Идея об использовании технологий в учебном процессе возникла на начале XX века. Согласно классификации, предложенной Г.К. Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на: игровые, проблемные, творческие, догматические, репродуктивные, информационные и другие. [2, с. 143]
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра выступает как вид деятельности, в условиях которой создаются ситуации, направленные на воссоздание и совершенствование самоуправления ученика. [2, с. 143]
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. [4, с. 180]
Игра выступает одним из основных, старых методом активизации учебной деятельности на уроках. Данная технология разбавляет стандартный урок и позволяет ученикам разного уровня мышления, активно включаться в изучение или повторении материала урока. В настоящее время существует большое количество разнообразных игр. Они различаются по характеру педагогического процесса. [1, с. 190]
Выделяются:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики:
- предметные,
- сюжетные,
- ролевые, деловые,
- имитационные
- игры-драматизации.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. Так же, в современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.
На уроках географии данная технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительной эмоционально - окрашенной монотонную скучную деятельность по повторению, закреплению или усвоению материала.
Применение игровых технологий во время обучения географии позволит формировать познавательные интересы и активизировать учеников. Познавательный интерес будет порождать активность учащихся, что в свою очередь, повысит укрепление и углубление познавательного интереса. [3, с. 135]
Чтобы активизировать познавательную деятельность школьников на уроках географии необходимо включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока (изучение нового материала, рефлексия, повторение и т.д.). [3, с. 135]
В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы игры, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий.
Благодаря использованию игровых технологий на уроках географии, учащиеся смогут проявить себя и раскрывать свой потенциал. Так же, игра в безобидной форме покажет учителю, на каком уровне находятся знания учащихся. Игра позволит ученикам не чувствовать напряженность и поможет чуть больше раскрепоститься. Помимо всего, учащиеся будут осознавать, что сам предмет география существует и вне школы. Моделируемые ситуации покажут на практике, где география может пригодиться в повседневной жизни.
Актуальность игры в настоящее время продолжает повышаться. Обучая географии и активизируя учебную деятельность учащихся на уроках посредством игры, педагог дает учебный материал в более удобной форме, которая позволяет достигать качественного запоминания учебного материала.
Список литературы
- Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А.. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. – 190 с.
- Позднякова А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: учеб. Пособие. Саратов : Наука, 2009. – 143 с.
- Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы. М. : Дрофа, 2007. – 135 с.
- Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. М. : Академия, 2009. – 180 с.