Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 21 по Московской области (входит в структуру Федеральной налоговой службы, подотчетна и подконтрольна Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области.
Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области выполняет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляет внеплановые выездные проверки по жалобам граждан и организаций, ведет учет налогоплательщиков на подведомственной территории, бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах. Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области занимается аккредитацией филиалов, представительств иностранных юридических лиц, представителем в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В своей деятельности Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области руководствуется Конституцией Российской Федерации и конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства финансов, Положением о Федеральной налоговой службе, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта России, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Содержание Инспекции осуществляется за счет тех средств, что предусмотрены в Федеральном бюджете. Структура инспекции утверждается руководителем Управления субъекта федерации. Штатное расписание, начальник инспекции утверждает также по согласованию с Управлением субъекта федерации в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда. По вопросам служебной деятельности инспекция подконтрольна территориальному Управлению и Министерству.
Место нахождения: Московская область, г. Руза, ул. Революционная, д. 23.
Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №21 по Московской области возглавляет начальник Гришанова Инга Викторовна, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на инспекцию задач и функций.
С целью наиболее эффективного исполнения должностных обязанностей, а также соблюдения законодательства о налогах и сборах в Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области сформированы отделы:
- Отдел финансового обеспечения
- Отдел камеральных проверок № 1 (юридические лица)
- Отдел камеральных проверок № 2 (индивидуальные предприниматели и физические лица)
- Отдел общего обеспечения
- Отдел кадров и безопасности
- Правовой отдел
- Отдел информационных технологий
- Отдел аналитической работы и расчетов с бюджетом
- Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства
- Отдел выездных проверок
- Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
- Отдел работы с налогоплательщиками
- Отдел оперативного контроля
- Отдел предпроверочного анализа и истребования документов
В таблице 1 представлен кадровый состав Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области за 2021 год
Таблица 1
Кадровый состав Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области за 2021 год
Общая численность |
Численность лиц замещающих должности государственной службы |
Численность лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы |
Иные должности (тех.персонал, рабочие и т.д.) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
утв. по штату |
факт |
утв. по штату |
факт |
утв. по штату |
факт |
утв. по штату |
факт |
112 |
111 |
92 |
92 |
20 |
19 |
- |
- |
По состоянию на 1 января 2021 г. в аппарате Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области числилось 92 государственных служащих и 19 служащих, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы. Таким образом, общее количество работников - 111 человек. Утвержденное количество штатных единиц – 112, наблюдается нехватка одной штатной единицы среди сотрудников. Среди служащих укомплектованность штата 100 %. В структуре должностей преобладают старшие и ведущие группы должностей. Сюда, как правило, относятся ведущие и главные специалисты, заместители начальников отделов и управлений и т.д. К данным группам должностей предъявляются более серьезные квалификационные требования, учитывающие наличие профильного образования и стажа государственной службы.
Чтобы проанализировать, насколько результативно осуществляет свою деятельность Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области, необходимо проанализировать общие показатели. Осуществление камеральных и выездных проверок в отношении налогоплательщиков является главной задачей деятельности. За 2020-2021 год проведено 85963 выездных налоговых проверок, том числе в отношении организаций 79236, это 92,1 % от общего количества проведенных выездных проверок.
Стоит заметить, что результативность выездных проверок намного выше, чем камеральных. Нарушения выявляются в 98% случаях проведения выездной проверки, тогда как у камеральных проверок результативность за тот же временной период составляет всего лишь около 5%. Несмотря на тенденцию ежегодного сокращения выездных проверок, объём доначислений в бюджет от их проведения только увеличивается.
Основным показателем эффективности работы налоговых органов является сумма налоговых поступлений в бюджет.
Поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему отражены в таблице 2.
Таблица 2
Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ по Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Годы |
Абсолютные изменения, +/- |
Относительное изменение, % |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
||
Всего доходы |
24664119 |
30020382 |
32551781 |
5356263 |
2531399 |
7887662 |
121 |
108 |
131 |
|
1 |
Налоги |
23452153 |
28594998 |
30956680 |
5142845 |
2361682 |
7504527 |
121 |
108 |
132 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций |
3060589 |
3728980 |
3863464 |
668391 |
134484 |
802875 |
121 |
103 |
126 |
1.2 |
Налог на доходы физических лиц |
7405695 |
8641288 |
9939853 |
1235593 |
1298565 |
2534158 |
116 |
115 |
134 |
1.3 |
НДС (работы, услуги) |
6455230 |
8400752 |
8990475 |
1945522 |
589723 |
2535245 |
130 |
107 |
139 |
1.4 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) |
40 |
649 |
1276 |
609 |
627 |
1236 |
16 |
196 |
32 |
1.5 |
Налоги на имущество |
4010836 |
5071 567 |
5058957 |
1060731 |
-12610 |
1048121 |
126,45 |
99,75 |
126,13 |
1.6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
42476 |
35172 |
46532 |
-7304 |
11360 |
4056 |
82,80 |
132,30 |
109,55 |
1.7 |
Прочие доходы |
2477287 |
2716590 |
3056123 |
239303 |
339533 |
578836 |
109,66 |
112,50 |
123,37 |
2 |
Платежи по специальным налоговым режимам |
1211966 |
1425384 |
1595101 |
213418 |
169717 |
383135 |
117,61 |
111,91 |
131,61 |
2.1 |
в том числе: Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
1002988 |
1221222 |
1416301 |
218234 |
195079 |
413313 |
121,76 |
115,97 |
141,21 |
2.2 |
ЕНВД |
192083 |
182888 |
155426 |
-9195 |
-27462 |
-36657 |
95,21 |
84,98 |
80,92 |
2.3 |
ЕСХН |
316 |
2658 |
1433 |
2342 |
-1225 |
1117 |
8 |
53,91 |
4,5 |
2.4 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы |
16579 |
18616 |
21941 |
2037 |
3325 |
5362 |
112,29 |
117,86 |
132,34 |
Поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему в 2021 году выросли на 32% и составили 32 млрд. руб. Наблюдается значительное улучшение поступления налоговых платежей по это связано с введением автоматизированных систем контроля, а также выявляет фирмы-однодневки.
Так же, наблюдается небольшой рост по поступлениям налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами на 9,5%. Данное изменение объясняется ужесточением санкций и увеличений качества контроля по этому виду налога. Сейчас все больше организаций стараются сразу заплатить налог, чем потом через какое-то время заплатить его вместе с пенями и штрафами.
Увеличение поступлений НДФЛ на 34%, определено ростом заработной платы и фонда оплаты труда, также выводом заработной платы из тени, выявление и постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей из других регионов, работающих на территории области.
Поступление налога на имущество в 2021 году выросло на 26,13%, это результат перехода с инвентаризационной стоимости на кадастровую несколькими годами ранее по налогу на имущество организаций, в этом видны плюсы. С каждым годом количество объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, растет, а в связи с этим увеличивается и налоговая база. Как результат, мы наблюдаем увеличение поступлений по налогу на имущество в целом.
Опираясь на данные таблицы 2., проведем анализ учета и контроля расчетов по налогам и сборам в исследуемой ИФНС.
Структура налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ по Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Годы |
Абсолютные изменения |
||||
2019 |
2020 |
2021 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
||
Всего доходов |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
Налоги |
95/100 |
95/100 |
95/100 |
0 |
0 |
0 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций |
12,4/13,0 |
12,4/13,0 |
11,9/12,5 |
0/0 |
-0,5/-0/5 |
-0,5/-0/5 |
1.2 |
НДФЛ |
30,0/31,6 |
28,8/30,2 |
30,5/32,1 |
-1,2/-1,4 |
1,7/1,9 |
0,5/0/5 |
1.3 |
НДС (работы, услуги) |
26,2/27,5 |
28,0/29,3 |
27,6/29,0 |
1,8/1,8 |
-0,4/-0,3 |
1,4/1,5 |
1.4 |
Налоги на имущество |
16,3/17,1 |
16,9/17,7 |
15,5/16,3 |
0,6/0,6 |
-1,4/-1,4 |
-0,8/-0,8 |
1.5 |
Прочие доходы |
10,0/10,6 |
9,0/9,5 |
9,4/9,9 |
-1/-1,1 |
0,4/0,4 |
-0,6/-0,7 |
2 |
Платежи по специальным налоговым режимам |
5/100 |
5/100 |
5/100 |
0 |
0 |
0 |
2.1 |
в том числе: Налог, при упрощенной системе налогообложения |
4,1/82,8 |
4,1/85,7 |
4,4/88,8 |
0,0/2,9 |
0,3/3,1 |
0,3/6,1 |
2.2 |
ЕНВД |
0,8/15,8 |
0,6/12,8 |
0,5/9,7 |
-0,2/-3,0 |
-0,1/-3,1 |
-0,1/-6,1 |
2.3 |
ЕСХН |
0,0/0,0 |
0,0/0,2 |
0,0/0,1 |
0,0/0,2 |
0,0/-0,1 |
0,0/0,1 |
2.4 |
Налог, взимаемый при применении патента |
0,1/1,4 |
0,1/1,3 |
0,1/1,4 |
0,0/-0,1 |
0,0/0,1 |
0,0/0,0 |
Рассматривая структуру налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ в таблице 2 видно, что отношение доходов от разных видов налогов остается примерно на том же уровне из года в год. На 1% с 2019 года увеличилась доля поступлений от НДФЛ. Это связано с тем, что становится более эффективным контроль за работодателями и все меньше доходов уходит в теневой сектор, где доходы граждан не облагаются налогом.
Также выросла доля НДС на 2% с 2019 по 2021 год. Это объясняется внедрением и эффективностью работы Информационной системы АСК НДС-2, которая с каждым годом дорабатывается и приносит в результате все больше поступлений в бюджет. Основными источниками формирования бюджетной системы РФ: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.
Таблица 4
Поступление налоговых платежей и других доходов в Федеральный бюджет по инспекции Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Годы |
Абсолютное изменение, +/- |
Относительное изменение, % |
||||||
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
||||||||
1 |
Налоги |
7545383 |
9666101 |
10498460 |
2120718 |
832359 |
2953077 |
128,11 |
108,61 |
139,14 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций. |
265428 |
444486 |
510875 |
179058 |
66389 |
245447 |
167,46 |
114,94 |
192,47 |
1.2 |
НДС (работы, услуги) |
6455230 |
8400752 |
8990475 |
1945522 |
589723 |
2535245 |
130,14 |
107,02 |
139,27 |
1.3 |
Акциз по подакцизным товарам (продукции) |
0 |
0 |
-14 |
0 |
-14 |
-14 |
0 |
0 |
0 |
1.4 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
267084 |
288602 |
506790 |
21518 |
218188 |
239706 |
108,06 |
175,60 |
189,75 |
1.5 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
9047 |
6379 |
6655 |
-2668 |
276 |
-2392 |
70,51 |
104,33 |
73,56 |
1.6 |
Прочие доходы |
548594 |
523797 |
480541 |
-24797 |
-43256 |
-68053 |
95,48 |
91,74 |
87,60 |
В таблице 3 видно, что поступления по налогам в федеральный бюджет выросли на 39%, в том числе НДС на 89% несмотря на то, что импорт товаров становится не выгодным, улучшились поступления НДС на ввозимые товары на 89%. Уменьшение наблюдается по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами на 26%. По налогу на прибыль организаций наблюдается рост поступлений в федеральный бюджет, за весь анализируемый период увеличение составило 92%. Сильный рост поступлений по налогу на прибыль организаций связан с тем, что доля поступлений в федеральный бюджет выросла. До 2018 года она составляла 2% из 20%, а сейчас 3%. Также заметно повлияло внедрение АСКНДС-2, которое сказывает не только на поступлениях по НДС, а также и по на прибыль. Частично вычеты по НДС коррелируют с расходами налоговой базы по налогу на прибыль. Как следствие, мы можем наблюдать значительное увеличений поступлений по данным видам налогов.
Таблица 5
Структура налоговых платежей и других доходов в федеральный в территориальный бюджет Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Удельный вес, % |
Абсолютное изменение, п.п. |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
|||
1 |
Налоги |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
0 |
|
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций. |
4 |
5 |
5 |
1 |
0 |
1 |
|
1.2 |
НДС (работы, услуги) |
86 |
87 |
86 |
1 |
-1 |
0 |
|
1.3 |
Акциз по подакцизным товарам (продукции) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.4 |
Налоги на добавленную стоимость на товары |
4 |
3 |
5 |
-1 |
2 |
1 |
|
1.5 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.6 |
Прочие доходы |
6 |
5 |
4 |
-1 |
-1 |
-2 |
Анализируя данные таблицы 4, видим, что основными источниками формирования налоговых доходов федерального бюджета в отчетном периоде являются: налог на добавленную стоимость товаров, работ, услуг, который составляет 86%, налог на прибыль организаций 5%.
Доля поступлений в федеральный бюджет налога на прибыль организаций увеличилась из-за вышеупомянутого нововведения, что с 2020 года в федеральный бюджет поступает не 2%, а 3%. Доля налога на добавленную стоимость сильно не менялась за рассматриваемый период, так как поступления данного бюджета сильно росли в эти годы как раз из-за увеличения поступлений по НДС. Также в 2020 году 5% в общей структуре доходов федерального бюджета занимает НДС на ввозимые товары. Это связано с постепенным выходом из-под санкций западных стран и началом торговли с новыми поставщиками.
Поступления налоговых платежей и других доходов в
территориальный бюджет представлены в таблице 5.
Данные свидетельствуют о значительном увеличении поступлений по налоговым и другим доходам в территориальный бюджет на 29%, это связано с ростом поступлений налога на доходы физических лиц на 33% и налога на прибыль организаций на 19%. Положительная динамика связана с эффективной работой налоговых органов.
Таблица 6
Поступление налоговых платежей и других доходов в территориальный бюджет по Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Годы |
Абсолютное изменение, +/- |
Относительное изменение, % |
|||||||
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
|
Всего доходов |
17168 467 |
20397810 |
22098700 |
3229343 |
1700890 |
4930233 |
119 |
108 |
129 |
|
1 |
Налоги |
15906 770 |
18928897 |
20458221 |
3022127 |
1529324 |
4551451 |
119 |
108 |
129 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций |
3204565 |
3718165 |
3800871 |
513599 |
82706 |
596305 |
116 |
102 |
119 |
1.2 |
Налог на доходы физических лиц |
7333930 |
8449011 |
9742195 |
1115080 |
1293184 |
2408265 |
115 |
115 |
133 |
1.3 |
Налог на имущество |
3883954 |
5064324 |
5015124 |
1180369 |
-49200 |
1131169 |
130 |
99 |
129 |
1.4 |
Акцизы по подакцизным товарам |
46 |
735 |
1462 |
689 |
727 |
1417 |
1611 |
199 |
3205 |
1.5 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
38325 |
32594 |
45209 |
-5730 |
12615 |
6884 |
85 |
139 |
118 |
1.6 |
Прочие доходы |
1445949 |
1664068 |
1853360 |
218119 |
189292 |
407411 |
115 |
111 |
128 |
2 |
Платежи по специальным налоговым режимам |
1261697 |
1468913 |
1640479 |
207216 |
171566 |
378782 |
116 |
112 |
130 |
2.1 |
В том числе: Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
1058632 |
1275185 |
1476908 |
216553 |
201723 |
418276 |
120 |
116 |
140 |
2.2 |
Единый налог на вменный доход |
202731 |
190953 |
162077 |
-11778 |
-28876 |
-40654 |
94 |
85 |
80 |
2.3 |
Единый сельскохозяйственный налог |
334 |
2775 |
1494 |
2441 |
-1281 |
1160 |
831 |
54 |
447 |
Рисунок 1. Поступление налоговых платежей и других доходов в территориальный бюджет по Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
Отсюда можно сделать вывод: несмотря на непростую экономическую и политическую ситуацию в стране, у ИФНС имеется возможность получения прибыли, что в свою очередь отражается на величину налоговых поступлений в бюджет.
Анализ собираемости налоговых платежей по инспекции представлен в таблице 7.
Таблица 7
Анализ собираемости налоговых платежей по инспекции Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
п/п |
Показатель |
Начислено |
Поступило |
Уровень собираемости, % |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2019 |
2020 |
2021 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
1 |
Налоговые доходы |
19284955 |
26032179 |
27801134 |
23452153 |
28594998 |
30956680 |
122 |
110 |
111 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций |
3031972 |
3939166 |
3906498 |
3060589 |
3728980 |
3863464 |
101 |
95 |
99 |
1.2 |
Налог на доходы физических лиц |
3856042 |
7376470 |
8263733 |
7405695 |
8641288 |
9939853 |
192 |
117 |
120 |
1.3 |
НДС на товары |
6796538 |
8725680 |
9127582 |
6455230 |
8400752 |
8990475 |
95 |
96 |
98 |
1.4 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) |
40 |
649 |
1352 |
40 |
649 |
1276 |
100 |
100 |
94 |
1.5 |
Налоги на имущество |
4138193 |
4387940 |
4492746 |
4010836 |
5071567 |
5058957 |
97 |
116 |
113 |
1.6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
30551 |
31176 |
38206 |
42476 |
35172 |
46 532 |
139 |
113 |
122 |
1.7 |
Прочие доходы |
274512 |
289993 |
506174 |
2477287 |
2716590 |
3056123 |
9.0 р. |
9,4 р. |
6.0 р. |
2 |
Платежи по налогам на совокупный доход |
1157107 |
1281105 |
1464843 |
1211966 |
1425384 |
1595101 |
105 |
111 |
109 |
Собираемость по налоговым и другим доходам, приведенная в таблице 7 в 2021 году, увеличилась по сравнению с 2019 году на 11%. Данное изменение говорит о том, что налогоплательщики стали вовремя оплачивать начисленные налоги и меньше уклоняться от их уплаты. Значительно увеличилась собираемость налога на имущество. Это говорит об эффективной работе ИФНС. Собираемость по налоги, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами снизилась на 17%, однако, все равно сумма поступлений превышает сумму начислений. Также стоит отметить, что единственным показателем, по которому отношение поступлений к начислениям меньше 1 за все рассматриваемые года, является НДС. Это связано с внедрением программы АСК НДС-2, которая автоматически вычисляет разрывы в цепи налога на добавленную стоимость.
Следует отметить, что поступления превышают начисления, это связано с погашением задолженности по налогам и сборам за предыдущие периоды. Таким образом, в целом можно сказать, что проводимые в последние годы налоговые реформы положительно сказались на экономических показателях.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.08.22).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.08.22).
- Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] : Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.08.2022).
- О критериях оценки налоговых рисков при планировании выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] : Письмо Минфина России от 14.02.2017 г. № 03-02-08/7955 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - Режим доступа:: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2022)
- Агабабян В.Э., Очаковский В.А. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации // Полиматис. — 2018. — № 9. — С. 13.
- Аламов Н.В. Пути оптимизации налогообложения // Все о налогах. – 2016. – № 4. - С. 32–35.
- Альбеков А.У. Налоговая система: Учебник / А.У. Альбеков, И.С. Вазарханов, Н.Г. Кузнецов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Кузнецова. – М.: РИОР: Инфра-М, 2017. – 583 с.
- Арзуманова Л.Л. Налоговое право: общая часть: Практикум. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 78 с.
- Ачмиз З.М. Налоговые проверки и их совершенствование / З.М. Ачмиз, В.С. Савченко, А.В. Шеремет // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 1 (17). – С. 638-641.
- Баснукаев М.Ш., Баматалиев А-В.Б., Керимова М.Ш. Налоговое администрирование: теория и практика // Экономические науки. 2017. № 3. С. 63- 68.
- Борзякова О.В. Налоговое бремя и эффективность действующей налоговой системы // Налоговый вестник. – 2016. – № 13. - С. 10–15.
- Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика/Берник В.Р., Головкин А.Н./ под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. - Екатеринбург: Издательство «Налоги и финансовое право», 2019. С.40.
- Галаев А.М. Налоговый контроль и контрольная работа налоговых органов: соотношение понятий / А.М. Галаев // Будущее науки. – 2017. – Том 1 – №4. – С. 96-98.
- Глухов В.В. Налоги. Теория и практика / В.В. Глухов. – Спб.: Питер, 2019. – 332 с.
- Данчиков Е.А. Налоговый контроль как составляющая государственного финансового контроля / Е.А. Данчиков, Н.И. Малых, Н.А. Проданова // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 5-1 (82-1). – С. 66-71.
- Елышкин М.Ю. Пути оптимизации налогообложения // Все о налогах. - 2016. - № 3. - С. 38–45.
- Ермакова, Ю.С. Собираемость налогов как фактор оценки налогового потенциала региона // Сфера услуг: инновации и качество. – 2017. – № 27. – С. 2.