В свете развития и совершенствования образования в Российской Федерации кардинально изменяется позиция учителя, как источника знания. Он перестает быть вместе с учащимися носителем «объективного знания». Теперь главная задача учителя – мотивация ученика к инициативе и самостоятельности.
Фактически, учителю необходимо создать такую «учебно-развивающую среду», при которой становится реальной возможность каждым учеником выработать набор определенных компетенций. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в основе обучения лежит системно-деятельностный подход. Он обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1].
Одной из наиболее удачных и перспективных технологий подобного обучения является так называемая case-study, или кейс-технология. Она представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий и метода проектов.
Именно поэтому был выбран кейс-метод, как метод обучения детей национальной политики. Эта технология позволяет рассмотреть не одностороннюю вариацию представления политики правителя, отношение обучающегося, не навязывание учителем собственной позиции или точки зрения учебника.
Применение и использование кейс-метода на уроках истории, а именно использование его при изучении национальной политики связано с функцией сохранения и поддержки гражданской идентичности. Образовательная политика страны в рамках преподавания истории нацелена на решение задач национальной политики, однако, на практике внимание уделяется смягчению национальный различий, обобщение вклада каждого этноса страны в общее представление вклада территориальных регионов. Тем самым нивелируется значимость национальной роли в историю страны, что приводит к потере значимости этнической принадлежности и самоидентификации.
Тема как никогда интересна в современных реалиях. Но с учетом того, что в учебной программе задействовано всего 6 уроков по теме национальной политики, полного представления о вкладе этноса в историю страны нет. За время изучения истории в средней школе урокам по этой теме отводится в 8 классе – 2 урока и в 9 классе – 4 урока. Поэтому практической целью стала разработка кейс-урока для изучения национальной политики Александра III, национального вопроса в России и Европе и нашего края. В данном докладе я бы хотела поделиться своим опытом. Для этого необходимо изучить различные исторические источники, научные статьи по данной теме, анализ кейс-уроков схожих с темой и различных методических разработок. Эта технология позволит учащимся не только изучить сложности национальной политики в России в данный период, но и познакомиться с тем, как складывались отношения Александра III с отдельным народом России.
При прохождении практики мною был проведен кейс-урок в 9 классе по теме: «Национальная и религиозная политика Александра III. Национальный вопрос в России и Европе. Наш край». Цель урока была сформулирована следующим образом - сформировать представление о приоритетах национальной политики Александра III и выяснить основные направления национальной политики императора к различным этносам.
До начала самого урока класс был поделен на группы и выдан раздаточный материал. Урок состоял из трех этапов: мотивационный, основной и заключительный. При проведении урока были использованы следующие технологии: проблемно-деятельностного подхода, дискуссии и инцидентов и элементов проектирования.
На первом этапе детям предлагалась выдержка из Конституции РФ. Учащимся необходимо было ее прочитать и далее им предлагалось проанализировать высказывание российского ученого Генриха Шторха.
Перед обучающимися была поставлена задача – сформулировать проблему, исходя из данных двух информационных материалов. В помощь им были заданы несколько наводящих вопросов:
- Что имеет в виду автор?
- Все ли народы при Александре III имели равные права и обязанности? Назовите права и обязанности этих народов.
- Какие документы/законы/манифесты/указы, связанные с национальной политикой, были изданы при Александре III?
- Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам в регионах Российской империи?
- Были ли угнетены народы России? Какие это народы, назовите их, какой на ваш взгляд народ/нация были угнетены сильнее?
В результате размышлений учениками было выдвинуто несколько гипотез, за основу взята следующая проблема – какое значение и роль народов России в формировании отечественной истории? Она была одобрена всем классом и записана каждой группой на лист бумаги.
Следующий этап был основной работой учащихся. Каждая команда выбирала себе регион для анализа и предоставления классу. Им необходимо было ответить на вопросы, которые предоставлялись им в начале урока при формулировании проблемы. Суть задания заключалась в том, что каждая группа проведет аналитическую работу с источником и ответит на вопросы. Темы для каждой группы были следующими: Среднее Поволжье и Приуралье, Сибирь и Дальний Восток; Северный Кавказ, Закавказье и Средняя Азия; Царство Польское, Финляндия, прибалтийские губернии, Украина, Белоруссия, каждая из которых распределялась методом жеребьевки. Разобрав регионы, мини-группы приступили к работе. В ходе работы обучающимися были использованы учебники, раздаточный материал. В результате работы предполагалось, что у них должны были сформироваться представления о народности в данном регионе.
Заключительный этап урока - представление полученных результатов и обмен мнениями. Группа выступающих представляла кластер и повествовала классу, к каким выводам они пришли читая источник, какие мнения у них сложились. По окончании работы над источниками учащимся класса был сделан обобщающий вывод, который в полном объеме охарактеризовал национальную политику Александра III и отношение его к каждому региону или народности. При этом, некоторые выводы были отличны друг от друга, поскольку мини-группа формировала мнение относительно изученного материала.
Не всем членам класса удалось сформировать мнение относительно национальной политики, поскольку изучаемый вопрос довольно сложный и на четкую сформулированную позицию необходимо больше времени, чем один академический час.
Таким образом, цель проведения урока с использованием кейс-метода была достигнута. В результате апробации кейс-урока по национальной политике Александра III были выявлены некоторые результаты. В целом, обучающиеся осознали важность изучения национальной истории, поскольку она влияет на дальнейшее понимание истории страны, а также на формирование у молодого поколения самоидентификации со своим этносом. Урок побуждает к изучению истории родного края, а в дальнейшем его вклад в историческое развитие государства и мира. Также пробуждается интерес к изучению родного этноса, как уникального народа, населяющего Россию. Учащиеся были заинтересованы во вкладе нашей республики в развитие страны. Отдельным членам класса стало интересно узнать причины, почему император вел разную политику по отношению к различным этносам.
К сожалению, использование кейс-метода на уроках истории применяется достаточно редко, поэтому у класса возникали трудности при проведении подобной формы урока. Но, несмотря на затруднения, результат свидетельствует, что занятие было проведено успешно.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends