ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ

Авторы публикации

Рубрика

Экономическая безопасность

Просмотры

835

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (163), Апрель ‘24

Дата публикации 06.04.2024

Поделиться

На сегодняшний день вопрос о важности технологического суверенитета остается как никогда острым. В данной статье рассматривается понятие технологического суверенитета и его влияние на экономику. Проанализирована концепция технологического развития России до 2030 года.

Понятие технологического суверенитета является сложным и многогранным, поэтому конечного определения на данный момент времени не существует. Оно может меняться в зависимости от целей, стратегий и приоритетов государственной политики, трактовка изменяется от потребности в обеспечение национальной безопасности страны или же потребности повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке и т.д. В современных условиях развитие технологического суверенитета является ключевым атрибутом стратегии любой страны, в том числе и Российской Федерации.

В соответствии со стратегией технологического развития Российской Федерации до 2030 года можно сказать, что технологический суверенитет – это способность государства располагать ключевыми технологиями, которые считаются критически важными для обеспечения благосостояния и конкурентоспособности [1]. Оно означает возможность государства контролировать ключевые технологии, необходимые для обеспечения национальной безопасности страны, то есть или самостоятельно их разрабатывать, или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости.

В современном мире достижение технологического суверенитета – это одна из основных задач экономической политики для большинства стран, решение которой подразумевает внедрение новых технологий. В условиях усиливающегося разделения мира стремление к технологическому суверенитету становится все более очевидным так как каждое государство должно иметь контроль над технологиями для своего собственного обеспечения безопасности и конкурентоспособности экономики. Именно поэтому, можно сказать, что технологический суверенитет уже носит необходимый характер, а не условный, для сохранения суверенитета как такого. Для этого необходимо создать внутреннюю цифровую платформу, которая будет способствовать развитию индустрии и вводу инноваций, а также создающие преграды для внешних вмешательств на рынке [2].

В мае 2023 года был принят документ, определяющий концепцию развития до 2030 года, из которого уже можно понять приблизительный бюджет – в районе трех триллионов рублей. Ожидается привлечь такую сумму как за счет государственного финансирования, так и на 45% за счет частного финансирования [4].

Как известно, достижение технологического суверенитета тесно связано с развитием научной базы, которая была бы ориентирована на потребности бизнеса. Выделяют еще один важный аспект, которым является развитие информационно-коммуникационных технологий, а также подготовку высококвалифицированных кадров в разных областях, в частности, в области инженерии. В 2022 году Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разработало план перехода на использование отечественного программного обеспечения в ряде отраслей, например в горнодобывающей, металлургическая, ракетно-космическая, химическая и атомная отрасль [3].

Что касается преимущества достижения технологического суверенитета, то первым выделяют, конечно же, независимость от иностранных компаний и их технологий. Из этой независимости следует возможность отечественных компаний самостоятельно определять направленность развития и снижение зависимости от зарубежных производителей, а также дополнительные условия для инноваций и научных разработок, что в свою очередь, повышает конкурентоспособность России на мировом рынке. Технологический суверенитет способствует созданию новых рабочих мест в различных сферах, что положительно сказывается на социальной занятости населения и социальной стабильности. Кроме того, технологический суверенитет укрепляет национальную безопасность страны, обеспечивая стране безопасность и стабильность в области кибербезопасности. Наконец, развитие технологического суверенитета способствует устойчивости экономической системы в целом, обеспечивая стабильный экономический рост и независимость к внешним факторам, а также способность страны к самообеспечению [5].

Что касается недостатков достижения технологического суверенитета, то эксперты выделяют ряд рисков для стран, например, выделяют нехватку квалифицированных кадров, недостаточное финансирование исследований и научно-технических разработок, зависимость от иностранных стран и их технологий. Угрозой также выделяют недостаточный потенциал национальной экономики для адаптации к глобальным системным тенденциям, что может привести к структурным деформациям и усилению социальной напряженности. В свою очередь могут быть угрозы, связанные с изменением климата, проблем с экологией, дисбаланс спроса и предложения на товарном рынке и изменениям в стандартах качества жизни [2].

Для преодоления всех вышеперечисленных угроз и достижения технологического суверенитета необходимо проводить активную политику в области образования, науки, инноваций, а также привлечению инвестиций. Нужно вводить новые сквозные технологии, в частности технологию искусственного интеллекта, которые способствуют повышению скорости адаптации, энергоэффективности, управлению ресурсами и внедрению новых технологий в отечественные производства.

Российская Федерация занимает лидирующие позиции в сфере патентования и публикации научных исследований в различных технологических областях, например, в таких областях как энергетика, квантовые технологии, новые материалы и т.д. В рамках стратегии технологического развития до 2030 года было принято ряд принципов, определяющие направление развития. Эти принципы позволяют принимать эффективные решения в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности.

Всего выделяют пять принципов, одним из которых является принцип концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, что в свою очередь помогает более эффективно распределять ресурсы в условиях ограниченности. Также, выделяют принцип приоритета частной инициативы, который предполагает активное сотрудничество государства с частным сектором экономики и активное стимулирование инноваций. Одним из принципов выделяют принцип разумной конкуренции. Его суть заключается в поощрение сотрудничества между производителями инновационной продукции, что приводит к повышению развития инноваций. Принцип целостности инновационного цикла, который предусматривает поддержку на всех этапах разработки и внедрения новых технологий, сочетается с последним принципом экономической целесообразности технологических разработок, который подразумевает оптимальное сочетание эффективности, продуктивности и результативности производства [1].

Что касается целей, которые, в соответствие с концепцией технологического развития, необходимо достичь к 2030 году, можно выделить три ключевые цели. Обеспечение государственного контроля над развитием ключевых и связующих технологий выделяют первой целью, для достижения которой необходимо активно развивать отраслевые технологии, такие как микроэлектроника, станкостроение и биоинженерию, а также развивать сквозные технологии, такие как искусственный интеллект, квантовые вычисления и т.д. Для развития этих технологий необходимо инвестировать в научные исследования, разработки инновационной продукции и создание благоприятных условий для технологического развития. Такие действия постепенно приведут к переходу на новый тип экономической системы, который больше основывается на инновациях. Это будет предполагать усиление роли технологий в различных сферах. Для достижения этой цели необходимо дополнительно создавать условия для инноваций, поддержку стартапов, трансфер технологий из науки в производство и обучение кадров в соответствие с потребностями рынка труда. Одной из целей выделяют технологическое обеспечение стабильного функционирования именно продовольственной системы, что также приводит к дополнительным инвестициям в производство продовольственных товаров и внедрение их в производство, а также повышение квалификации специалистов в данной области.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимо использовать ряд ключевых механизмов. В первую очередь это повышение ресурсной эффективности предприятий за счет внедрения наилучших доступных технологий, а также модернизации действующего оборудования, что приведет к оптимизации производственных процессов и снижению энергопотребления. Реализация мегапроектов по производству высокотехнологической продукции подразумевает установление якорных заказчиков, заключение долгосрочных контрактов, обеспечение научно-технического фундамента для инновационного развития. Стимулирование импортозамещения широкого ряда продукции включает в себя подготовку кадров, развитие технологических концепций, и, конечно же, поддержку отечественного производства. Также, есть необходимость внедрения наилучших технологий в производство повысит конкурентоспособность предприятий, развитию инноваций и научных исследований, для чего требуется ввести льготные налоговые режимы для модернизации оборудования [1].

В заключение, хочется сказать, что Российская Федерация обладает благоприятными условиями для развития технологического суверенитета. Реализация вышеперечисленных мер, в соответствие с целями и принципами действующей концепции, таких как внедрение передовых технологий, повышение ресурсной эффективности, осуществление мегапроектов и поддержка импортозамещения, способствует формированию собственных технологических баз и укреплению позиции России на мировом рынке [6].

Технологический суверенитет будет способствовать устойчивому экономическому росту страны, поскольку он позволяет снизить зависимость от импорта, созданию новых рабочих мест, стимулированию инноваций и развитию высокотехнологических отраслей. Все вышеперечисленное способствует увеличению конкурентоспособности отечественного производства и улучшению инвестиционного климата, которые в свою очередь поддерживают высокие темпы экономического развития в долгосрочной перспективе.

Таким образом, развитие технологического суверенитета в России является важным стратегическим направлением, которое необходимо развивать для поддержания экономического развития.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации "Концепция технологического развития на период до 2030 года" от 20.05.2023 № 1315-р // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2023
  2. Обеспечение технологического суверенитета: проблемы и риски // URL: https://uiec.ru/wp-content/uploads/2024/02/Дайджест-1-2024. Обеспечение технологического суверенитета.pdf (дата обращения: 15.03.2024)
  3. Роль и место технологического суверенитета в обеспечение устойчивости экономики России // URL: https://eup.sgu.ru/sites/eup.sgu.ru/files/text-pdf/2023/06/ekonomika_2023_2-134-145_0.pdf (дата обращения: 16.03.2024)
  4. Почему для России важен технологический суверенитет // URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/06/10/62a0e95b9a79472d8b713207 (дата обращения: 16.03.2024)
  5. П. Аптекарь Технологический суверенитет: от импортозамещения к опережению // институт статистических исследований и экономики знаний. – 2024
  6. Томин Л.В. Дискуссии о технологическом суверенитете: анализ концептуальных различий и стратегий обоснования // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2023. Т.19, № 1. С.22–35. https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.102
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее