Стимулирование социально-экономического прогресса Российской Федерации и повышение уровня благосостояния населения требуют целенаправленного развития регионов и муниципалитетов.
Однако территориальное разнообразие России, охватывающее обширные исторические, демографические, экономические, включая производственные, экологические, инвестиционные и иные характеристики, приводит к значительным различиям в уровнях социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Это вызывает существенные диспропорции как внутри отдельных регионов, так и на национальном уровне.
В связи с разнообразием условий в разных регионах и муниципалитетах, необходимо разработать уникальные подходы к их прогрессу. Эти подходы должны быть адаптированы к уникальным особенностям каждой местности.
В рамках программы по социально-экономическому развитию региона или города ключевым аспектом является тщательный анализ особенностей конкретной местности:
- Во-первых, при подготовке программы для развития определенной территории проводится тщательное исследование ее внутренней и внешней среды, при этом учитываются все значимые факторы, способные повлиять на ее прогресс;
- Во-вторых, в ходе разработки программы определяются все имеющиеся ресурсы и возможности привлечения дополнительных ресурсов, которые территория может использовать для достижения социально-экономических целей на протяжении ближайших и более отдаленных временных периодов.
В рамках разработки программных документов осуществляется формулирование ключевых целей и задач, направленных на стимулирование социально-экономического развития конкретной территории в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В процессе программирования производится детализация конкретных мероприятий, предназначенных для обеспечения эффективного решения актуальных социально-экономических проблематики в определенной области или смежных сферах деятельности управленческих структур, а также партнеров из бизнес-сектора и организаций гражданского общества.
Определение участников, обладающих необходимым потенциалом для реализации запланированных инициатив, представляет собой значимый этап в процессе разработки программы.
В процессе создания программы также осуществляется установление критериев и показателей, определяющих направления ее реализации.
В заключение, в ходе разработки программы формируется система мониторинга и оценки эффективности выполнения отдельных этапов программы и ее реализации в целом.
Программа социально-экономического развития региона представляет собой комплексный стратегический документ, охватывающий широкий спектр мер и методологий, направленных на решение приоритетных задач в области экономики, социальной политики, финансового регулирования, экологической безопасности и других значимых для общественного благосостояния сфер. Реализация данной программы предполагает координацию усилий на всех уровнях государственной власти – от федерального до муниципального, а также вовлечение в процесс организаций, финансируемых за счет государственного бюджета.
Стратегический характер целей программы обусловлен необходимостью их соответствия принципам стратегического планирования, закрепленным в законодательстве Российской Федерации. Учитывая интеграцию региона в общегосударственное пространство и взаимозависимость с другими территориями, а также необходимость соблюдения федеральных стратегических направлений, принципов и стандартов, разработка программы социально-экономического развития должна осуществляться с учетом долгосрочных национальных целей и задач.
В рамках региональной программы, направленной на социально-экономическое развитие, осуществляется комплексный анализ текущего положения и динамики социально-экономических процессов в данном регионе. Программа предусматривает определение приоритетных направлений, формулирование целевых задач и разработку стратегических ориентиров для развития социально-экономической сферы на территории.
В контексте данной программы разрабатываются конкретные критерии, выполнение которых будет свидетельствовать о прогрессе в достижении поставленных целей в области социально-экономического развития. Также определяются этапы реализации программы и устанавливаются сроки, в течение которых предполагается осуществление запланированных мероприятий. Кроме того, в рамках программы проводится оценка ресурсов, необходимых для её реализации, и анализ других связанных с её внедрением аспектов.
Для муниципальных образований актуальной задачей является достижение финансовой автономии, что позволит эффективно удовлетворять местные потребности. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, многие муниципалитеты сталкиваются с проблемой недостатка средств. Реализация муниципальных программ, ориентированных на социально-экономическое развитие, должна обеспечить муниципальным образованиям возможность самостоятельно решать задачи местного самоуправления, используя собственные финансовые ресурсы.
В процессе разработки и реализации программ, направленных на социально-экономическое развитие на муниципальном уровне, необходимо придерживаться ряда принципов, обеспечивающих их эффективность и устойчивость.
Прежде всего, важным является ориентация программ на долгосрочное достижение социально-экономических целей развития муниципалитета. Это предполагает формулирование четких критериев оценки, которые будут отражать степень успешности реализации установленных задач.
Во-вторых, программы должны охватывать ключевые аспекты экономического и социального прогресса данной территории, включая оптимальное распределение и использование бюджетных средств, выделенных для достижения поставленных целей.
В-третьих, организации, ответственные за реализацию программ, должны обладать соответствующими полномочиями и ресурсами для эффективного воплощения запланированных мероприятий в жизнь.
В контексте Российской Федерации актуализируется вопрос повышения эффективности внедрения и использования методологий управления проектами и программами в контексте государственного и муниципального управления. Современные тенденции развития данных сфер предполагают адаптацию программно-целевого метода на региональном и муниципальном уровнях, что позволяет учитывать специфику каждого региона и способствует их социально-экономическому развитию.
Одним из ключевых элементов успешного проектного управления является разработка и реализация стимулов для повышения мотивации персонала в рамках проектной деятельности. Применение данной стратегии, зарекомендовавшей себя в частном секторе, предполагает возможность адаптации к условиям государственного и муниципального управления. В связи с этим, при формировании критериев оценки эффективности деятельности, следует учитывать не только стратегические цели программ и проектов, а также их отдельных компонентов, но и индивидуальный вклад каждого участника в процесс их реализации.
В современном контексте процессы государственного управления подвергаются значительным трансформациям, в том числе за счет интеграции технологий, которые зарекомендовали себя в секторе частного бизнеса и были адаптированы для применения в государственных структурах зарубежных государств.
В частности, в рамках национальной практики управления государственными активами наблюдается активное внедрение методик проектного и программного управления. Данные методики способствуют координации ресурсов регионального уровня с стратегическими приоритетами развития, определенными мероприятиями, направленными на достижение стратегических целей, а также с установленными временными рамками и ответственными субъектами. Эффективность реализации проектов и программ оценивается на основе достижения запланированных социально-экономических показателей, опираясь на заранее определенные критерии.
Данная методология управления характеризуется способностью адресовать специфические управленческие задачи и стимулировать стратегическое развитие регионов. В качестве примера можно привести проекты, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства, которые способствуют достижению социально значимых результатов в долгосрочной перспективе, влияющих на рынок труда и уровень занятости, модернизацию экономической структуры, социальную сферу и другие ключевые элементы регионального развития.
Список литературы
- Семакова В.А. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Мировая наука. 2018. №12 (21)
- Арзуманов, И.А. Органы местного самоуправления как субъект программирования комплексного развития территорий / И.А. Арзуманов, О.П. Бузько // Сибирский юридический вестник. - 2019. - №1(84). — С. 21-25
- Организационно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: учеб. пособие / А.М. Сафронова; [науч. ред. Л.Н. Мазур]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 139 с.