ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 53 (98), Январь ‘23

Дата публикации 04.01.2023

Поделиться

В работе представлено практическое применение кейс-технологии на уроке истории при изучении национальной истории в школе.

В свете развития и совершенствования образования в Российской Федерации кардинально изменяется позиция учителя, как источника знания. Он перестает быть вместе с учащимися носителем «объективного знания». Теперь главная задача учителя – мотивация ученика к инициативе и самостоятельности.

Фактически, учителю необходимо создать такую «учебно-развивающую среду», при которой становится реальной возможность каждым учеником выработать набор определенных компетенций. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в основе обучения лежит системно-деятельностный подход. Он обеспечивает:

  1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  4. построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1].

Одной из наиболее удачных и перспективных технологий подобного обучения является так называемая case-study, или кейс-технология. Она представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий и метода проектов. 

Именно поэтому был выбран кейс-метод, как метод обучения детей национальной политики. Эта технология позволяет рассмотреть не одностороннюю вариацию представления политики правителя, отношение обучающегося, не навязывание учителем собственной позиции или точки зрения учебника.

Применение и использование кейс-метода на уроках истории, а именно использование его при изучении национальной политики связано с функцией сохранения и поддержки гражданской идентичности. Образовательная политика страны в рамках преподавания истории нацелена на решение задач национальной политики, однако, на практике внимание уделяется смягчению национальный различий, обобщение вклада каждого этноса страны в общее представление вклада территориальных регионов. Тем самым нивелируется значимость национальной роли в историю страны, что приводит к потере значимости этнической принадлежности и самоидентификации.

Тема как никогда интересна в современных реалиях. Но с учетом того, что в учебной программе задействовано всего 6 уроков по теме национальной политики, полного представления о вкладе этноса в историю страны нет. За время изучения истории в средней школе урокам по этой теме отводится в 8 классе – 2 урока и в 9 классе – 4 урока. Поэтому практической целью стала разработка кейс-урока для изучения национальной политики Александра III,  национального вопроса в России и Европе и нашего края. В данном докладе я бы хотела поделиться своим опытом. Для этого необходимо изучить различные исторические источники, научные статьи по данной теме, анализ кейс-уроков схожих с темой и различных методических разработок. Эта технология позволит учащимся не только изучить сложности национальной политики в России в данный период, но и познакомиться с тем, как складывались отношения Александра III с отдельным народом России.

При прохождении практики мною был проведен кейс-урок в 9 классе по теме: «Национальная и религиозная политика Александра III. Национальный вопрос в России и Европе. Наш край». Цель урока была сформулирована следующим образом - сформировать представление о приоритетах национальной политики Александра III и выяснить основные направления национальной политики императора  к различным этносам.

До начала самого урока класс был поделен на группы и выдан раздаточный материал. Урок состоял из трех этапов: мотивационный, основной и заключительный. При проведении урока были использованы следующие технологии: проблемно-деятельностного подхода, дискуссии и инцидентов и элементов проектирования.

На первом этапе детям предлагалась выдержка из Конституции РФ. Учащимся необходимо было ее прочитать и далее им предлагалось проанализировать высказывание российского ученого Генриха Шторха.

Перед обучающимися была поставлена задача – сформулировать проблему, исходя из данных двух информационных материалов.  В помощь им были заданы несколько наводящих вопросов:

  1. Что имеет в виду автор?
  2. Все ли народы при Александре III имели равные права и обязанности? Назовите права и обязанности этих народов.
  3. Какие документы/законы/манифесты/указы, связанные с национальной политикой, были изданы при Александре III?
  4. Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам в регионах Российской империи?
  5. Были ли угнетены народы России? Какие это народы, назовите их, какой на ваш взгляд народ/нация были угнетены сильнее?

В результате размышлений учениками было выдвинуто несколько гипотез, за основу взята следующая проблема – какое значение и роль народов России в формировании отечественной истории? Она была одобрена всем классом и записана каждой группой на лист бумаги.

Следующий этап был основной работой учащихся. Каждая команда выбирала себе регион для анализа и предоставления классу. Им необходимо было ответить на вопросы, которые предоставлялись им в начале урока при формулировании проблемы. Суть задания заключалась в том, что каждая группа проведет аналитическую работу с источником и ответит на вопросы. Темы для каждой группы были следующими: Среднее Поволжье и Приуралье, Сибирь и Дальний Восток; Северный Кавказ, Закавказье и Средняя Азия; Царство Польское, Финляндия, прибалтийские губернии, Украина, Белоруссия, каждая из которых распределялась методом жеребьевки. Разобрав регионы, мини-группы приступили к работе. В ходе работы обучающимися были использованы учебники, раздаточный материал. В результате работы предполагалось, что у них должны были сформироваться представления о народности в данном регионе.

Заключительный этап урока - представление полученных результатов и обмен мнениями. Группа выступающих представляла кластер и повествовала классу, к каким выводам они пришли читая источник, какие мнения у них сложились. По окончании работы над источниками учащимся класса был сделан обобщающий вывод, который в полном объеме охарактеризовал национальную политику Александра III и отношение его к каждому региону или народности. При этом, некоторые выводы были отличны друг от друга, поскольку мини-группа формировала мнение относительно изученного материала.

Не всем членам класса удалось сформировать мнение относительно национальной политики, поскольку изучаемый вопрос довольно сложный и на четкую сформулированную позицию необходимо больше времени, чем один академический час.

Таким образом, цель проведения урока с использованием кейс-метода была достигнута. В результате апробации кейс-урока по национальной политике Александра III были выявлены некоторые результаты. В целом, обучающиеся осознали важность изучения национальной истории, поскольку она влияет на дальнейшее понимание истории страны, а также на формирование у молодого поколения самоидентификации со своим этносом. Урок побуждает к изучению истории родного края, а в дальнейшем его вклад в историческое развитие государства и мира. Также пробуждается интерес к изучению родного этноса, как уникального народа, населяющего Россию. Учащиеся были заинтересованы во вкладе нашей республики в развитие страны. Отдельным членам класса стало интересно узнать причины, почему император вел разную политику по отношению к различным этносам.

К сожалению, использование кейс-метода на уроках истории применяется достаточно редко, поэтому у класса возникали трудности при проведении подобной формы урока. Но, несмотря на затруднения, результат свидетельствует, что занятие было проведено успешно. 

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее