ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКОВ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

63

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 16.01.2022

Поделиться

В статье рассматривается проблема эффективности процесса воспитания представителями поколения икс нынешнего цифрового поколения. Описаны результаты эмпирического исследования взаимовлияния применяемого к подросткам стиля воспитания на формирование последующих их личностных качеств и особенностей. Даны рекомендации для родителей по организации взаимодействия со своими детьми.

Сегодня подростки составляют около 20% населения мира и все чаще подростковый возраст рассматривается как «врата в здоровье», поскольку поведенческие модели, приобретенные в этот период, как правило, сохраняются на протяжении всей взрослой жизни [1]. Кроме того, в научной дискуссии присутствует положение о новом, цифровом поколении людей – iGen, Generation Z (интернет-поколение, поколение зет), одним из факторов развития которых является цифровизация и гаджетизация. Это влечет за собой влияние на формирование психики детей социальных сетей и виртуального мира с одной стороны, сверстников и родителей – с другой. В такой ситуации наиболее остро стоит вопрос о том, как родители, являющиеся в большинстве своем представителями поколения икс, обладающие кардинально отличными ценностями, воспитанные в других социальных, политических и экономических условиях, могут осуществлять процесс эффективного взаимодействия со своими детьми для успешной реализации родительских функций, связанных, в том числе, и с формированием личностных особенностей, призванных в будущем помочь подростку реализовать свой потенциал и самоактуализироваться.

На основании теоретического анализа литературных источников по заявленной проблеме, мы предполагаем, что существует взаимосвязь между стилями детско-родительских отношений и личностными качествами подростков. Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование среди учеников 7-х классов МОУ Красноткацкая СШ ЯМР (36 чел.) и их родителей (24 чел.). Были применены следующие психодиагностические методики: «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин); «Опросник анализа семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер); «Акцентуации характера и темперамента личности» (Г. Шмишек, К. Леонгард); «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев); «Опросник уровня инфантилизма» (А.А. Серегина).

По результатам диагностики специфических подростковых типов акцентуаций характера, 56% респондентов имеют гипертимический тип, 36% – циклотимный, 22% – лабильный, 14% – шизоидный, 11% – сензитивный, по 3% – психастенический и эпилептоидный. При обработке результатов мы учитывали, что у подростков может быть несколько доминирующих акцентуаций характера.

Результаты диагностики уровня выраженности смысложизненных ориентаций свидетельствуют о приближенности средних значений показателей друг к другу, что позволяет сделать вывод о наличии у подростков определенных целей на будущее, которые придают жизни осмысленность, направленность, временну́ю перспективу; кроме того, цели носят реалистичный характер и подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Подростки адекватно воспринимают жизнь, считают ее относительно интересной и эмоционально насыщенной. Прожитой частью жизни респонденты весьма удовлетворены, полагают, что она была продуктивна и осмыслена.

По показателям диагностики уровня инфантильности, больше половины выборки (60,6%) имеют слабый уровень, 36,4% – средний; выявлен 1 «высоко инфантильный» человек.

Таким образом, результаты исследования личностных особенностей современных подростков иллюстрируют уникальность данного поколения. Например, по сравнению с данными 1976 года, увеличивается доля гипертимных, циклотимных и лабильных подростков, в то время, как раньше преобладали эпилептоидные, неустойчивые и шизодные [3, с. 41]. Сегодня молодые люди не «стремятся взрослеть», им комфортно в том возрасте, в котором они пребывают, отказываются пробовать новое, рисковать, испытывать яркие эмоции [5], преобладает склонность к «аутизации личности» («погруженности в себя») [2], тогда как в начале XXI века подросткам была свойственная «выраженная прагматичность ценностных ориентаций» [4].

Данные, полученные в результате диагностики особенностей семейных взаимоотношений и процесса воспитания в них, свидетельствуют о том, что у большинства родителей, в среднем, выражено положительное отношение к ребенку, стремление поощрять и развивать его инициативу. Родители уважают и признают индивидуальность подростков, одобряют их интересы, поддерживают планы и всегда стремятся помогать им в сложных ситуациях, однако, полного принятия нет.

В двух семьях преобладает гиперпротекция – стремление отдать ребенку всю любовь, игнорирование факта его взросления.

В семи семьях доминирует максимальность санкций – такие семьи предпочитают обходится либо вовсе без моральных и физических наказаний, либо применяют их крайне редко, а в пяти семьях наблюдается недостаточность требований-запретов, т.е. даже если и существуют какие-либо правила, ограничения и запреты, подросток будет их с легкостью нарушать, зная, что никаких серьезных последствий не будет.

В двух семьях обнаружена чрезмерность санкций, характеризующаяся наличием строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения, а еще в четырех семьях – чрезмерность запретов, когда ребенку «ничего нельзя».

В одной семье наблюдается проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, а еще в двух – и вовсе игнорирование потребностей подростка.

Обобщая результаты диагностики, можно выявить следующую общую взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных свойств подростков:

1. Чем больше родители будут опекать и контролировать подростка, тем ниже будет уровень его самостоятельности, что повлечет за собой снижение способности планировать собственную жизнь, ставить цели и их достигать, они будут менее общительны, менее конфликтны с родителями и окружающими.

2. Чем больше родители будут требовать от подростков непосильного им или проецировать на него свои нежелательные качества, тем больше страхов будет формироваться у ребенка. Такие дети отличаются зависимостью от родителей, робостью, неуверенностью в своих силах, для них проблематично сделать какой-либо выбор и принять решение. Не претендуют на внимание и признание окружающих.

3. Чем больше родители ограждают ребенка от обязанностей в семье, тем выше склонность к нарушениям в поведении, бунтарству, такие подростки постоянно ощущают свою неполноценность.

4. Если не установить четкие рамки в поведении ребенка и постоянно закрывать глаза на его проступки, то подросток с легкостью будет нарушать любые высказанные в последствии запреты.

5. Чем чаще в практике воспитания родители будут использовать неустойчивый стиль воспитания: то запреты, то вседозволенность – тем ниже способность у подростка к формированию целей на будущее, они колеблются при принятии решения, у них слабо развиты смысложизненные ориентиры.

6. Чем больше родители, а в особенности мать, будут опекать подростка, не давая ему самостоятельности, и всячески стараться удержать его «в четырех стенах», в том числе и баловством, тем выше вероятность развития развязного отношения к жизни и к своему будущему. Такие подростки не способны к дружбе, не склонны помогать окружающим, легко вовлекаются в ассоциальные группы, что влечет за собой частые побеги из дома и склонность к делинквентному поведению.

7. Если пренебрегать стилем воспитания, предполагающим сотрудничество между родителем и подростком, то велика вероятность формирования у ребенка неусидчивости, склонности к одиночеству и минимальному общению в компании со сверстниками, колебаний настроения от вялости и утомляемости до повышенной активности и возбудимости.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что адекватность воспитательных отношений родителя, соответствующих ведущему виду деятельности и социальной ситуации развития подростка, повышает эффективность воспитательной практики в целом, и приводит к формированию у детей определенных личностных особенностей. Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье является первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка.

По результатам исследования мы разработали перечень рекомендаций для родителей, которые могут быть применены в ходе специально организованных воспитательных мероприятий или в повседневном общении с подростками:

1. Уделяйте больше времени на общение с ребенком, но при этом не навязывайте совместное времяпрепровождение.

2. При общении четко и конкретно формулируйте свою мысль, чтобы обеспечить точное понимание сказанного вами со стороны ребенка.

3. Позвольте подростку быть услышанными. Это очень важно для него, особенно в подростковом возрасте. Постарайтесь найти в течении дня время, когда вы сможете отложить свои дела и полностью посвятить внимание ребенку.

4. Уважайте мнение подростка. Не обесценивайте его отношение к той или иной ситуации.

5. Будьте искренними в общении со своим ребенком. Честность позволит взаимоотношениям приобрести доверительный характер.

6. Предоставьте подростку больше свободы действий в плане прав на самостоятельные действия и решения. Не путайте с вседозволенностью и безнаказанностью.

7. Поощряйте активность ребенка в общественных делах и в стремлении к самосовершенствованию. Не бойтесь показывать личный пример, если это уместно.

8. Совместно с ребенком установите нормы (правила) семейного быта и взаимоотношений. Придерживайтесь их и сами.

9. Не подвергайте оценке личность ребенка, только конкретные действия или поступок.

Семья занимает важную роль в воспитании и формировании личности, поэтому следует учитывать, что каждый выбранный стиль детско-родительских взаимоотношений закладывает определенные позиции поведения ребенка. Семейное воспитание служит основой, фундаментом, ключевым элементом. Само воспитание не несет в себе разрушающего эффекта, а только допущенные при этом ошибки.

Список литературы

  1. Диривянкина О.В. Проблема профилактики инфантилизма подростков в условиях семейного воспитания / О.В. Диривякина, А.В. Лакреева // Актуальные вопросы педагогической науки и образования. Сборник статей по материалам авторских исследований. Краснодар: НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов", 2021. – С. 102-110.
  2. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект / А.Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 2. – С. 1-10.
  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). – СПб.: Речь, 2013. – 251 с.
  4. Трудные подростки: опыт социологического исследования нормативного сознания и образа жизни региональной молодежи 2000-х / Т.А. Хагуров [и др]. – Краснодар: Холидэй, 2011. – 64 с.
  5. Twenge, J.M. iGen: Why Today's Super‐Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy – and Completely Unprepared for Adulthood and What That Means for the Rest of Us. – NY: Atria, 2017. – 342 pp.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее