ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ: ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ: ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

2037

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публикации 18.12.2021

Поделиться

В статье рассматриваются типы уроков, ход их проведения и преимущества.

Урок – это форма организации учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специально разработанной учебной программе.

Обычно урок ограничен по времени, планом работы, составом учеников. Он длится не более 45 минут, а в классе должно быть не более 25 учеников.

Основной формой обучения является классно-урочная система. Создателем такой системы является Ян Амос Коменский. Он доказал ее целесообразность и эффективность.

Классно-урочная система обучения – преобладающая в современном образовании и распространенная организация процесса обучения. Система предусматривает стабильный состав учащихся одного возраста, постоянное расписание.

Проблемой классифицирования уроков занимался К. Д. Ушинский. Он делил уроки на 4 вида:

- смешанные;

- уроки устных и практических упражнений;

- уроки письменных упражнений;

- уроки оценки знаний.

Однако наиболее распространенную классификацию ввел Б. П. Есипов и подразделяет уроки на следующие виды:

- урок изучения нового материала;

- урок закрепления знаний и формирования умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

- комбинированный или смешанный урок.

Разберем урок изучения нового материала.

Урок проводится в форме лекции, с элементами беседы, презентации. Также изучение материала может проводиться вформе экскурсии и конференции.

Цель урока: изучение нового материала и закрепления.

Структура урока:

  1. Организация начала урока. Сообщить тему и цель данного урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Основная часть. Изучение нового материала. Изложение материала с использованием принципа доступности. Необходимо заинтересовать детей, четко, ясно объяснить тему.
  4. Закрепление изученной темы. Закрепить можно посредством проведения бесед.
  5. Итоги урока. Выяснить, что дети усвоили.
  6. Домашнее задание. Разъяснить способ выполнения заданий.

Далее, второй тип урока – урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Урок может проводиться в форме практикума, экскурсии, игры, лабораторной работы.

Цель урока: Закрепление пройденного материала.

Структура урока:

  1. Организация начала урока. Сообщить тему и цель данного урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Основная часть. Экскурсия, дискуссия и т.д.
  4. Контроль знаний учащихся.
  5. Подведение итогов.
  6. Сообщение домашнего задания.

Следующий тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Урок проводится в виде семинаров, собеседования, конференции и т.д.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся. Проверка и оценка их знаний. Такой тип урока используется при повторении определенного раздела.

Структура урока:

  1. Организация начала урока. Сообщить тему и цель данного урока.
  2. Основная часть. Изучение нового материала. Изложение материала с использованием принципа доступности. Необходимо заинтересовать детей, четко, ясно объяснить тему.
  3. Контроль и самопроверка знаний.
  4. Итоги урока.
  5. Сообщение домашнего задания и разъяснение выполнения.

Четвертый тип урока – урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Контроль проводится в форме зачета, экзамена, самостоятельной работы, контрольной работы.

Цель урока: Определить уровень знаний учащихся, а также их умений и навыков.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Основная часть. Изучение новой темы.
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия.

И последний тип урока – смешанный, комбинированный. По своей структуре он не отличается от урока изучения нового материала.

Каждый из типов уроков имеет свои преимущества. Один из них может выявить усвоенное, а с помощью второго можно закрепить то, что уже изучено.

Список литературы

  1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
  2. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее