СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

103

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (219), Май ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются современные средства и методы обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе. Анализируются преимущества и недостатки различных подходов, таких как использование интерактивных технологий, проектная деятельность, игровые методы, исследовательская работа и работа с наглядными материалами. Особое внимание уделяется формированию познавательной активности и экологической грамотности младших школьников.

Введение

Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в формировании целостной картины мира у младших школьников, развитии их познавательной активности и экологической культуры. Современные требования к образованию, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), акцентируют внимание на деятельностном подходе, развитии универсальных учебных действий (УУД) и формировании ключевых компетенций обучающихся. В связи с этим, возникает необходимость пересмотра традиционных методов и средств обучения, внедрения инновационных подходов, способствующих повышению эффективности образовательного процесса.

Современные средства обучения предмету «Окружающий мир»

Современные средства обучения предмету «Окружающий мир» значительно расширяют возможности учителя и позволяют сделать уроки более интересными и эффективными. Среди наиболее распространенных и перспективных можно выделить:

Интерактивные технологии:

  • Интерактивная доска: позволяет демонстрировать видеоматериалы, презентации, моделировать процессы и явления, а также активно вовлекать учащихся в работу с информацией.
  • Компьютерные обучающие программы и онлайн-ресурсы: предоставляют доступ к обширной базе знаний, интерактивным упражнениям, виртуальным экскурсиям и симуляциям. Примеры: интерактивные атласы, онлайн-энциклопедии, платформы для создания интерактивных уроков.
  • Мобильные приложения: могут использоваться для проведения викторин, игр, сбора информации в природе, фиксации наблюдений.

Наглядные материалы:

  • Муляжи, модели: позволяют изучать объекты и явления, недоступные для непосредственного наблюдения.
  • Карты, схемы, таблицы: помогают систематизировать информацию, формировать пространственное мышление и навыки работы с графическими данными.
  • Гербарии, коллекции, образцы минералов: обеспечивают непосредственный контакт с объектами природы.

Учебно-лабораторное оборудование:

  • Микроскопы, лупы: позволяют изучать микромир.
  • Приборы для проведения опытов: стимулируют исследовательскую активность и формируют навыки проведения экспериментов.

Современные методы обучения предмету «Окружающий мир»

Современные методы обучения ориентированы на активное участие учащихся в процессе познания, развитие их самостоятельности и критического мышления.

Проектная деятельность:

  • Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, определяют цели и задачи, планируют этапы работы, собирают информацию, анализируют данные и представляют результаты.

Игровые методы:

  • Использование игр, викторин, квестов для закрепления знаний, развития внимания и логического мышления.

Исследовательская работа:

  • Проведение наблюдений, экспериментов, опытов для изучения окружающего мира.

Метод проблемного обучения:

  • Учитель создает проблемную ситуацию, которая требует от учащихся поиска решения.

Технология развития критического мышления (ТРКМ):

  • Использование стратегий и приемов, направленных на развитие умения анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы. Примеры: кластер, мозговой штурм, таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал», INSERT.

Формирование экологической грамотности

Одной из важнейших задач обучения предмету «Окружающий мир» является формирование экологической грамотности младших школьников. Для этого необходимо:

  • Использовать проблемные ситуации, связанные с экологическими проблемами, для стимулирования интереса к изучению природы.
  • Организовывать практическую деятельность по охране окружающей среды (посадка деревьев, уборка территорий, сбор мусора).
  • Проводить экскурсии в природу для непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями.
  • Использовать интерактивные технологии для моделирования экологических процессов и явлений.
  • Вовлекать учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем.

Заключение

Использование современных средств и методов обучения предмету «Окружающий мир» позволяет сделать образовательный процесс более интересным, эффективным и соответствующим требованиям ФГОС. Интерактивные технологии, проектная деятельность, игровые методы, исследовательская работа и работа с наглядными материалами способствуют формированию познавательной активности, развитию универсальных учебных действий и формированию экологической грамотности младших школьников.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 1-4 классов
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1-4 классов
  5. Тихомирова Е.М. Современные педагогические технологии в начальной школе
  6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее