ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ.

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (130), Август ‘23

Дата публикации 15.08.2023

Поделиться

Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость преподавателя, его профессиональное кредо, личностную позицию. За годы работы я поняла, что образование заключается не в количестве полученных знаний, а в умелом применении всего того, что знаешь и чему учишь.

Учитель живет до тех пор, пока учится, как только

                                                он перестает учиться, в нем умирает учитель. 

                                                                                         /К. Д. Ушинский/

           Работать с детьми очень интересно, но не очень просто. Не секрет, что добиться положительной динамики в овладении детьми знаний очень трудно. Надо приложить немало труда, старания, творчества, чтобы получить желаемые результаты.

За годы работы в школе мною были определены и реализовались следующие темы самообразования:

    • активные формы обучения на уроках;
    • тестирование как форма проверки знаний, умений и навыков учащихся;
    • активизация познавательной деятельности учащихся;
    • дифференцированный подход в обучении;
    • использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе;

С 2022 года работаю над темой: «Проектная деятельность на уроках математики».

Я с радостью иду на уроки. Учителю очень важно знать и понимать детей. Единицей учебного времени становится не урок, а «проживание дня». Дети очень любознательны, подвижны, они быстро переключаются от одной мысли к другой, поэтому учителю надо быть сдержанным. Я считаю, что в работе с детьми важно идти за ребенком, дать ему время для озвучивания вопросов и самостоятельного нахождения ответов. Учитель должен быть импровизатором, уметь подхватить мысль ребенка и помочь ее развить. Я, как учитель предметник, предоставляю ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Свою задачу учителя я вижу в том, чтобы всемерно развивать ум и душу своих воспитанников, готовить их к полноценной трудной и постоянно меняющейся жизни. Мои ученики разные, есть любознательные и не очень, я люблю доставлять им радость познания, руководить научным поиском, помогать постижению «тайны» в душах тех, кто верит мне. Учу их жить по законам чести и совести: быть добрыми и чуткими, честными и справедливыми, трудолюбивыми и порядочными, заботиться о своем интеллектуальном развитии.

Меняется и учебно-воспитательный процесс. Современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации в школе являются учитель и учебник.

Использование компьютера в педагогической деятельности позволяет мне повысить степень наглядности при изложении учебного материала, при наличии обратной связи осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических работ, его возможности способствуют систематизации, структуризации учебного материала, моделированию учебного процесса.

Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности. Именно таких результатов наша школа пытается достичь в реализации проекта «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов».

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

/Аристотель/

В своей педагогической деятельности стараюсь руководствоваться тем, чтобы среди моих учащихся не было детей, не добившихся успеха в учебе и поэтому обладающих комплексом собственной неполноценности: низкой самооценкой, неверием в собственные силы, отрицательным отношением к учебе. Я убеждена, что каждый ребенок индивидуален, у каждого свой успех и свои собственные достижения, каждый в чем-то лучший, лидер в том, что ему удается делать хорошо или даже лучше других.

Применяя разнообразные формы работ на уроках математики, развивая основные умения и навыки учащихся, стараюсь дать глубокие знания основ предмета, стимулируя творческую активность обучающихся.

Как же научить детей использовать полученные на уроках знания, умения и навыки в жизни? Эту проблему стараюсь решать на каждом занятии. Стараюсь всегда ставить перед учащимися такие цели, которые способны вызвать у них потребность, как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности. Для этого стремлюсь к созданию таких условий, при которых дети активно бы сотрудничали со мной, могли самостоятельно искать истину, захотели решать проблему, имели право высказать собственное мнение.

 

                                        Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, 

 - все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
                                                                                                               /Олдингтон Р./

Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение    учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся; воспитание духовно развитой, всесторонне грамотной личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, умеющей легко адаптироваться в современных условиях. 

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:                     

  • повышать мотивацию к  изучению математики;
  • использовать новые педагогические  технологии;                                                                 
  • раскрывать способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
  • подготовить учащихся к  осознанному выбору профессии, привить  навыки  самостоятельной  работы;                                                                                                                                                                                                                              
  • совершенствовать формы организации учебной деятельности;
  • развивать коммуникативные способности;                                                   

          Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в   соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные особенности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка. 

Каждый урок я стремлюсь сделать развивающим, то есть строить его как процесс решения постоянно усложняющихся задач, которые могут соотноситься с личным опытом учащихся. 

Эту проблему стараюсь решать на каждом занятии. Стараюсь всегда ставить перед учащимися такие цели, которые способны вызвать у них потребность, как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности. Для этого стремлюсь к созданию таких условий, при которых дети активно бы сотрудничали со мной, могли самостоятельно искать истину, захотели решать проблему, имели право высказать собственное мнение. Это все сказывается на уровне знаний учащихся.

В старшей школе перед учителем стоит задача закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в основной школе. Учащиеся успешно работают в сети Интернет: выполняют олимпиадные задания, проходят онлайн-тестирование, находят и используют информацию при разработке различных проектов и при подготовке к ЕГЭ.

Мои старшеклассники понимают важность предмета. Во внеурочное время под моим руководством, принимая участие в школьных, региональных и федеральных конкурсах, научно-практических конференциях, занимают призовые места.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся использую на уроках разнообразные формы и методы работы: уроки-лекции, семинарские занятия, математические диктанты, устные опросы, работу с дидактическим материалом, ребусами, уроки – конкурсы, уроки – КВН. 

Я уверена, что такое повышение мотивации к изучению математики связано, прежде всего, с новым подходом к обучению учащихся: использование коммуникативной методики, проектно-исследовательской деятельности на уроке, обучение в сотрудничестве, активных форм работы, вовлечение учащихся в ролевые игры, внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

 

“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо!”

 /А.С. Макаренко/

На сегодняшний день, необходимо ориентироваться на воспитание и обучение людей, способных быстро адаптироваться и существовать в современном обществе. А, следовательно, научить быть конкурентными!

 

Ученик должен владеть определённым набором действий, позволяющим на основе полученных знаний правильно формулировать задачу, составить план, разработать проект и претворять его в жизнь. Ученик должен уметь учиться и познавать мир.

 

     При этом, выпускники должны обладать не только определённым набором знаний, которые позволят им получить дальнейшую профессию, но и иметь чёткую гражданскую позицию, уметь тактично её выражать и отстаивать, иметь навыки общения с различными социальными группами, располагать запасом правовых знаний и умений.

     Разработка и внедрение инновационных технологических методов гражданского образования учащихся является важнейшей задачей учителя. Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам. Наряду с традиционными методами контроля провожу тестовый контроль в компьютерном варианте практически по всем темам.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Успешно использую альтернативную технологию обучения детей с признаками одаренности. Руководствуюсь следующими принципами:

     принцип развивающего и воспитывающего обучения;

     принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

     принцип учета возрастных возможностей.

В обучении одаренных применяю четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

     ускорение;

     углубление;

     обогащение;

     проблематизация.

Считаю ведущими и основными методами творческого характера:

     проблемные;

     поисковые;

     эвристические;

     исследовательские;

     проектные.

Уроки с применением компьютера заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности школьника. Однако считаю, что компьютерные технологии не должны заменить уже прижившиеся в школе педагогические технологии, а должны помочь им стать более результативными.  Сущность моего опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:

Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

      Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.

Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал.    На уроке создаётся атмосфера сотрудничества.

                                          Сколько б ты ни жил,

 всю жизнь следует учиться.
/Сенека/

Главные источники непрерывного собственного образования – книги и сеть Интернет. Научить может только тот, кто сам знает и умеет. И не нужно ждать, когда тебя научат, если можешь научиться сам.

Учитель только тогда может достичь значительных успехов в своей работе, когда он постоянно учится, повышает свою квалификацию, занимается самообразованием, поскольку мир современных информационных технологий – это живой, постоянно меняющийся и обновляющийся организм.  

Задача современного учителя – освоить новые достижения в методике преподавания своего предмета и применять их в учебном процессе.

                                                  Я люблю математику не только потому, что она  находит применение в технике,

 но и потому, что она красива.

                                                                                                                /Р. Петер/

Осмысливая свой жизненный и педагогический опыт, я убеждаюсь в том, что мне повезло не только с выбором профессии, но и с выбором преподаваемого предмета. Известный педагог В. Ф. Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь?» В нашей быстроменяющейся действительности, в мире, где всё можно купить, «пробить», «отмыть», пожалуй, только школа и остаётся «точкой опоры» для человека с чувством собственного достоинства. И именно мы, учителя, призваны помочь ребенку стать достойным человеком, личностью.

Список литературы

  1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика, 1982.-209с.
  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М., Просвещение, 1979.-160с.
  3. Моляко В. А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1991.
  4. Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина – М., 1991.-155с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее