Инвентаризация: актуальные аспекты

Инвентаризация: актуальные аспекты

Авторы публикации

Рубрика

Экономическая безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (141), Ноябрь ‘23

Дата публикации 01.11.2023

Поделиться

Автор рассматривает важность применений такого инструмента обеспечения экономической и финансовой стабильности хозяйствующих субъектов, как инвентаризация, которая сохраняется и в условиях автоматизации учета. Рассмотрены некоторые особенности применений информационных технологий при проведении инвентаризации. Также проведен обзор изменений в нормативном регулировании инвентаризации с принятием ФСБУ 28/2023

Введение. Процессы, обеспечивающие успешное функционирование и поступательное экономическое развития предприятий, в современных условиях во многом зависят от того, насколько обеспечена их экономическая безопасность. В этой ситуации острыми становятся вопросы контроля и обеспечения сохранности имущества организации. Анализируя сложившуюся практику осуществления таких мероприятий, можно сказать, что среди эффективных способов контроля и предупреждения нарушений, а также обеспечения достоверными данными, является инвентаризация. Таким образом, изучение вопросов проведения инвентаризации, изменений в ее нормативном регулировании и  технологии проведения является актуальным.

Методы исследования. При рассмотрении, в соответсвии с целью исследования, актуальных аспектов проведения инвентаризации будут использованы монографический метод (обзор нормативных актов, публикаций и интернет-ресурсов), сравнения и анализа.

Результаты. Исходя из положений п. 2 статьи 11 «Инвентаризация активов и обязательств» Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», инвентаризация - это выявление фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляются с данными регистров бухгалтерского учета [1].  Отсюда вытекают основные цели инвентаризации:

  • выявление фактического наличия имущества и обязательств;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения обязательств в учете.

Количество инвентаризаций в отчетном году, в соответствии с п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также даты их проведения, перечень проверяемых обязательств и имущества, определяется руководителем организации, кроме случаев проведения инвентаризации в обязательном порядке [3]. Анализ законодательно-нормативных актов, учебной литературы и публикаций специалистов позволил сделать группировку инвентаризации по различным признакам, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Виды инвентаризации

 

Признак

Виды

Основание для проведения

Обязательная, в случаях, установленных законами, стандартами (федеральными и отраслевыми) (при подготовке годовой отчетности, передаче имущества в аренду, смене материально ответственного лица, при кражах, пожарах, ликвидации организации и т.п.)

Инициативная, по решению руководителя

По ситуации

  • Плановая (в установленные нормативными, локальными актами, на основании приказа руководителя)

Внеплановая  (назначается после форс-мажорных обстоятельств (например, стихийные бедствия), при смене материально ответственных лиц,  кражах)

Повторная (в случаях, когда после первичной ревизии возникли вопросы или подозрения о недобросовестности материально ответственных лиц)

Контрольная (осуществляется после плановой, с целью проверки достоверности)

В зависимости от объема имущества, подлежащего инвентаризации

Полная или сплошная (инвентаризируются все ценностей компании ежегодно)

Частичная или выборочная (в отдельных подразделениях, по отдельным видам имущества (обязательств))

По способу проведения

Натуральная (по фактическому наличию имущества)

Документальная (на основании данных документов, например обязательств)

По отрасли регулирующего законодательства

Бухгалтерская  (регулируется на основе Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022 № 498-ФЗ) «О бухгалтерском учете»)

Налоговая (в соответсвии со ст. 31 Налогового кодекса РФ должностные лица налоговых органов, при проведении выездной налоговой проверки могут осуществлять инвентаризацию имущества налогоплательщика)

Ежегодная инвентаризация имущества обязательна для всех предприятий без исключения, но основные средства могут инвентаризироваться раз в три года [3]. То есть инвентаризация должна предшествовать закрытию годового бухгалтерского баланса, без нее нельзя проводить реформацию баланса, так как итоги могут существенно повлиять на финансовый результат организации.

Помимо уже указанных законодательно-нормативных актов, в настоящее время действует Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49  «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», которым устанавлен порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов  [2].

Однако, в рамках рассмотрения актуальных аспектов проведения инвентаризации имущества и обязательств, следует отметить, что Приказом Минфина РФ от 13.01.2023 № 4н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» (далее - Стандарт) [4]. В сферу действия ФСБУ 28/2023 входит только обязательная  инвентаризация. Пунктом 2 указанного Приказа определено, что Стандарт применяется с 1 апреля 2025 года, но организация может принять решение о  его применении до указанного срока.  ФСБУ 28/2023 не применяется при проверке наличия драгоценных металлов и камней, а также бюджетниками.

С нашей точки зрения, разработка и принятие ФСБУ 28/2023 обусловлено необходимостью совершенствование и актуализации нормативной базы бухгалтерского учета. Появление электронного документооборота, цифровизации экономики,  повсеместное внедрение средств автоматизации учета, а также принятие профессиональных стандартов организации бухгалтерской отчетности  делает необходимость пересмотра  и нормативных актов по проведению инвентаризации.

Далее рассмотрим положения ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», которые являются новациями (таблица 2) [4].

Таблица 2

Новации ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»

Положение

Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49

ФСБУ 28/2023

Виды инвентаризации

Для обязательной и добровольной инвентаризации

Для обязательной инвентаризации (п.1)

Общие требования к инвентаризации

-

Полнота, способы, которыми выявляют фактическое наличие объектов, документирование, условия проведения, своевременность и обоснованность отражения результатов и пр. (п. 3-14)

Закрепление понятий

-

Закреплены понятия «объекты инвентаризации» (п.3), «фактическое наличие объектов инвентаризации» (п.3), «срок проведения инвентаризации» (п.15-18), «материально ответственное лицо» (п.15), «результаты инвентаризации» (п.8) и др.

Способы определения фактического наличия объектов

Путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера (п.2.7)

 

Путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра. Допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов (в том числе, видео-, фотофиксация) (пп. а п.4)

Состав документов инвентаризации

Регламентировано (п.2,5, 2,14 и Приложения))

Состав документов инвентаризации определяется организацией (п.5)

Создание инвентаризационной комиссии

При малом объеме работ, инвентаризацию проводит ревизионная комиссия (п.2.2)

Можно не создавать, если  в организации есть только руководитель и бухгалтер, либо экономическим  субъектом заключен договор на проведение инвентаризации с  аудиторами (п.22)

Порядок оценки итогов проверки имущества

В соответсвии с оценкой в бухгалтерском учете (п.4.1)

Излишки оценивают по справедливой или балансовой  цене, или стоимости аналогичных изделий;

– недостачу оценивают по балансовой  цене;

– расхождения в суммах «дебиторки» и обязательств (кроме оценочных) оценивают в суммах, вытекающих из соответствующих документов;

  • расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств – в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами (п.11)

Квалификация результатов

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (излишки или недостача с учетом пересортицы (в отдельных случаях) и норм естественной убыли) (раздел 5)

 

Дополнено:

  • возможности использования активов, оказавшихся испорченными (поврежденными), либо их продажи;
  • наличия оснований для возмещения недостачи активов экономическому субъекту, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учета (п.9)

Отсутствие членов инвентаризационной комиссии

Основание для признания результата инвентаризации недействительными при отсутствии хотя бы одного члена комиссии (п. 2.3)

Основание для признания результата инвентаризации недействительными при отсутствии одной пятой или более членов комиссии (п.21)

Рассмотрев представленные новации принятого Стандарта, можно сказать, что многие общие правила проведения обязательной инвентаризации остались привычными и общеизвестными. Однако, с нашей точки зрения, он направлен на совершенствование процесса инвентаризации и повышение достоверности финансовой отчетности.

Следует отметить, что количество отраженной информации о проведённой инвентаризации обычно показывается в документах, которой могут превышать тысячи листов, а ее процесс требует огромных затрат человеко-часов. Это является одной из причин, по которой многие предприятия переходят к автоматизации, что не противоречит как действующим документам, так и новому Стандарту.

Однако, как показывает практика, используемые в предприятиях программные продукты и аппаратно-программные комплексы для учета товароматериальных ценностей, их движения не автоматизируют инвентаризацию, процесс, его результаты зависят от человеческого фактора, а, значит, остается вероятность ошибок, и сохраняются значительные трудозатраты.  Необходимо внедрение технологий совершенствования систем учета материальных ценностей. Сложность автоматизации состоит в том, что нужно сопоставить фактические остатки с данными бухгалтерского учета. Современное развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществлять сбор сведений о приходе и движении материальных ресурсов с использованием технологий считывания данных с маркированных предметов: датчиков, сканеров штрих-кодов, терминалов радиоционной идентификации объектов (RFID) [5, с.92].

На рынке представлен ряд продуктов, позволяющих автоматизировать процесс инвентаризации.  Рассмотрим некоторые из них (таблица 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ программ автоматизации инвентаризации

Критерий

Программа

«1С: Инвентаризация и управление имуществом»

DM.Invent

Система «Скан-Про»

Мобильная версия

+

+

+

Штрих-кодирование

+

+

+

RFID

+

+

+

Возможность использования офлайн

+

+

+

Интеграция с «1С: Бухгалтерия»

полная интеграция с использованием механизма обмена данными

возможна

полная  интеграция с системой «Парус», с 1С возможна при дополнительных настройках

Формирование аналитической отчетности

возможна в любых разрезах  (видам имущества, подразделениям и т.п.)

ограниченное число отчетных форм

необходима настройка отчетных форм

 

Программный продукт «1С: Инвентаризация и управление имуществом» автоматизирует процессы инвентаризации и управления объектами имущества, используя современные средства идентификации (штрихкодирование + технология RFID). Применять данный программный продукт можно на предприятиях самых разных отраслей производственной деятельности. Мобильное приложение (МП) дает возможность совершать актуальные операции с применением ТСД. Сотрудники могут создавать задания на инвентаризацию с указанием сроков проведения и возможностью проверки результатов ее проведения. В ходе процесса инвентаризации производится автоматическое сопоставление данных, соответствующих последней инвентаризации с актуальным состоянием. Все необходимые регламентированные формы могут быть распечатаны по результатам инвентаризации. Для интеграции с системами регламентированного учета предусмотрено автоматическое разделение документов инвентаризации по подразделениям, складам и материально-ответственным лицам[8].

DM.Invent - это программный продукт, разработанный для проведения инвентаризации и предлагаемый компанией Сканпорт. Программное обеспечение DM.Invent устанавливают на  ТСД, смартфоны или планшеты под управление ОС Android версии 4.0 и выше, а также интегрируют с товароучетными программами, в том числе с 1C. При использовании программы для инвентаризации товара или объектов основных средств, программированных RFID-метками, пользователи могут искать интересующие их объекты учета с помощью звукового или визуального оповещения. Еще одно программное решение от компании Сканпорт - ПО DataMobile в нескольких версиях. Оно подходит для инвентаризации продукции, ОС и для автоматизации складского учета в целом. Каждая из них имеет свой набор функций с определенными типовыми задачами (для инвентаризации и анализа работы большого склада потребуется расширенная версия программы, а для магазина формата «у дома» достаточно DataMobile Стандарт). Программа позволяет автоматически формировать инвентаризационные ведомости. Благодаря открытому формату обмена данными продукты Сканпорт могут быть интегрированы в любую товароучетную систему[7].

Система «Скан-Про» является полностью автономным решением инвентаризации имущества, однако в нее можно импортировать исходные данные из других систем. Интегрировано с системой «Парус», также  возможен обмен с 1С. Информация с просканированных штрих-кодах передается со сканера на компьютер, в основную программу инвентаризации, где и обрабатывается, при этом необходима настройка отчетных форм. [6].

 Подводя итог проведенному обзору предложений по автоматизации инвентаризации, отмечая, что все они предполагают внедрение штрих-кодирования и технологии RFID, обеспечивают снижение трудозатрат, возможных ошибок, следует отметить, что наиболее универсальной для различных предприятий является «1С: Инвентаризация и управление имуществом» (но и более дорогой). Для предприятий, использующих систему  «Парус» рационально выбрать «Скан-Про», а разработки продукты Сканпорт, в зависимости от продукта, можно использовать как торговым, так и производственным предприятиям, крупным и небольшим, но требуют выбора  для нужд конкретных экономических субъектов.

Выводы по результатам рассмотрения актуальных аспектов проведения инвентаризации, можно сделать следующие. Инвентаризация является одним из методов внутреннего контроля (в отдельных случаях налогового), который позволяет получить точную информацию о наличии имущества предприятия, как следствие - ориентировочно оценить его состояние и стоимость. Проведение инвентаризации необходимо не только из-за обязательности, но и для оценки качества работы сотрудников, выявления бракованного товара и удаления из ассортимента непродаваемых товаров, реализации или ликвидации неиспользуемых основных средств. Разработка и принятие ФСБУ 28/2023, не смотря на то, что глобально проведение обязательной инвентаризации не поменялось, позволит устранить некоторые пробелы и повысить ее эффективность, а также потребует изменений в организации процесса инвентаризации и бухгалтерских системах. Начать работать над внедрением новых требований следует в ближайшее время. Для решения конкретных задач учета и инвентаризации материальных ресурсов экономического субъекта предлагаются различные программные продукты, выбор которых зависит, в том числе от таких факторов, как вид и масштабы деятельности предприятия, стоимость продукта, используемой программы учета. Автоматизация позволяет значительно повысить эффективность процесса инвентаризации материальных ресурсов, снизить возникающие при этом издержки, сократить время её проведения и добиться максимально точной обработки информации. 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022 № 498-ФЗ) «О бухгалтерском учете». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ - дата обращения 09.10.2023г.
  2. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ - дата обращения 09.10.2023г.
  3. Программа для инвентаризации: зачем она нужна и как ее выбрать. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://scanport.ru/blog/ - дата обращения 10.10.2023г.
  4. 1С: Предприятие 8. Инвентаризация и управление имуществом [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://solutions.1c.ru/- дата обращения 10.10.2023г.
  5. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» . [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ -дата обращения 09.10.2023г.
  6. Приказ Минфина РФ от 13.01.2023 № 4Н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru - дата обращения 09.10.2023г.
  7. Плотников С.Б., Мельников Д.А., Петрова А.А. Современные подходы в реинжиниренге бизнес-процессов «Инвентаризация» //Научный альманах Центрального Черноземья. 2022. № 2-1. С. 89-99
  8. Программа для инвентаризации «Скан-Про». Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.oknemira.ru/skan.asp./ - дата обращения 10.10.2023г.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary