Значение психологического сопровождения процесса профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа

Значение психологического сопровождения процесса профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа

Улучшению качества профессиональных компетенций педагогических кадров, в настоящее время, государством уделяется большое внимание. Так, 24 июня 2022 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1688-р утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Данный документ содержит в себе идею создания «единой матрицы» подготовки учителей от профильных классов до аспирантуры и повышения квалификации. В статье раскрываются особенности действующего порядка психологического сопровождения студентов в педагогических колледжах в сочетании с анализом обозначенных в Концепции новых профессиональных задач, которые предстоит решать психологическим службам в системе педагогического образования.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (82), Сентябрь ‘22

Дата публицакии 07.09.2022

Поделиться

Особенности современного рынка труда определяют наличие требований к специалистам. Улучшение качества профессиональных компетенций педагогических кадров, в настоящее время, является стратегической государственной задачей. Так, 24 июня 2022 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1688-р утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Инфраструктура педагогического образования, его содержание, технологии требуют постоянной трансформации, связанной с изменениями, происходящими в системе общего образования, с необходимостью обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров. В процессе осуществления подготовки будущих педагогов выявляются и обозначаются проблемы, которые предстоит решать в ходе работы по улучшению качества педагогических кадров. Имеется дисбаланс качества и условий подготовки педагогов, отсутствие единых норм оценки качества. Существует дефицит научных исследований в сфере образования для формирования современного содержания подготовки педагогических кадров. Очевидно недостаточное соответствие результатов подготовки выпускника, молодого педагога, актуальным запросам отрасли образования, общества и государства. Стоит также отметить слабую вовлеченность работодателей в процесс подготовки педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации озадачено решением проблем,  обозначенных в концепции подготовки педагогических кадров для системы образования, упомянутой выше. Для этого планируется реализовывать комплекс мероприятий, связанный не только с совершенствованием системы подготовки педагогических кадров, но и с мерами поддержки педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии, в том числе предусмотренными при реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р. Обновленная образовательная среда предполагает и некоторую трансформацию деятельности психологических служб в системе образования, которая определяется необходимостью повышения ее качества.

Будущие педагоги… Какими они должны быть сегодня? Какое место они готовы занять в жизни детей – своих воспитанников, учеников? Чем может быть полезна психология в жизни этих специалистов? Отвечая на эти вопросы, коснемся особенностей работы психолога в образовательном учреждении, осуществляющем подготовку педагогических кадров, и попробуем прояснить некоторые актуальные задачи, стоящие перед психологическими службами педагогических колледжей.

На протяжении долгих лет идет работа по формированию психологических служб в образовательных учреждениях. На сегодняшний день судить об эффективности этих служб трудно, в том числе в связи с проблемами, обозначенными выше. Однако, совершенно понятно, что психологическое благополучие тех, кому предстоит работать в детском образовательном учреждении необходимо. Особенно необходимо создавать условия для его поддержания в педагогических колледжах, где обучаются педагогической профессии вчерашние школьницы и школьники, выбравшие этот путь за несколько лет до совершеннолетия и по сути, сами являющиеся еще детьми. За несколько лет обучения в колледже, им предстоит, помимо освоения образовательных дисциплин, утвердиться в своем профессиональном выборе, развить осознанное желание после получения диплома, идти работать в школу или детский сад, психологически подготовиться к большой эмоциональной нагрузке при работе с детьми и коммуникациях с родителями учеников.

Учителям и воспитателям уготовано быть значимыми людьми в процессе взросления детей. Это люди, являющиеся для своих учеников и воспитанников примером, который может и должен влиять на развитие личности растущего человека, гражданина. Детям свойственно подражать, в силу возрастных особенностей развития, первоклассник особенно внимателен к образцу поведения взрослого, который находится рядом. Первая учительница в этом смысле входит в судьбу ребенка, неся особую миссию: дополнить содержание нравственных и духовных категорий, вложенных в ребенка родителями, внести качественные изменения при наличии неблагополучных следов семейного воспитания, развить в ребенке интерес к учению и стремление к развитию во всех направлениях жизни. Первые педагоги имеют большое значение в жизни каждого ребенка, а потому - наполнение их личности, уникальный набор личных качества педагогов, определяют возможности подрастающего поколения.

В учебной литературе по педагогике можно встретить перечисление характеристик, которыми должен обладать каждый человек, который связывает свою жизнь с педагогикой. Среди них не только профессиональные знания, умения и навыки, но и человеческие и, безусловно, психологические: гуманизм, эмоциональная уравновешенность, доброжелательность, отзывчивость, эмоциональная культура, выдержка и самообладание, душевная чуткость и т.д. В этой связи, наряду с изучением основ общей, возрастной и педагогической психологии, студентам педагогических образовательных учреждений необходимо получать качественную психологическую поддержку профессиональных психологов и непременный опыт специальной психологической практики. Безусловно, имеются разработки и внедренные комплексы практических мероприятий, проводимых специалистами психологических служб со студентами педагогических колледжей, на них можно подробно остановиться и отмечая нюансы, требующие доработок и дополнений.

На протяжении всей подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности, при соблюдении должного качества условий образования, с ними работают психологи, которые осуществляют психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и оказывают помощь в подготовке студентов педколледжа. Как правило, в колледжах действует целая психологическая служба, которая представляет собой структуру, состоящую из педагогов-психологов и практических психологов, осуществляющих работу со всеми участниками образовательного процесса.  Целью психологической службы, является обеспечение благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, содействие педагогическому коллективу в создании условий  качественной адаптации и развития студентов, а также повышение психологической грамотности преподавателей для увеличения эффективности образовательного процесса, оказание помощи преподавателям и студентам в преодолении  сложных ситуаций.

Психологическая служба призвана осуществлять работу со студентами на протяжении всего их обучения. Знакомство с психологом, будущий студент может получить уже на этапе подготовки к поступлению, например, на «Дне открытых дверей» образовательной организации, где помимо традиционных экскурсий по колледжу, ответов на вопросы абитуриентов и их сопровождающих, может организовываться встреча с представителем психологической службы.  Психолог на подобной встрече рассказывает абитуриентам об особенностях взаимодействия студентов и психологов в колледже, может провести тематический тренинг, имеющий цель - способствовать поднятию мотивации поступления именно в данное образовательное учреждение, где готовят педагогические кадры.  В рамках мероприятий психологической службы на «Дне открытых дверей» может быть проведено короткое психологическое исследования с помощью традиционных профориентационных диагностических методик. Например, с целью выявления предрасположенности абитуриента к определенным типам профессий, а также для предоставления им возможности уточнения знаний о себе. С этой целью, как правило, применяется тест «Моя профессия» («ДДО», автор Е. А.Климов). Данная методика является очень популярной, часто применяемой уже на этапе школьной профориентационной работы, в связи с чем, явно присутствует необходимость в создании новых методик и наполнении ими методических копилок психологических служб.

В дальнейшем, поступившие студенты нуждаются в психологическом сопровождении процесса адаптации на новом месте учебы. Для иногородних студентов актуальными могут быть проблемы адаптации на новом месте проживания, проживание стресса в связи с переездом на новое место жительства и обретением самостоятельности, что также требует психологической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода имеет смысл начинать проводить для студентов нового набора еще в конце августа, до начала учебных занятий в колледже. В объем сопровождения адаптации первокурсников может входить организация и проведение встреч с представителями администрации учебного заведения, преподавателями, социальными работниками, проведение библиотечных дней, что позволяет студентам–новичкам почувствовать себя безопасно и комфортно в новом пространстве, испытать ощущения приобщения к новому большому коллективу, узнать о традициях учебного заведения. В самом начале учебного года важной задачей психологической службы является диагностическая работа. Результаты психологического индивидуального тестирования, позволяющего исследовать необходимый минимум личностных характеристик студентов, имеющийся набор навыков и умений, уровень коммуникативных способностей, уровень учебной мотивации, выявить имеющиеся проблемы и дефициты, могут ложиться в основу разрабатываемых программ психолого-педагогического сопровождения на весь предстоящий учебный год.

Для поддержки процесса знакомства и сплочения коллективов сформированных учебных групп, целесообразно проведение классных часов, адаптационных тренингов. Адаптационный тренинг может проводиться в каждой группе первого курса. В содержании тренинга целесообразно разместить комплекс коммуникативных и ролевых игр, позволяющих студентам быстрее познакомиться, узнать друг друга и куратора группы. Знакомство студентов, установление первого эмоционального контакта, раскрытие индивидуальности большинства из них, формирование умения чувствовать другого человека, устанавливать контакт с людьми в различных жизненных ситуациях, первоначальное объединение и сплочение нового коллектива – это те задачи, которые можно решить с помощью своевременно организованной тренинговой групповой работы. В процессе индивидуальных встреч и групповых занятий с первокурсниками психологи могут собрать полезный материал о степени готовности первокурсников к обучению, их склонностях, интересах, организаторских способностях, что является бесценной информацией и может быть использовано в работе со студентами всеми заинтересованными педагогами.

Второй этап адаптации продолжается он всю осень. В этот период психологи осуществляют анализ учебных результатов первокурсников с целью выявления особенностей адаптации студентов к учебному процессу, сложностей в обучении студентов для последующей индивидуальной работы с ними. Далее целесообразно разворачивать работу по всем направлениям психолого-педагогической работы (диагностическую, консультативную, коррекционно-развивающую, просветительскую). Особое значение здесь имеет проведение индивидуальной психологической работы со студентами, имеющими психологические сложности самого разного характера. Это могут быть и проблемы в усвоении нового учебного материала, недостаточно высокий уровень развития тех или иных психических процессов, личностные проблемы, сложности в общении и т.д. Такая работа осуществляется как по запросу самих студентов, так и по обращениям преподавательского состава, в частности кураторов курсов. Помимо обеспечения психологического комфорта студентов, целью психологического сопровождения является и забота о профессиональном росте будущих педагогов, достигается она развитием психологических компетенций, проработкой личностных проблем, которая позволяет достичь душевного комфорта,  укрепления личностных качеств, имеющих значение для приобретения эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости так необходимых в работе с детьми.

Успешно завершив период адаптации студентам предстоит двигаться дальше, постепенно вливаться в общий спланированный психологической службой процесс наполнения психологическими знаниями, навыками, умениями. Если в колледже хорошо поставлена работа психологической службы, то на протяжении всего обучения психологи проводят индивидуальные консультации и групповую работу в форме тренингов, семинаров, лекций, круглых столов. Цели и задачи их различны, но в общем, должна присутствовать ориентация на психологическую практику, позволяющую через собственный опыт, наполнить свою личность качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, совершить стремительные шаги на пути построения профессиональных границ и формирования профессиональной идентичности. Если же работа психологической службы при подготовки будущих учителей ведется непрофессионально, не уделяется внимание практической психологической подготовке, последствиями такого положения дел может стать: преобладание формального стиля общения учителя и недостаток личностного общения с учениками, неумение понять индивидуальности учащегося, отсутствие навыков развивающего воздействия, невладение молодыми учителями внутренними средствами профессиональной психотехники и саморегуляции. Актуальные исследования показывают, что «только немногие учителя, приходя в школу, успешно нарабатывают психологический опыт самостоятельно, большинство же сталкиваются с проблемами в общении с учениками, конфликтуют с ними и их родителями, применяют преимущественно директивные средства воздействия, находятся в состоянии хронической усталости и морального истощения» [ 5, с. 129].

Таким образом, профессиональные психологи особенно необходимы в штате образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Психологическая служба имеет большое значение в профессиональной подготовке студентов – будущих педагогов. Работа психологов способствует раскрытию личности каждого будущего специалиста, помогает познать себя, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Ведь от того, какой специалист придет работать в современное образовательное учреждение, будет зависеть будущее маленьких граждан нашей страны. Созданные и создаваемые психологические службы должны отвечать современным запросам общества и выполнять требования государственных стандартов. Необходимо последовательное решение задач, связанных с развитием системы психологической службы образования в целом: стандартизация основных инструментов и программ работы психолога в образовательной организации (по трудовым функциям) и форм отчетности (в соответствии со спецификой образовательной организации и ее контингента), развитие системы профессиональной поддержки педагогов-психологов, в том числе посредством развития программ повышения квалификации. Качественная работа психологов в педагогических колледжах может способствовать влиянию на преодоление такой проблемы, как дефицит педагогических работников, в связи с нежеланием выпускников поступать на работу в общеобразовательные учреждения и работать по полученной специальности.

Список литературы

  1. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1
  2. Ершова Л.В. Специфика социального интеллекта преподавателей высшей школы // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. - СПб, 2006.
  3. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
  4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985. - 32 с.
  5. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. – Ярославль: академия развития: академия холдинг: 2002.- 224 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary