Основные производственные процессы авиакомпании, подлежащие автоматизации.

Основные производственные процессы авиакомпании, подлежащие автоматизации.

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

462

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (93), Ноябрь ‘22

Дата публикации 27.11.2022

Поделиться

В данной статье рассматривается потребность авиакомпаний в автоматизации производственных процессов, во внедрении специализированных систем управления летной работой и осуществления контроля над бизнес-процессами в работе авиакомпаний.

Автоматизация внедряется для повышения качества исполнения процессов, выполняемых в ходе осуществления деятельности авиакомпании. Автоматизированный процесс обладает более стабильными характеристиками, чем процесс, выполняемый в ручном режиме. Кроме этого автоматизация способствует повышению производительности, сокращению времени выполнения процесса, увеличению точности и стабильности выполняемых операций. Во многих случаях автоматизация процессов позволяет снизить конечную стоимость продукта или услуги.

На данный момент сфера гражданской авиации остается лидером по объему перевозок пассажиров и грузов. Укрупняется структура авиакомпаний, возникает необходимость наращивания компьютерных мощностей для систематизации и учета рабочих единиц.

Автоматизация – это одна из главных составляющих технического процесса. Сфера авиации, как и любая другая в современном мире, требует автоматизации своих бизнес-процессов, в том числе процессов планирования, управления летной работой и текущей деятельностью подразделений. В данном случае под бизнес-процессом понимается совокупность действий, операций, работ, результат которых значим для компании, помогает решить поставленную задачу.

Современное состояние экономики требует постоянной оптимизации расходов, повышения уровня конкурентоспособности, повышения эффективности управленческих решений. Автоматизация бизнес-процессов становится одним из главных способов достижения этих целей для компании.

Существуют три основные группы факторов, формирующих требования к автоматизации управления производственной деятельностью авиакомпаний.

Первая группа требований определяется необходимостью интеграции в мировое авиационное пространство. Каждый центр управления оперативной деятельностью авиакомпании функционирует в международном информационном поле и обязан соответствовать определенным внешним требованиям, как по форме и типу обрабатываемых данных, так и по регламенту их обработки.

Ко второй группе факторов относятся причины, связанные с постоянно растущим количеством задач, и как следствие, сложностью принятия управленческих решений. Все большее распространение получает управление компанией на основе ключевых измеряемых показателей (KPI – Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности). Это показатели, обеспечивающие безопасность, пунктуальность и регулярность авиарейсов. При оперативном управлении с целью оптимизации показателей деятельности используется существенно разнородная информация. Чтобы приступить к многокритериальному или статистическому анализу, необходимо привести имеющуюся информацию к единому унифицированному виду.  Это также позволит применять вычислительные методы поиска экстремумов.

Третья группа факторов определяется спецификой отечественной отрасли авиаперевозок. Она обусловлена нормативно-правовыми ограничениями, отсутствием типизированной структуры управления авиакомпанией, и разнородностью авиапарка российских авиакомпаний.

Процессы, требующие автоматизации.

Одной из важных функциональных задач в авиакомпании является управление летной работой, которая включает в себя:

− планирование, организацию, обеспечение, выполнение летной работы;

− распределение трудовых и материальных ресурсов в процессе производства полетов.

По своему функциональному назначению производственные процессы компании можно подразделить на следующие классы:

• производственно-технологические процессы;

• целевая деятельность авиакомпании (процессы производства рейсов, технического обслуживания и ремонта воздушных судов);

• продажа услуг авиаперевозок и связанные с этим процессы планирования;

• финансово-экономические и административно-управленческие процессы.

Опираясь на выделенные классы производственных процессов, можно выделить основные операции, которые подлежат автоматизации:

1. Составление расписания полетов;

2. Контроль организационного обеспечения полетов;

3. Бронирование мест;

4. Продажа билетов;

5. Регистрация пассажиров;

6. Контроль пассажиров, явившихся на посадку;

7. Распределение воздушных судов на рейсы;

8. Оперативное управление полетами;

9. Контроль за соблюдением технологического графика обслуживания воздушных судов и учет совершенных операций;

10. Расчет потребного числа сотрудников;

11. Распределение летного персонала по рейсам;

12. Расчет необходимого количества авиационных горюче-смазочных материалов;

13. Подсчет потребного количества бортового питания;

14. Подсчет затраченных средств на рейс;

15. Подсчет полученных средств с выполненного рейса;

16. Контроль за налетом воздушных судов, проведением технического обслуживания и ремонта;

Существуют автоматизированные системы планирования и управления летной работой. В настоящий момент они активно внедряются в производственный процесс, позволяя решать такие задачи как:

  • оптимизация планирования процедур управления летной работой;
  • наработка плана мероприятий на ближайший месяц;
  • контроль летной деятельности для ее последующей оценки.

Следует отметить, что наиболее известными системами планирования и управления летной работой являются: АС «Экипаж», ИАС «Meridian», АСУ «ASNext». Все эти системы являются профильными для нашей области, то есть разработаны специально для гражданской авиации. Каждая из них обладает своими преимуществами автоматизации в своей сфере: контроль работы летных экипажей, составление расписания и управление летным составом и авиапарком, управление экономической деятельностью. Также существует программное обеспечение для управления сразу всеми аспектами бизнеса, включая финансы, кадры, закупки и т.д. Так, например, переход на систему SAP ERP дает возможность автоматизировать процессы принятия решений во всех сферах деятельности, в частности, управлять персоналом организации, позволяет авиакомпаниям перевести процессы управления работой, выполнения однотипных операций в автоматический или автоматизированный режим, повысить общую производительность труда.

Таким образом, автоматизация бизнес-процессов авиапредприятия позволяет перейти с трудоемких ручных операций на использование современного программного обеспечения, что позволяет сократить и временные, и финансовые затраты. Вместе с этим сводится к минимуму влияние человеческого фактора, что значительно снижает вероятность появления ошибок в расчетах при планировании и анализе. Также ресурсы авиакомпании буду более тщательно отслеживаться.

Скорость развития информационных технологий и современных тенденций позволяют уже сегодня говорить о том, что именно уровень обеспеченности авиакомпании информационными системами управления бизнес-процессами определяет показатели эффективности и темп её роста.

Список литературы

  1. Дошина А.Д. Автоматизация процессов планирования и управления летной работой авиакомпании / А.Д. Дошина / / Молодой ученый – 2016. – №15 . – С. 136-138.
  2. Ермоленко M.B. Business Process Management. Системный подход к управлению процессами авиа-компании / М.В. Ермоленко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.2014. - D 1(15). - C. 1375-1378.
  3. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», Приказ Минтранса России от 31.07.2009 N° 128.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее