Семья-это институт социализации, через который проходит первый этап жизни человека, который определяется системой отношения к себе, близким людям и различным формам деятельности человека. Школы являются организационным началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного образования.
В настоящее время воспитательный потенциал семьи снижается под влиянием социально-политических, экономических, демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера [3].
Семейное воспитание – одна из древнейших самобытных форм социализации и воспитания детей, означает объективное воздействие культуры, традиций, семейных и повседневных условий и тесное взаимодействие родителей и детей, в процессе которого происходит всестороннее развитие и формирование их личностей. Это тесное взаимодействие родителей и детей, формирование в семье нравственного сближения, любви, уважения и защиты, создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей ребенка в развитии и воспитании.
Перед российской системой образования сегодня стоит задача поиска новых подходов к организации взаимодействия родителей и учителей, разработки технологии и норм социально-педагогического сопровождения семейного воспитания, развитие семьи как социальной, личностной и национальной ценности.
Идеи социально-педагогического сопровождения семейного воспитания младших школьников не новые в педагогической науке и практике. На единство целей и общих взглядов семьи и школы в своих работах указывал К. Д. Ушинский [9].
По мнению К.Д. Ушинского начальное образование должно стать логическим продолжением домашнего образования. Это дом, в котором необходимо заложить основы нравственного самосознания ребенка. В школе нужно создать максимально благоприятные условия для реализации внутреннего потенциала, который определяется типом семьи.
«А.С. Макаренко определил 2 основные образовательные задачи поддержки семейного воспитания: научить родителей правильно воспитывать детей и найти способы эффективного взаимодействия семьи и школы. А.С. Макаренко уделял особое внимание поиску оптимальных способов совместной работы семьи и школы на благо ребенка. По его мнению, такие методы, как морализаторство, публичная критика и т.д., неразумны и даже вредны» [5].
«Задачи школьного и семейного воспитания были раскрыты в работах П.Ф. Каптерева. В 1898 году учёный написал серию брошюр под названием «Энциклопедия семейного воспитания и школьного образования». В частности, большое внимание было уделено проблемам воспитания и развития детей в семье и школе [5].
В семье родители выстраивают свою систему воспитания, и это формируется благодаря опыту родителей, собственным семейным традициям, всем доступным источникам информации, а также советам педагогов.
Социально-педагогическая поддержка понимается как способ, обеспечивающий создание благоприятных условий для развития субъекта, чтобы он мог принимать правильные жизненно важные решения. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и её самореализацию в социуме [1].
В современной педагогической науке и практике существует три основных подхода к решению проблемы взаимодействия семьи и школы.
- Школа оказывает определяющее влияние на воспитание ребёнка
- Обучение и воспитание детей в школе является логическим продолжением семейного воспитания.
- Семья и школа равнозначно влияют на развитие детей, только их взаимодействие способствуют формированию полноценной личности.
Реализация третьего подхода требует особой подготовки родителей к воспитанию детей. В то же время, проблема «семейного воспитания» заключается в том, чтобы обеспечить надлежащую поддержку семье в выполнении родительских функций.
Социально-педагогическая поддержка семейного воспитания, по мнению Н.П. Спириной, обеспечивается в процессе взаимодействия следующих функций:
- «функция направления – сопровождать вместе с кем-нибудь (спутник, охранник, указатель путти);
- функция взаимодействия - сопровождать, то есть напутствовать, выражать своё отношение к чему-либо, кому-либо;
- функция соучастия – принимать одновременное участие в деятельности (музыкальное, жестовое и другое сопровождение);
- функция стимулирования – дополнять, сопровождать;
- функция совершенствования – украшать, усиливать действие кого-либо, чего-либо» [7].
Е.Н. Землянская выделила функции в процессе социально-педагогической помощи: информационно-просветительские, личностно-коммуникативные, коммуникативно-рефлексивные, социально-воспитательные, личностно-коммуникативные, музыкально-рефлексивные, организационно-координирующие [2].
Большинство учёных определяют соучастие школы и семьи как социально-педагогический процесс, влияющий на формирование социальной активности у подрастающего поколения.
В настоящее время многие учёные считают, что молодые родители плохо владеют навыками общения с детьми. Очень часто родители транслируют детям свои собственные проблемы в профессиональной, семейной и других сферах, что приводит к своего рода «наследственному» опыту семейных ошибок и родительской неэффективности. Такая среда лишает ребёнка чувства достижения и резко подрывает его самоуважение [3].
В современном образовательном процессе выделяют следующие современные тенденции сотрудничества семьи и школы:
- осознание важности тесной интеграции семьи и школы для получения качественного результата взаимодействия;
- разработка научной основы психолого-педагогического взаимодействия, опирающейся на принципы и положения современной педагогической науки;
- рассмотрение сотрудничество семьи и школы как социально-деятельностной системы, действующей по законам функционирования деятельностных систем;
- разработка теории эффективного управления системой педагогического взаимодействия школы и семьи;
- обоснование системно-деятельностного подхода к организации взаимодействия семьи и школы в современных условиях.
Учёные и педагоги обращают внимание на необходимость разработки программ семейной психолого-педагогической поддержки для решения проблем семейного воспитания в новых реалиях. Наблюдается кризис традиционных форм сотрудничества между родителями и учителями. В связи с этим проблемой, стоящей перед школой, является разработка новых эффективных форм работы с родителями [6].
Для повышения педагогической грамотности родителей используются, как традиционные коллективные формы взаимодействия семьи и школы (родительские собрания), так и современные («родительский всеобуч», «родительский университет», «семейная гостиная», «родительский лекторий», «день открытых дверей» и др.)
Для эффективного взаимодействия семьи и школы используются различные формы работы: консультации психолога, врачей, юристов, педагогов; дискуссии по проблемам воспитания и развития школьников; семейные праздники и фестивали, совместные экскурсии и путешествия, соревнования между семьями и т.д.
«Организация тематических конференций для обмена опытом в воспитании поможет привлечь внимание к проблеме взаимодействия семьи и школы, педагогов, учёных и деятелей культуры, представителей общественных организаций. Конференция может быть научно-практической, теоретической, оценочной, обмена опытом и т.д., они организуются раз в год и требуют тщательной подготовки при активном участи родителей» [5].
Курсы повышения педагогической компетентности для родителей – очень интересная форма работы с семьей, включающая лекции учителей, изучение литературы по этому вопросу и участие в дебатах.
Родительские вечера предназначены для того, чтобы собрать родителей вместе. Тематика родительских вечеров очень разнообразна. Это может быть вечер воспоминаний о ребёнке, разговор о долгосрочных проблемах.
В последнее время обучение родителей стало довольно эффективной формой сотрудничества с родителями. Это активная форма работы, которая позволяет родителям выявить и осознать проблемные ситуации в семье, изменить свои отношения с собственным ребёнком, придать им больше открытости и уверенности.
Семинар – это современная форма развития педагогических компетенций родителей в воспитании детей, эффективное решение психологических проблем. Во время учебного семинара учитель предлагает выход из конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в отношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д.
Одной из эффективных форм является семейный клуб, который организуется в форме встреч и требует специальной подготовки организаторов. Цель клуба – вовлечь родителей в дискуссию по вопросам воспитания и развития школьников. Главным условием успеха таких встреч и дискуссий является добровольность и общая заинтересованность.
В рамках встреч в семейном клубе родители смогут использовать свои профессиональные навыки (например, экскурсии на рабочее место или мастер-классы родителей, имеющие особые таланты и способности). В настоящее время популярны такие формы сотрудничества семьи и школы, как мозговой штурм, круглый стол, дискуссии.
Формами совместной деятельности семьи и школы могут быть: планирование школьных программ, дизайн класса и ландшафтный дизайн на школьном дворе, создание классной библиотеки, совместные праздники, поездки, конкурсы, фестивали, туристический слёт, совместный просмотр фильмов, спектаклей и т.д.
К сожалению в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в России и во всём мире, уходят в прошлое традиционные формы, индивидуальные формы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания младших школьников: консультации родителей на дому, посещение семьи, во время которого учитель знакомится с жизнью ученика, его интересами и предпочтениями, отношениями с родителями, информирует родителей об успехах ребёнка, даёт советы и рекомендации по организации домашнего задания и т.д. [8]. Такие встречи в неформальной обстановке полезны как для родителей, так и для учителей. В то же время родители получают реальное представление об учёбе и поведении ребёнка, в то же время учитель получает информацию, необходимую им для более глубокого понимания ученика и его проблем.
Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей даёт возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними. Эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной, вследствие занятости родителей на работе. Но благодаря современным средствам связи (сотовая связь, социальные сети, родительские чаты, электронный журнал и т.д.) можно организовать общение учителя и родителей достаточно эффективно, и решить данную проблему с помощью сетевого взаимодействия посредством информационных технологий, которые предоставляют колоссальные возможности для выстраивания эффективных коммуникаций педагогов и родителей. Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка в социальных сетях и классных чатах и т.д.
На сегодняшний день существует четыре наиболее эффективных способа взаимодействия педагога и родителей младших школьников:
- группа в социальной сети, например Вконтакте;
- блог или личный сайт педагога;
- электронная почта;
- популярные бесплатные мессенджеры, например Twitter, WhatsApp, Viber и т.д.
В социальные сети родителя могут обращаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах. Здесь можно провести опрос среди родителей оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы. В блоге можно разместить видеоконсультации для родителей, которые пропустили собрание.
Электронную почту класса легко создать и использовать. В ней можно хранить разную информацию и пересылать файлы в виде обычных и форматированных текстов, изображений, аудио и видео. Такой формат общения гарантирует быструю доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям младших школьников, что экономит время.
Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать тестовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями и обеспечить приватность для решения личных обращений.
Одной из современных форм социально-педагогической поддержки родителей являются родительские чек-листы, которые можно составить, использую бесплатный сервис www.canva. com. Удобно, что там можно воспользоваться готовыми шаблонами, а потом сохранить в формате PDF и распечатать, а также продублировать в блоге классного руководителя или сайте, просто вставив туда. Интересно оформленный листок родители могут повесить рабочим столом, он будет привлекать внимание не только родителей, но и ребёнка.
Таким образом, при грамотном использовании современных форм сотрудничества в рамках социально-педагогического сопровождения семейного воспитания младших школьников будет реализована единая стратегия развития ребёнка родителями и педагогами. У родителей появится осознанное отношение к вопросам воспитания и развития ребёнка квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли и воспитании и развитии ребёнка.
Список литературы
- Газман, О.С. воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. – 1998. - №6. – С. 108-111
- Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / Е.Н. Землянская, - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 406 с.
- Бурина, Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства / Е.А. Бурина, А.Е. Кудинова // Вестник Минского университета. – Т.8 - №1. – с.6
- Волокитина, Ю.Н. Взаимодействие семьи школы в решении психологических, социально-педагогических и физиологических проблем адаптации первоклассников к школе / Ю.Н. Волокитина // Концепт, 2017. – Т.24. – С. 37-41.
- Нуриева, А.Р. взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников / А.Р. Нуриева, Р.Ф. Миннуллина, Ф.С. Газизова // проблемы современного педагогического образования. – 2019. - №64-3. – С. 191-193.
- Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями [Текст]: метод. рекомендации / И.А. Килина, Е.А. Доренбуш, Н.В. Осипова, Е.В. Пономарёва: под общ. ред. В.И. Сахаровой. – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. – 110 с.
- Семья в современном обществе. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 4, №1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., д. соц. н. Ростовской Т.К. – М.: Изд-во «Экон-информ», 2018. – 261 с.
- Семенова, Л.Э. Детский взгляд на пандемию COVID-19: гендерная специфика представлений старших дошкольников и младших школьников / Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Вестник Минского университета. – 2021. – Т. 9. - №4. – С.14.