Организация налогового учета и контроля расчетов по налогам и сборам на примере межрайонной ифнс россии № 21 по московской области
В статье рассмотрен анализ Организация налогового учета и контроля расчетов по налогам и сборам на примере Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области.
В настоящее время необходимым условием существования любого государства является четко организованная система налогообложения. От эффективности налоговых органов зависит состояние бюджета, следовательно, и благосостояние страны. Именно поэтому, создание эффективной системы контроля за налоговыми доходами в бюджетную систему государства, входит в число главнейших задач общей социально-экономической политики. Создание прочной финансовой системы невозможно без создания эффективной системы налогового контроля, призванной обеспечить финансовые интересы государства одновременно соблюдая права налогоплательщиков. Для обеспечения этих функций была создана Федеральная налоговая служба.
Авторы публикации
Рубрика
Экономическая безопасность
Журнал
Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (87), октябрь ‘22
Дата публицакии 11.10.2022
Поделиться

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 21 по Московской области (входит в структуру Федеральной налоговой службы, подотчетна и подконтрольна Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области.
Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области выполняет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляет внеплановые выездные проверки по жалобам граждан и организаций, ведет учет налогоплательщиков на подведомственной территории, бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах. Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области занимается аккредитацией филиалов, представительств иностранных юридических лиц, представителем в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В своей деятельности Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области руководствуется Конституцией Российской Федерации и конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства финансов, Положением о Федеральной налоговой службе, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта России, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Содержание Инспекции осуществляется за счет тех средств, что предусмотрены в Федеральном бюджете. Структура инспекции утверждается руководителем Управления субъекта федерации. Штатное расписание, начальник инспекции утверждает также по согласованию с Управлением субъекта федерации в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда. По вопросам служебной деятельности инспекция подконтрольна территориальному Управлению и Министерству.
Место нахождения: Московская область, г. Руза, ул. Революционная, д. 23.
Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №21 по Московской области возглавляет начальник Гришанова Инга Викторовна, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на инспекцию задач и функций.
С целью наиболее эффективного исполнения должностных обязанностей, а также соблюдения законодательства о налогах и сборах в Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области сформированы отделы:
- Отдел финансового обеспечения
- Отдел камеральных проверок № 1 (юридические лица)
- Отдел камеральных проверок № 2 (индивидуальные предприниматели и физические лица)
- Отдел общего обеспечения
- Отдел кадров и безопасности
- Правовой отдел
- Отдел информационных технологий
- Отдел аналитической работы и расчетов с бюджетом
- Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства
- Отдел выездных проверок
- Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
- Отдел работы с налогоплательщиками
- Отдел оперативного контроля
- Отдел предпроверочного анализа и истребования документов
В таблице 1 представлен кадровый состав Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области за 2021 год
Таблица 1
Кадровый состав Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области за 2021 год
Общая численность |
Численность лиц замещающих должности государственной службы |
Численность лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы |
Иные должности (тех.персонал, рабочие и т.д.) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
утв. по штату |
факт |
утв. по штату |
факт |
утв. по штату |
факт |
утв. по штату |
факт |
112 |
111 |
92 |
92 |
20 |
19 |
- |
- |
По состоянию на 1 января 2021 г. в аппарате Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области числилось 92 государственных служащих и 19 служащих, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы. Таким образом, общее количество работников - 111 человек. Утвержденное количество штатных единиц – 112, наблюдается нехватка одной штатной единицы среди сотрудников. Среди служащих укомплектованность штата 100 %. В структуре должностей преобладают старшие и ведущие группы должностей. Сюда, как правило, относятся ведущие и главные специалисты, заместители начальников отделов и управлений и т.д. К данным группам должностей предъявляются более серьезные квалификационные требования, учитывающие наличие профильного образования и стажа государственной службы.
Чтобы проанализировать, насколько результативно осуществляет свою деятельность Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области, необходимо проанализировать общие показатели. Осуществление камеральных и выездных проверок в отношении налогоплательщиков является главной задачей деятельности. За 2020-2021 год проведено 85963 выездных налоговых проверок, том числе в отношении организаций 79236, это 92,1 % от общего количества проведенных выездных проверок.
Стоит заметить, что результативность выездных проверок намного выше, чем камеральных. Нарушения выявляются в 98% случаях проведения выездной проверки, тогда как у камеральных проверок результативность за тот же временной период составляет всего лишь около 5%. Несмотря на тенденцию ежегодного сокращения выездных проверок, объём доначислений в бюджет от их проведения только увеличивается.
Основным показателем эффективности работы налоговых органов является сумма налоговых поступлений в бюджет.
Поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему отражены в таблице 2.
Таблица 2
Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ по Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Годы |
Абсолютные изменения, +/- |
Относительное изменение, % |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
||
Всего доходы |
24664119 |
30020382 |
32551781 |
5356263 |
2531399 |
7887662 |
121 |
108 |
131 |
|
1 |
Налоги |
23452153 |
28594998 |
30956680 |
5142845 |
2361682 |
7504527 |
121 |
108 |
132 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций |
3060589 |
3728980 |
3863464 |
668391 |
134484 |
802875 |
121 |
103 |
126 |
1.2 |
Налог на доходы физических лиц |
7405695 |
8641288 |
9939853 |
1235593 |
1298565 |
2534158 |
116 |
115 |
134 |
1.3 |
НДС (работы, услуги) |
6455230 |
8400752 |
8990475 |
1945522 |
589723 |
2535245 |
130 |
107 |
139 |
1.4 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) |
40 |
649 |
1276 |
609 |
627 |
1236 |
16 |
196 |
32 |
1.5 |
Налоги на имущество |
4010836 |
5071 567 |
5058957 |
1060731 |
-12610 |
1048121 |
126,45 |
99,75 |
126,13 |
1.6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
42476 |
35172 |
46532 |
-7304 |
11360 |
4056 |
82,80 |
132,30 |
109,55 |
1.7 |
Прочие доходы |
2477287 |
2716590 |
3056123 |
239303 |
339533 |
578836 |
109,66 |
112,50 |
123,37 |
2 |
Платежи по специальным налоговым режимам |
1211966 |
1425384 |
1595101 |
213418 |
169717 |
383135 |
117,61 |
111,91 |
131,61 |
2.1 |
в том числе: Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
1002988 |
1221222 |
1416301 |
218234 |
195079 |
413313 |
121,76 |
115,97 |
141,21 |
2.2 |
ЕНВД |
192083 |
182888 |
155426 |
-9195 |
-27462 |
-36657 |
95,21 |
84,98 |
80,92 |
2.3 |
ЕСХН |
316 |
2658 |
1433 |
2342 |
-1225 |
1117 |
8 |
53,91 |
4,5 |
2.4 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы |
16579 |
18616 |
21941 |
2037 |
3325 |
5362 |
112,29 |
117,86 |
132,34 |
Поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему в 2021 году выросли на 32% и составили 32 млрд. руб. Наблюдается значительное улучшение поступления налоговых платежей по это связано с введением автоматизированных систем контроля, а также выявляет фирмы-однодневки.
Так же, наблюдается небольшой рост по поступлениям налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами на 9,5%. Данное изменение объясняется ужесточением санкций и увеличений качества контроля по этому виду налога. Сейчас все больше организаций стараются сразу заплатить налог, чем потом через какое-то время заплатить его вместе с пенями и штрафами.
Увеличение поступлений НДФЛ на 34%, определено ростом заработной платы и фонда оплаты труда, также выводом заработной платы из тени, выявление и постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей из других регионов, работающих на территории области.
Поступление налога на имущество в 2021 году выросло на 26,13%, это результат перехода с инвентаризационной стоимости на кадастровую несколькими годами ранее по налогу на имущество организаций, в этом видны плюсы. С каждым годом количество объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, растет, а в связи с этим увеличивается и налоговая база. Как результат, мы наблюдаем увеличение поступлений по налогу на имущество в целом.
Опираясь на данные таблицы 2., проведем анализ учета и контроля расчетов по налогам и сборам в исследуемой ИФНС.
Структура налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ по Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Годы |
Абсолютные изменения |
||||
2019 |
2020 |
2021 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
||
Всего доходов |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
Налоги |
95/100 |
95/100 |
95/100 |
0 |
0 |
0 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций |
12,4/13,0 |
12,4/13,0 |
11,9/12,5 |
0/0 |
-0,5/-0/5 |
-0,5/-0/5 |
1.2 |
НДФЛ |
30,0/31,6 |
28,8/30,2 |
30,5/32,1 |
-1,2/-1,4 |
1,7/1,9 |
0,5/0/5 |
1.3 |
НДС (работы, услуги) |
26,2/27,5 |
28,0/29,3 |
27,6/29,0 |
1,8/1,8 |
-0,4/-0,3 |
1,4/1,5 |
1.4 |
Налоги на имущество |
16,3/17,1 |
16,9/17,7 |
15,5/16,3 |
0,6/0,6 |
-1,4/-1,4 |
-0,8/-0,8 |
1.5 |
Прочие доходы |
10,0/10,6 |
9,0/9,5 |
9,4/9,9 |
-1/-1,1 |
0,4/0,4 |
-0,6/-0,7 |
2 |
Платежи по специальным налоговым режимам |
5/100 |
5/100 |
5/100 |
0 |
0 |
0 |
2.1 |
в том числе: Налог, при упрощенной системе налогообложения |
4,1/82,8 |
4,1/85,7 |
4,4/88,8 |
0,0/2,9 |
0,3/3,1 |
0,3/6,1 |
2.2 |
ЕНВД |
0,8/15,8 |
0,6/12,8 |
0,5/9,7 |
-0,2/-3,0 |
-0,1/-3,1 |
-0,1/-6,1 |
2.3 |
ЕСХН |
0,0/0,0 |
0,0/0,2 |
0,0/0,1 |
0,0/0,2 |
0,0/-0,1 |
0,0/0,1 |
2.4 |
Налог, взимаемый при применении патента |
0,1/1,4 |
0,1/1,3 |
0,1/1,4 |
0,0/-0,1 |
0,0/0,1 |
0,0/0,0 |
Рассматривая структуру налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ в таблице 2 видно, что отношение доходов от разных видов налогов остается примерно на том же уровне из года в год. На 1% с 2019 года увеличилась доля поступлений от НДФЛ. Это связано с тем, что становится более эффективным контроль за работодателями и все меньше доходов уходит в теневой сектор, где доходы граждан не облагаются налогом.
Также выросла доля НДС на 2% с 2019 по 2021 год. Это объясняется внедрением и эффективностью работы Информационной системы АСК НДС-2, которая с каждым годом дорабатывается и приносит в результате все больше поступлений в бюджет. Основными источниками формирования бюджетной системы РФ: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.
Таблица 4
Поступление налоговых платежей и других доходов в Федеральный бюджет по инспекции Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Годы |
Абсолютное изменение, +/- |
Относительное изменение, % |
||||||
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
||||||||
1 |
Налоги |
7545383 |
9666101 |
10498460 |
2120718 |
832359 |
2953077 |
128,11 |
108,61 |
139,14 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций. |
265428 |
444486 |
510875 |
179058 |
66389 |
245447 |
167,46 |
114,94 |
192,47 |
1.2 |
НДС (работы, услуги) |
6455230 |
8400752 |
8990475 |
1945522 |
589723 |
2535245 |
130,14 |
107,02 |
139,27 |
1.3 |
Акциз по подакцизным товарам (продукции) |
0 |
0 |
-14 |
0 |
-14 |
-14 |
0 |
0 |
0 |
1.4 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
267084 |
288602 |
506790 |
21518 |
218188 |
239706 |
108,06 |
175,60 |
189,75 |
1.5 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
9047 |
6379 |
6655 |
-2668 |
276 |
-2392 |
70,51 |
104,33 |
73,56 |
1.6 |
Прочие доходы |
548594 |
523797 |
480541 |
-24797 |
-43256 |
-68053 |
95,48 |
91,74 |
87,60 |
В таблице 3 видно, что поступления по налогам в федеральный бюджет выросли на 39%, в том числе НДС на 89% несмотря на то, что импорт товаров становится не выгодным, улучшились поступления НДС на ввозимые товары на 89%. Уменьшение наблюдается по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами на 26%. По налогу на прибыль организаций наблюдается рост поступлений в федеральный бюджет, за весь анализируемый период увеличение составило 92%. Сильный рост поступлений по налогу на прибыль организаций связан с тем, что доля поступлений в федеральный бюджет выросла. До 2018 года она составляла 2% из 20%, а сейчас 3%. Также заметно повлияло внедрение АСКНДС-2, которое сказывает не только на поступлениях по НДС, а также и по на прибыль. Частично вычеты по НДС коррелируют с расходами налоговой базы по налогу на прибыль. Как следствие, мы можем наблюдать значительное увеличений поступлений по данным видам налогов.
Таблица 5
Структура налоговых платежей и других доходов в федеральный в территориальный бюджет Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Удельный вес, % |
Абсолютное изменение, п.п. |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
|||
1 |
Налоги |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
0 |
|
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций. |
4 |
5 |
5 |
1 |
0 |
1 |
|
1.2 |
НДС (работы, услуги) |
86 |
87 |
86 |
1 |
-1 |
0 |
|
1.3 |
Акциз по подакцизным товарам (продукции) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.4 |
Налоги на добавленную стоимость на товары |
4 |
3 |
5 |
-1 |
2 |
1 |
|
1.5 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.6 |
Прочие доходы |
6 |
5 |
4 |
-1 |
-1 |
-2 |
Анализируя данные таблицы 4, видим, что основными источниками формирования налоговых доходов федерального бюджета в отчетном периоде являются: налог на добавленную стоимость товаров, работ, услуг, который составляет 86%, налог на прибыль организаций 5%.
Доля поступлений в федеральный бюджет налога на прибыль организаций увеличилась из-за вышеупомянутого нововведения, что с 2020 года в федеральный бюджет поступает не 2%, а 3%. Доля налога на добавленную стоимость сильно не менялась за рассматриваемый период, так как поступления данного бюджета сильно росли в эти годы как раз из-за увеличения поступлений по НДС. Также в 2020 году 5% в общей структуре доходов федерального бюджета занимает НДС на ввозимые товары. Это связано с постепенным выходом из-под санкций западных стран и началом торговли с новыми поставщиками.
Поступления налоговых платежей и других доходов в
территориальный бюджет представлены в таблице 5.
Данные свидетельствуют о значительном увеличении поступлений по налоговым и другим доходам в территориальный бюджет на 29%, это связано с ростом поступлений налога на доходы физических лиц на 33% и налога на прибыль организаций на 19%. Положительная динамика связана с эффективной работой налоговых органов.
Таблица 6
Поступление налоговых платежей и других доходов в территориальный бюджет по Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Годы |
Абсолютное изменение, +/- |
Относительное изменение, % |
|||||||
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
|
Всего доходов |
17168 467 |
20397810 |
22098700 |
3229343 |
1700890 |
4930233 |
119 |
108 |
129 |
|
1 |
Налоги |
15906 770 |
18928897 |
20458221 |
3022127 |
1529324 |
4551451 |
119 |
108 |
129 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций |
3204565 |
3718165 |
3800871 |
513599 |
82706 |
596305 |
116 |
102 |
119 |
1.2 |
Налог на доходы физических лиц |
7333930 |
8449011 |
9742195 |
1115080 |
1293184 |
2408265 |
115 |
115 |
133 |
1.3 |
Налог на имущество |
3883954 |
5064324 |
5015124 |
1180369 |
-49200 |
1131169 |
130 |
99 |
129 |
1.4 |
Акцизы по подакцизным товарам |
46 |
735 |
1462 |
689 |
727 |
1417 |
1611 |
199 |
3205 |
1.5 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
38325 |
32594 |
45209 |
-5730 |
12615 |
6884 |
85 |
139 |
118 |
1.6 |
Прочие доходы |
1445949 |
1664068 |
1853360 |
218119 |
189292 |
407411 |
115 |
111 |
128 |
2 |
Платежи по специальным налоговым режимам |
1261697 |
1468913 |
1640479 |
207216 |
171566 |
378782 |
116 |
112 |
130 |
2.1 |
В том числе: Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
1058632 |
1275185 |
1476908 |
216553 |
201723 |
418276 |
120 |
116 |
140 |
2.2 |
Единый налог на вменный доход |
202731 |
190953 |
162077 |
-11778 |
-28876 |
-40654 |
94 |
85 |
80 |
2.3 |
Единый сельскохозяйственный налог |
334 |
2775 |
1494 |
2441 |
-1281 |
1160 |
831 |
54 |
447 |
Рисунок 1. Поступление налоговых платежей и других доходов в территориальный бюджет по Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
Отсюда можно сделать вывод: несмотря на непростую экономическую и политическую ситуацию в стране, у ИФНС имеется возможность получения прибыли, что в свою очередь отражается на величину налоговых поступлений в бюджет.
Анализ собираемости налоговых платежей по инспекции представлен в таблице 7.
Таблица 7
Анализ собираемости налоговых платежей по инспекции Межрайонной ИФНС №21 Московской области за 2019-2021 гг., тыс. руб.
п/п |
Показатель |
Начислено |
Поступило |
Уровень собираемости, % |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2019 |
2020 |
2021 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
1 |
Налоговые доходы |
19284955 |
26032179 |
27801134 |
23452153 |
28594998 |
30956680 |
122 |
110 |
111 |
1.1 |
в том числе: Налог на прибыль организаций |
3031972 |
3939166 |
3906498 |
3060589 |
3728980 |
3863464 |
101 |
95 |
99 |
1.2 |
Налог на доходы физических лиц |
3856042 |
7376470 |
8263733 |
7405695 |
8641288 |
9939853 |
192 |
117 |
120 |
1.3 |
НДС на товары |
6796538 |
8725680 |
9127582 |
6455230 |
8400752 |
8990475 |
95 |
96 |
98 |
1.4 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) |
40 |
649 |
1352 |
40 |
649 |
1276 |
100 |
100 |
94 |
1.5 |
Налоги на имущество |
4138193 |
4387940 |
4492746 |
4010836 |
5071567 |
5058957 |
97 |
116 |
113 |
1.6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
30551 |
31176 |
38206 |
42476 |
35172 |
46 532 |
139 |
113 |
122 |
1.7 |
Прочие доходы |
274512 |
289993 |
506174 |
2477287 |
2716590 |
3056123 |
9.0 р. |
9,4 р. |
6.0 р. |
2 |
Платежи по налогам на совокупный доход |
1157107 |
1281105 |
1464843 |
1211966 |
1425384 |
1595101 |
105 |
111 |
109 |
Собираемость по налоговым и другим доходам, приведенная в таблице 7 в 2021 году, увеличилась по сравнению с 2019 году на 11%. Данное изменение говорит о том, что налогоплательщики стали вовремя оплачивать начисленные налоги и меньше уклоняться от их уплаты. Значительно увеличилась собираемость налога на имущество. Это говорит об эффективной работе ИФНС. Собираемость по налоги, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами снизилась на 17%, однако, все равно сумма поступлений превышает сумму начислений. Также стоит отметить, что единственным показателем, по которому отношение поступлений к начислениям меньше 1 за все рассматриваемые года, является НДС. Это связано с внедрением программы АСК НДС-2, которая автоматически вычисляет разрывы в цепи налога на добавленную стоимость.
Следует отметить, что поступления превышают начисления, это связано с погашением задолженности по налогам и сборам за предыдущие периоды. Таким образом, в целом можно сказать, что проводимые в последние годы налоговые реформы положительно сказались на экономических показателях.
Список литературы
- Арзуманова Л.Л. Налоговое право: общая часть: Практикум. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 78 с.
- Баснукаев М.Ш., Баматалиев А-В.Б., Керимова М.Ш. Налоговое администрирование: теория и практика // Экономические науки. 2017. № 3. С. 63- 68.
- О критериях оценки налоговых рисков при планировании выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] : Письмо Минфина России от 14.02.2017 г. № 03-02-08/7955 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - Режим доступа:: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2022)
- Борзякова О.В. Налоговое бремя и эффективность действующей налоговой системы // Налоговый вестник. – 2016. – № 13. - С. 10–15.
- Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика/Берник В.Р., Головкин А.Н./ под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. - Екатеринбург: Издательство «Налоги и финансовое право», 2019. С.40.
- Галаев А.М. Налоговый контроль и контрольная работа налоговых органов: соотношение понятий / А.М. Галаев // Будущее науки. – 2017. – Том 1 – №4. – С. 96-98.
- Елышкин М.Ю. Пути оптимизации налогообложения // Все о налогах. - 2016. - № 3. - С. 38–45.
- Аламов Н.В. Пути оптимизации налогообложения // Все о налогах. – 2016. – № 4. - С. 32–35.
- Данчиков Е.А. Налоговый контроль как составляющая государственного финансового контроля / Е.А. Данчиков, Н.И. Малых, Н.А. Проданова // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 5-1 (82-1). – С. 66-71.
- Ермакова, Ю.С. Собираемость налогов как фактор оценки налогового потенциала региона // Сфера услуг: инновации и качество. – 2017. – № 27. – С. 2.
- Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] : Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.08.2022).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.08.22).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.08.22).
- Агабабян В.Э., Очаковский В.А. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации // Полиматис. — 2018. — № 9. — С. 13.
- Альбеков А.У. Налоговая система: Учебник / А.У. Альбеков, И.С. Вазарханов, Н.Г. Кузнецов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Кузнецова. – М.: РИОР: Инфра-М, 2017. – 583 с.
- Ачмиз З.М. Налоговые проверки и их совершенствование / З.М. Ачмиз, В.С. Савченко, А.В. Шеремет // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 1 (17). – С. 638-641.
- Глухов В.В. Налоги. Теория и практика / В.В. Глухов. – Спб.: Питер, 2019. – 332 с.