - 10 слов после 5-го предъявления или 8-9 слов при отсроченном воспроизведении соответствует 4 баллам (высокий уровень);

запоминание 6 - 8 слов после 5-го предъявления или 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении соответствует3 баллам (средний уровень);

запоминание 3 - 5 слов после 5-го предъявления или 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении соответствует 2 баллам (ниже среднего);

если ученик запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности, это оценивается в 1 балл (низкий уровень).

Мы предполагаем, что использование данного диагностического комплекса позволит выявить особенности памяти школьников с нарушениями интеллекта, участвующих в экспериментальном изучении, а полученная информация позволит определить содержание предстоящей коррекционной работы.

Список литературы

  1. Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник для вузов/ М.Е. Баулина.-М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 351с.
  2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2002. - 654с.
  3. Григорьевская И.В. Особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей// Владивостокский Государственный Университет Экономики и сервиса, г. Владивосток [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proizvolnoy-i-neproizvolnoy-pamyati-umstvenno-otstalyh-detey/viewer
  4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СбП.: Речь, 2003.- 391с.
  5. Макарушкина О. Г. Особенность зрительной памяти младших школьников с умственной отсталостью// Образование и наука в России и за рубежом – 2019- №15 (63) [электронный ресурс] URL: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1823/
  6. Черных Л. А. , Перебейнос Н. А. Особенности кратковременной памяти младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью 2019[электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kratkovremennoy-pamyati-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu/viewer

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary