В наши дни остро встают вопросы о внесении изменений в процесс обучения. Это влечет за собой ряд изменений: пересмотр методов, форм, средств обучения, стиля работы педагогов. Иностранный язык не является исключением [1].
В современной педагогике сегодня актуально использование новых технологий обучения, основанных на играх.
Целью любого преподавателя является повышение мотивации обучающихся. Одним из наиболее важных подходов к мотивированию учащихся к изучению предмета является использование современных технологий на занятиях. Именно внедрение и применение игровых технологий делает современный образовательный процесс успешным.
Современному преподавателю иностранного языка необходимо использовать такие методы обучения, которые дают возможность каждому ученику активизировать познавательную деятельность, способствуют повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Стоит отметить, что одним из самых популярных педагогических методов является игровой. В первую очередь, это зависит от того, что с помощью данного метода ученик осознает, что обучение связано с радостью, а не обязанностью. Преподаватель в свою очередь, подогревает интерес к предмету, вовлекает в процесс обучения.
Коммуникативный подход к обучению играет первостепенную роль на современном этапе обучения. Он предполагает значительную активность со стороны обучающихся. Перед учителями стоит важная задача: заинтересовать и вовлечь в беседу учащихся, обеспечив работу всей группы. Коммуникативный подход направлен на создание реальных коммуникативных ситуаций. Данный подход имеет значительное преимущество – различные игровые задания и упражнения, имитирующие реальную ситуацию [2].
Игровая деятельность является актуальной не только в младших классах. С помощью игры можно заинтересовать ребенка изучать иностранный язык. Игра несет положительное влияние на память, так как в процессе игры обучающиеся запоминают больше деталей, в отличие от обычного заучивания. С помощью игры информация надежно закрепляется в памяти и может быть воспроизведена учениками спустя некоторое время.
Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации» [3].
Игровая деятельность имеет множество функций. Рассмотрим некоторые из них:
- игра делает учебный процесс разнообразным;
- формируется желание общаться на иностранном языке как на уроке, так и за пределами;
- развивается мыслительная деятельность;
- происходит самостоятельна организация собственной деятельности;
- повторение изученного материала происходит посредством вариации форм игровой деятельности.
Игры на уроках могут проводиться с применением различных средств, например, с помощью мультимедийных презентаций. Так, лексико-грамматический материал будет проще усваиваться, если перед учащимися будет опора на иллюстрации. Использование мультимедийных программ позволяет в полной мере реализовывать комплексный подход при обучении иностранным языкам, т.е. одновременную и комплексную подачу языкового материала для активизации речевой иноязычной деятельности. [4,С. 132]. Процесс изучения иностранного языка становится наиболее разнообразным за счет использования активных и интерактивных форм обучения [4,С. 130].
Овладение английским языком - это не только говорение, но и способность выслушать и понять собеседника[5]. В дополнение к обычной игре можно использовать такой коммуникативный метод, как драматизация на уроках английского языка. Она всегда делает уроки яркими, способствует вовлечению всех учащихся в учебный процесс. Этот метод считается одним из наиболее распространенных и успешных в преподавании английского языка. Здесь каждый выступает носителем своей роли, детально изучает ситуацию, а также имеет возможность узнать об окружающем мире. Каждый обучающийся играет свою роль индивидуально, задействуя чувства, мимику, движения. Этот метод используется для того, чтобы учащиеся запоминали все в деталях, а не "заучивали" информацию, которую они обязательно забудут завтра.
При работе с детьми педагоги понимают, что воображение играет важную роль при исследовании мира. Данная связь вымышленного и настоящего мира позволяет развивать навыки коммуникации. Это происходит при погружении учащихся в учебную ситуацию, например, поход в магазин, разговор на вокзале и т.д.
Таким образом, опираясь на опыт большинства педагогов, можно сказать, что одним из самых эффективных приемов обучения является ролевая игра. Это делает иностранных язык любимым предметом многих школьников.
Использование драматизации в процессе обучения развивает такие навыки, как: чтение, говорение и письмо. Например, можно создать театральный кружок, где дети смогут говорить на английском языке, читать рассказы по ролям. А если в классе есть художники, можно нарисовать плакаты или иллюстрации с надписями. Таким образом, педагоги смогут раскрыть потенциал учеников.
Драматизация – это весело, обучающимся всегда интересно узнавать новое необычным образом. Ученикам нравится обсуждать решения проблем, находить разные способы решения. Это процесс, кроме учащихся, также интересен и учителю.
«Мозговой штурм» становится наиболее популярным методом обучения. Он вполне может быть классифицирован как игровой метод обучения иностранным языкам. Посредством «Мозгового штурма» стимулируется творческая деятельность учеников, исчезают барьеры, мешающие свободно общаться на иностранном языке, появляется возможность принимать коллективные решения на уроке [6]. Главной задачей данного метода является необходимость в обеспечении процесса генерирования идей без анализа и обсуждения учащимися.
Подводя итог, можно сделать вывод, что игровые формы и приемы, применяемые на уроках иностранного языка, имеют огромное разнообразие. В процессе игры у обучающихся активизируется мыслительный процесс, возрастает мотивация. Посредством игры убираются все барьеры, такие как: языковой; барьер между учеником и учителем. Это, безусловно, делает процесс обучения более увлекательным, интересным, доступным. С помощью игровых технологий формируется коммуникативная компетенция.
Список литературы
- Павленко В. Г. Современные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Современные тенденции в научной деятельности VII Международная научно-практическая конференция. Научный центр “Олимп”. Москва, 2015. С. 1056-1058.
- Домашнев А.И. и др. Методика преподавания английского языка в педагогическом вузе. М., 1983.-240с.
- Павленко В.Г. Интерактивные технологии обучения иностранному языку. Уральский научный вестник. 2016. Т. 6. № -2. С. 3.
- Саенко О.С. Использование мультимедийных программных средств при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 2. № 19. С. 129-132.
- Воронина И. М. Современные технологии обучения английскому языку в колледже // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 266–270. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64354.htm.
- Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, – Спб, 2005.