Урок – это форма организации учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специально разработанной учебной программе.
Обычно урок ограничен по времени, планом работы, составом учеников. Он длится не более 45 минут, а в классе должно быть не более 25 учеников.
Основной формой обучения является классно-урочная система. Создателем такой системы является Ян Амос Коменский. Он доказал ее целесообразность и эффективность.
Классно-урочная система обучения – преобладающая в современном образовании и распространенная организация процесса обучения. Система предусматривает стабильный состав учащихся одного возраста, постоянное расписание.
Проблемой классифицирования уроков занимался К. Д. Ушинский. Он делил уроки на 4 вида:
- смешанные;
- уроки устных и практических упражнений;
- уроки письменных упражнений;
- уроки оценки знаний.
Однако наиболее распространенную классификацию ввел Б. П. Есипов и подразделяет уроки на следующие виды:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний и формирования умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
- комбинированный или смешанный урок.
Разберем урок изучения нового материала.
Урок проводится в форме лекции, с элементами беседы, презентации. Также изучение материала может проводиться вформе экскурсии и конференции.
Цель урока: изучение нового материала и закрепления.
Структура урока:
- Организация начала урока. Сообщить тему и цель данного урока.
- Проверка домашнего задания.
- Основная часть. Изучение нового материала. Изложение материала с использованием принципа доступности. Необходимо заинтересовать детей, четко, ясно объяснить тему.
- Закрепление изученной темы. Закрепить можно посредством проведения бесед.
- Итоги урока. Выяснить, что дети усвоили.
- Домашнее задание. Разъяснить способ выполнения заданий.
Далее, второй тип урока – урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.
Урок может проводиться в форме практикума, экскурсии, игры, лабораторной работы.
Цель урока: Закрепление пройденного материала.
Структура урока:
- Организация начала урока. Сообщить тему и цель данного урока.
- Проверка домашнего задания.
- Основная часть. Экскурсия, дискуссия и т.д.
- Контроль знаний учащихся.
- Подведение итогов.
- Сообщение домашнего задания.
Следующий тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.
Урок проводится в виде семинаров, собеседования, конференции и т.д.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся. Проверка и оценка их знаний. Такой тип урока используется при повторении определенного раздела.
Структура урока:
- Организация начала урока. Сообщить тему и цель данного урока.
- Основная часть. Изучение нового материала. Изложение материала с использованием принципа доступности. Необходимо заинтересовать детей, четко, ясно объяснить тему.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Итоги урока.
- Сообщение домашнего задания и разъяснение выполнения.
Четвертый тип урока – урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Контроль проводится в форме зачета, экзамена, самостоятельной работы, контрольной работы.
Цель урока: Определить уровень знаний учащихся, а также их умений и навыков.
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Основная часть. Изучение новой темы.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
И последний тип урока – смешанный, комбинированный. По своей структуре он не отличается от урока изучения нового материала.
Каждый из типов уроков имеет свои преимущества. Один из них может выявить усвоенное, а с помощью второго можно закрепить то, что уже изучено.
Список литературы
- Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
- Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с.