Человек нуждается в игре также, как в труде и обучении, ведь это важная часть нашего существования. Игра особенно важна в детском возрасте. Игра – это вид деятельности, целью которого является усвоение общественного опыта [2, с.14-16].
Р.П. Мильруд считал, что ролевая игра это «методический прием, который относится к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком». [4, с. 8].
Сущностью ролевой игры является коммуникация обучающихся согласно их ролям и игровому сюжету.
Ролевая игра включает в себя сразу три вида деятельности: учебную, игровую и речевую. Следует упомянуть обучающие возможности ролевой игры:
- с ее помощью между обучающимися выстраивается реальная модель общения, где сочетается как речевое, так и неречевое поведение;
- в ходе ролевой игры предполагается вовлеченность, рост мотивации, а также включение в деятельность всех обучающихся;
- с помощью ролевой игры на занятиях можно создать благоприятный психологический климат, это поможет обучающимся воспринимать свои ошибки не как проигрыш, а как недочет в ходе игры, что сказывается на мотивации познавательной деятельности;
- ролевая игра имеет положительное влияние на сферу общения участников. В процессе игры у обучающихся развиваются навыки учебного сотрудничества и партнерства, налаживается межличностное взаимодействие;
- обучающиеся могут применять полученные знания, умения и навыки коммуникации в разных ситуациях, так как благодаря ролевой игре происходит расширение психологического диапазона, знаний о мире, о людях [1, с.47].
Согласно классификации С.А. Шмакова, большинству игр присущи следующие черты:
- свободная развивающая деятельность, которая происходит по воле человека для получения удовольствия от процесса, а не только от достигнутой цели (процедурное удовольствие);
- деятельность включает в себя креативный, динамичный, импровизационный характер (поле творчества);
- в процессе игры должны присутствовать соперничество, экспрессивная оживленность деятельности (эмоциональное напряжение);
- в игре должны присутствовать прямые или косвенные правила, которые будут отражать ее сущность [5, с.162].
При обучении культуре иностранного языка также применяется ролевая игра. К понятию игры относят такие слова, как моделирование, ролевая игра, драма. Они могут выступать как синонимы, однако имеют разный смысл.
Ученые считают, что различие между ролевой игрой и моделированием состоит в реальности ролей, которые играют обучающиеся. Суть ролевой игры заключается в нереальности, то есть это такие роли, которые нельзя воспроизвести в жизни, например, президент, медийная личность, дипломат и т.п. суть моделирования заключается в проецировании естественных ролей, то есть ситуаций, которые случаются в жизни, например, поход в магазин или покупка билетов.
Ролевая игра рассматривается учеными как элемент моделирования. Ученики получают и играют свои роли индивидуально по сценарию. Однако, в моделировании важно учесть взаимодействие между собой всех ролей. Следует отметить, что ролевая игра является отличным средством для подготовки обучающихся к коммуникации во всевозможных социальных и культурных условиях.
Для того, чтобы сделать изучение иностранного языка важным для учащихся, рекомендуется выбирать ролевую игру, тем самым создавая такую ситуацию, в которой они будут активно задействованы. Посредством игры ученики знакомятся с разными стилями обучения, такими как письмо, аудирование, выступление перед публикой и т.д.
Ролевая игра является такой учебной деятельностью, в которой совмещен процесс обучения и поле для фантазии. В ролевой игре сочетаются разнообразные коммуникативные приемы, дающие ученикам возможность свободно владеть языком, а также налаживают микроклимат в классе и повышают мотивацию.
Ролевая игра является средством улучшения коммуникативных навыков, облегчает взаимодействие между обучающимися. Также, это отличный способ снять языковой барьер, потому что в процессе ролевой игры ученики раскрываются, надевая «маску». Во время игры обучающимися легче усваивается сложный материал.
В структуре ролевой игры выделяют несколько компонентов:
- роли;
- исходную ситуацию;
- ролевые действия.
Роли, которые получают учащиеся, могут быть межличностными и социальными. Межличностные определяются местом человека в системе межличностных отношений. Социальные роли, в свою очередь, зависят от места в системе объективных социальных отношений.
Выделяют следующие способы классификации ролей:
- статусные (даются от рождения или приобретаются в ходе жизни, например, гражданин государства);
- позиционные (зависят от позиции в обществе, например, семейные роли);
- ситуативные (определяются стандартами поведения и деятельности, например, турист).
Исходная ситуация выступает в качестве способа организации. При моделировании ситуации важно учитывать обстоятельства действительности, взаимоотношения участников.
Выделяют следующие компоненты ситуации:
- субъект;
- объект (предмет разговора);
- отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта.
Третий компонент ролевой игры – ролевые действия. Они связаны с ролью, то есть главным компонентом. При четком следовании структуре повышается функциональность ролевой игры [3, c. 143].
Существует несколько видов ролевой игры:
- умеренно контролируемая (ученики получают общую информацию о своих ролях, на этой базе происходит подготовка к индивидуальному заданию);
- свободная (ученики получают обстоятельства, в которых происходит коммуникация);
- сценарная (учениками разрабатывается план, сценарий, согласовывается с учителем).
Виды ролевых игр следует чередовать. Это необходимо для того, чтобы поддерживать интерес у обучающихся, а также, не делать из этого алгоритмическое упражнение.
Таким образом, при использовании ролевой игры учителем создается благоприятная обстановка для изучения иностранного языка. В процессе игры дети получают удовольствие, а главное – знания.
Список литературы
- Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 47.;
- Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. — № 4, 1989. — С. 14–16;
- Ливингстон К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.;
- Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении языка// Р.П. Мильруд/ ИЯШ,2004. - № 7. - С. 30 – 36;
- Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков – М. : Новая школа, 1994. – 240 с.