УЧЕБНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

УЧЕБНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

235

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (111), Апрель ‘23

Поделиться

В статье рассматриваются технологии обучения применяемые на уроках. Особое значение имеет игровая технология, так как она является одной из популярных технологий. Применение игры на уроках географии позволит учащимся раскрывать свои способности и использовать на практике свои знания. Игра будет стимулировать на саморазвитие, создавать условия творческой деятельности и тем самым активизировать познавательные интересы учащихся.

Идея об использовании технологий в учебном процессе возникла на начале XX века. Согласно классификации, предложенной Г.К. Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на: игровые, проблемные, творческие, догматические, репродуктивные, информационные и другие. [2, с. 143]

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра выступает как вид деятельности, в условиях которой создаются ситуации, направленные на воссоздание и совершенствование самоуправления ученика. [2, с. 143]

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. [4, с. 180]

Игра выступает одним из основных, старых методом активизации учебной деятельности на уроках. Данная технология разбавляет стандартный урок и позволяет ученикам разного уровня мышления, активно включаться в изучение или повторении материала урока. В настоящее время существует большое количество разнообразных игр. Они различаются по характеру педагогического процесса. [1, с. 190]

Выделяются:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики:

- предметные, 

- сюжетные, 

- ролевые, деловые, 

- имитационные 

- игры-драматизации. 

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. Так же, в современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.

На уроках географии данная технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительной эмоционально - окрашенной монотонную скучную деятельность по повторению, закреплению или усвоению материала. 

Применение игровых технологий во время обучения географии позволит формировать познавательные интересы и активизировать учеников. Познавательный интерес будет порождать активность учащихся, что в свою очередь, повысит укрепление и углубление познавательного интереса. [3, с. 135]

Чтобы активизировать познавательную деятельность школьников на уроках географии необходимо включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока (изучение нового материала, рефлексия, повторение и т.д.). [3, с. 135]

В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы игры, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий.

Благодаря использованию игровых технологий на уроках географии, учащиеся смогут проявить себя и раскрывать свой потенциал. Так же, игра в безобидной форме покажет учителю, на каком уровне находятся знания учащихся. Игра позволит ученикам не чувствовать напряженность и поможет чуть больше раскрепоститься. Помимо всего, учащиеся будут осознавать, что сам предмет география существует и вне школы. Моделируемые ситуации покажут на практике, где география может пригодиться в повседневной жизни. 

Актуальность игры в настоящее время продолжает повышаться. Обучая географии и активизируя учебную деятельность учащихся на уроках посредством игры, педагог дает учебный материал в более удобной форме, которая позволяет достигать качественного запоминания учебного материала.

Список литературы

  1. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А.. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. – 190 с.
  2. Позднякова А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: учеб. Пособие. Саратов : Наука, 2009. – 143 с.
  3. Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы. М. : Дрофа, 2007. – 135 с.
  4. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. М. : Академия, 2009. – 180 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее