Взаимосвязь родительских установок и пищевого поведения взрослого

Взаимосвязь родительских установок и пищевого поведения взрослого

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы пищевого поведения взрослого человека. Как известно, многие проблемы, привычки и манеры поведения идут непосредственно из детства, соответственно, проблемы с пищевым поведением также родом из детства и начинаются они с того, как родители учили относиться к еде, как воспринимать, в итоге определенное пищевое поведение выработано у каждого взрослого человека, причем у каждого оно индивидуально.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Поделиться

Ребенок всегда изначально живет и воспитывается родителями, соответственно, их отношение к еде соответствует отношению к еде ребенка, поскольку они учат его тому, что умеют сами и учат его относится к некоторым вещам так, как относятся к ним сами, в том числе, и к еде.

Безусловно, для ребенка слова родителей являются самыми главными в жизни, поскольку определенные знания и опыт он может брать только лишь от них в раннем возрасте, в итоге такие знания и установки остаются с ним на всю жизнь и тогда уже взрослый человек может приобрести определенные психологические расстройства, которые возникли из-за неправильного объяснения когда-то родителями того, как нужно воспринимать определенные вещи [3, c. 54].

Очень многое зависит от того, сколько человек живет в одной семье, какой у семьи в целом общий доход, уровень образования каждого члена семьи, в частности, родителей, социальный статус, увлечения, темперамент, характер. От совокупности всех этих факторов можно понять, как такие родители будут воспитывать своего ребенка, что для них главное и ценное, как они относятся ко многим, казалось бы, элементарным вещам.

Изначально кажется, что быть родителем и воспитывать детей не такое уж и сложное дело, тем не менее, судя по тому, насколько разные бывают люди и как отличается их воспитание, можно сделать вывод, что воспитание детей у каждого проходит индивидуально и это не самое простое занятие. Причем нет определенных условий, критериев или рекомендаций, кого и как воспитывать, каждый родитель делает это исходя из личного опыта, знаний и умений.

Очень часто в воспитании детей родители устанавливают определенные правила, в основном это те родители, которых самих в детстве «загоняли» в определенного рода рамки и твердили, как правильно нужно делать и жить [1, c. 22].

Необходимо различать два аспекта. Когда ребенок слушается, значит родители добились того, что он дисциплинирован, ответственен, а когда ребенок живет по конкретным установкам родителей, то он сливается с общей массой, не может выразить свое мнение и отстоять его, поскольку он привык с самого детства делать так, как ему скажут, даже если ему этого не хочется. Он это делает, потому что так сказали ему родители, что должно уже вызвать своего рода опасения.

Как правило, если ребенок не слушается, значит, он старается вырваться из установленных для него рамок и добиться определенной самостоятельности, в том числе в аспекте отношения к еде.

Те установки, которые выдвигают для ребенка родители, зависят также от такого фактора, как родители относятся к самим себе и воспринимают себя и свою роль и как они относятся к ребенку и видят его. Если они понимают, что это такой же человек, как и они, у которого должно быть свое мнение, позиция, точка зрения, то они будут с этим считаться, что скажется также на их взаимоотношениях, а если они будут воспринимать своего ребенка как грубо говоря «собственность», то они будут строить такую личность, которая всегда живет только непосредственно по их правилам [4, c. 76].

При этом многие родители просто напросто пытаются выразить свою любовь посредством выдвижения конкретных требований и установок, поскольку не могут по-другому показать свои чувства, либо бояться за своего ребенка, вследствие чего последние подвергаются слишком обильной опеки со стороны родителей, для адекватного воспитания необходимо понимать, что во всем должна быть мера.

Достаточно огромный вклад в изучение родительских установок внес ученый Д.Н. Узнадзе. В основном он старался изучить то, как неосознанно люди совершают поступки и что служит мотивом и целью их совершения. Саму установку он рассматривал и определил как степень готовности лица действовать определенным образом, он уже заранее знает, что будет делать в той или иной ситуации [2, c. 87].

Для многих взрослых установками регламентирован даже выбор партнера, с которым необходимо в будущем связать всю свою жизнь, а также место учебы, работы, деятельность, хобби, безусловно, это достаточно негативно сказывается на том, как человек развивается как личность.

Так как личность по сути имеет свои индивидуализирующие качества, то именно тот человек, который живет по родительским установкам, не может выражать свои такие качества и утверждать, что у него они в принципе есть, поскольку с увеличением возраста они все больше забываются.

Поскольку тематика рассматриваемого вопроса заключается в пищевом поведении, то будет целесообразно рассмотреть данное понятие.

Как правило, пищевое поведение понимается как определенного рода отношение человека к системе питания в целом и всего, что с ним связано, а также к восприятию своего веса и тела.

Пищевое поведение, как и поведение личностное, делится на две большие группы, а именно:

- адекватное (нормальное);

- девиантное (отклоняющееся) [6, c. 99].

Для того, чтобы определить, какое место в пирамиде ценностей занимает еда, необходимо понимать, какие ценности в принципе имеет сам человек.

Можно начать с того, что потребность в еде вызвана биологическими характеристиками и базовыми потребностями любого человека, поскольку еда необходима всем людям для того, чтобы жить, набираться сил и энергии от нее. Так вот если понимание у взрослого человека о еде именно такое, то оно считается как минимум адекватным отношением к еде, если человек не хочет, то он не ест, а если испытывает действительный физиологический голод, то ест и причем столько, сколько организм требует.

Самое сложное в данном случае неподготовленным лицам, либо лицам, которые никогда не следили за своим питанием и не занимались активной деятельностью.

По сути нарушение пищевого поведения означает, что человек воспринимает еду не как что-то, что помогает ему жить и нормально функционировать.

И так, нарушение пищевого поведения — это такие чувства и ощущения человека по отношению к еде, которые считаются нездоровыми, не такими, какие они должны быть [5, c. 41].

Этому сопутствуют множество различных личностных факторов, например таких как:

- экстернальное пищевое поведение. Человек начинает есть не тогда, когда он действительно этого хочет, то есть испытывая физиологический голод, а тогда, когда он смотрит на еду, причем хорошо сделанную, к примеру, такие люди воспринимают особую подачу блюда и сервировку стола достаточно остро, они хотят это поскорее купить или съесть;

- эмоциогенное пищевое поведение. Встречается довольно часто, в таком случае человек хочет есть не потому что испытывает физиологический голод, а потому что он испытывает какой-либо стресс, тревогу, страх перед чем-то, и ему хочется это «заесть», возможно, он даже внушил, что так ему становится легче и стресс уходит, но это не так, так становится только хуже и человек перестает понимать истинные сигналы своего организма и воспринимает еду как спасательный круг;

- ограничительное пищевое поведение. Также встречается достаточно часто среди тех людей, которые используют методы нездорового похудения, очень часто ограничивая себя в еде, причем человек хочет есть, но не делает этого и совместно с голодом от этого испытывает стресс, в результате он все же рано или поздно срывается, от чего набирает и испытывает стресс вдвойне, что также отражается на психосоматике человека [10, c. 63].

И так, можно подвести итог, что каждый человек относится к еде по-своему, испытывая при этом определенные чувства, но не каждый понимает, что значит правильное пищевое поведение и адекватное отношение к пище.

В основном результатом пищевого поведения становится непосредственно то, как человека учили относиться к еде в детстве, то есть тут играет огромную роль родительская психосоматика, межличностные отношения, где-то даже обычаи и порядки семьи, либо нации.

В отечественной литературе в последнее время достаточно много стало появляться научных работ по поводу психологических проблем отклоненного пищевого поведения. Если взять работу любого автора, то можно сделать вывод, что каждый утверждает о влиянии родителей, стандартов, установленных обществом, отношениями со сверстниками в школе и институте [8, c. 101].

Во многих случаях то, как родители относятся к пищи и своему телу, в частности матери, так и ребенок будет относиться к своему, смотря на своего родителя, как например того, как поступать, думать и делать правильно.

Безусловно, если ребенок родился склонный к полноте, либо еще с детства у него не было налажено пищевое поведение, то он привык набирать вес, родители при этом могут достаточно часто сами ограничивать такого ребенка в питании, не оказывать должной поддержки, стыдиться такого ребенка. При этом ребенок все это воспринимает остро, достаточно чувствительно, так как родители являются единственными людьми, от которых любой ребенок ждет поддержки и взаимопонимания, но в итоге он его не получает.

Интересно, но все, что в итоге любит есть ребенок является результатом того, как его воспитали родители. Это может дать как тот результат, которого родители и добиваются, а может совершенно обратный, тогда проблемы начинаются в межличностных отношениях между членами семьи друг с другом.

Вот несколько факторов, которые могут в сосокупности повлиять на пищевое поведение ребенка:

- чрезмерный контроль со стороны родителей и родственников;

- поощрение родителями определенного пищевого поведения;

- воздействие и реакция со стороны сверстников;

- питание, предложенное ученикам в школьных столовых и буфетах;

- красивая обертка, упаковка в магазине каких-либо продуктов. В данном случае маркетинговый ход срабатывает и производитель товара остается в выигрышном положении;

- различные предложенные в книгах и на просторах сети «Интернет» рецепты с картинками, описаниями и отзывами других людей по приготовлению определенного блюда;

- сервировка стола на празднике, украшение блюд, особая подача в различных заведениях общественного питания (рестораны, кафе, бары);

- доступ человека к продуктам, возможность их приобрести, либо приготовить, наличие таких продуктов в магазинах, на полках и витринах [7, c. 55].

Таким образом, можно сказать, что все эти факторы значительно влияют на то, как человек относится к еде, либо должным образом покупает в магазине все, что ему нужно, либо то, что ему нравится лишь по красивой обертке, внешнему виду.

И так, будет целесообразно разобрать такой аспект пищевого поведения, когда родители начинают контролировать своего ребенка, ограничивать, ругать за что-то съеденное и как им кажется лишнее. Результат от такого воспитания положительным не будет, но, к сожалению, такое достаточно часто встречается   во многих современных семьях. Ребенок либо начнет страдать различными болезнями, начиная от пищевых, заканчивая психологическими, либо наоборот будет есть все, что видит, поскольку ему этого очень хочется, а в семье такое запрещено.

Также некоторыми зарубежными учеными было выявлено, что если родители хотят привить ребенку любовь к полезным продуктам, что не является плохо, поскольку для здоровья они действительно принесут только лишь пользу, то они могут использовать опять же такую практику как сервировка блюда. К примеру, если взять несколько фруктов, красиво нарезать, выложить и подать ребенку на стол, то большая вероятность, что ему захочется это съесть [9, c. 32].

Также считается, что такие методики будут гораздо эффективнее, нежели различные предложенные программы здорового питания, диеты, которые в итоге приводят к пищевому расстройству и нездоровому отношению к еде.

Можно утверждать, что результатами проведенного исследования в одном из университетов Северной Каролины в 2018 году стали непосредственно выводы, что чаще всего негативному воздействию со стороны родителей подвергаются дети, которые имеют вполне себе нормальный вес и комплектацию тела. При этом, как ни странно, очень часто страдают мальчики от отцов, которые часто их упрекают и всеми способами влияют на то, как «безобразно» они выглядят и не могут за собой уследить [3, c. 37].

Ребенок всегда видит и воспринимает на себе то, как ведут себя родители по отношению ко всему, в том числе и к еде. Установлено, что чем чаще родители начинают негативно воздействовать на своего ребенка и ограничивать его в еде, а также сами отказываться от какого-либо продукта, либо приема пищи в целом, тем больше ребенок со временем набирает вес, то есть такой родительский нездоровый метод дает обратный результат, отчего их отношения в семье становятся еще хуже, во всем обвиняют ребенка, хотя на самом деле виноваты сами родители, ведь это они его так научили.

Как ни странно, но многое в родителях зависит от того, какой у них уровень образования, как правило, чем он выше, тем лучше они воспринимают происходящую действительность и могут передать свои знания и привить ребенка правильно питаться и воспринимать себя и свое тело, нежели те, которые имеют только лишь базовый уровень образования, для таких родителей главным методом объяснения является непосредственно угрозы, крики, ссоры, эмоциональное давление, возможно даже избиение своего ребенка, поскольку такие родители считают, что если съел что-то «лишнее», то он провинился, а так быть не должно.

При этом, выяснилось, что лишний вес появляется у тех детей, чьи родители не ограничивают его питания, но делают определенные действия, сами не понимая того, что создают только больше проблем. К таким действиям можно отнести, к примеру, когда родители сами между приемами пищи перекусывают сладким, причем в довольно больших количествах, когда они готовят и дает ребенка пищу не такую, какую едят они сами, хотя с определенного возраста ребенок вполне может и даже должен есть нормальную, адекватную еду, такую же, какую едят его родители, и самое распространенное, когда дети едят со своими родителями перед просмотром телевизора, либо каких-либо видеороликов на телефоне, либо еще хуже в быстрых перерывах между прохождения уровней в компьютерных играх [5, c. 25].

Очень часто можно встретить худеющих взрослых женщин, которые постоянно работают над тем, чтобы сбросить вес, то есть ограничивают себя в питании, занимаются упорно фитнесом. Они могут никак не ограничивать своего ребенка и стараться прививать ему привычки правильного отношения к еде и здоровое пищевое поведение, тогда как сами стремятся к собственному идеалу, безусловно, в таком случае ребенок, глядя на свою мать и то, что она делает, начинают стремиться и делать также, поскольку им кажется, что если так делает мама, значит это правильно, поскольку для каждого ребенка их родители являются ключевой фигурой в жизни, особенно в детском возрасте, когда их становление в качестве личности только происходит.

Как бы парадоксально не звучало, но чем больше родители ограничивают ребенка в еде, в частности, матери, тем больше они набирают вес, здесь даже не важен тот факт, занимаются они спортом или нет, в основном такие ограничения вызывают в организме ребенка стресс и соответственно нехватку витаминов в его организме, что негативно сказывается и на психологическом состоянии. Ребенок просто боится съесть что-то лишнее, либо вообще что-то съесть, потому что за это его будут ругать и опять же отношения в семье начнут рушиться. Но, можно утверждать, что в таких семьях отношения никогда не наладятся, пока родители настолько остро воспринимают своего ребенка, в частности, его внешний вид [7, c. 87].

Таким образом, можно подвести итог, что отношение к еде и к самому себе, что у ребенка, что у взрослого человека связан именно с пищевым поведением его родителей, а также отношением родителей к внешности и весу своего ребенка, чем больше внимания к тому, сколько весит и как выглядит ребенок, тем хуже становилось для него.

Список литературы

  1. Манукян В.Р. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий / В.Р. Манукян. – Пермь: Вестник Пермского университета, 2016. – 97 с.
  2. Александрова Р.В. Особенности внутрисемейных отношений девочек-подростков с риском нарушения пищевого поведения / Р.В. Александрова. – Рязань: человеческий капитал, 2016. – 45 с.
  3. Аметов А.С. Ожирение. Современный взгляд на патогенез и терапию: учебное пособие / А.С. Аметов. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 384 с.
  4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев. – Москва: Издательство МГУ, 2016. – 127 с.
  5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2017. – 144 с.
  6. Вахтель Л.В. Психологические парадоксы перфекционизма / Л.В. Вахтель. – Воронеж: Вестник ВГУ, 2016. – 129 с.
  7. Гладышев О.А. Гиперфагические реакции в рамках расстройств пищевого поведения. Клинические особенности и терапия / О.А. Гладышев. – Москва: Столичная издательская компания, 2016. – 194 с.
  8. Дикарева Ю.Н. К вопросу о проблеме перфекционизма в психологии. Шаг в науку / Ю.Н. Дикарева. – Оренбург: ОГУ, 2016. – 129 с.
  9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2016. – 320 с.
  10. Кононенко В. С. Особенности семейных взаимоотношений у пациенток с расстройствами пищевого поведения / В. С. Кононенко. – Москва: молодой ученый, 2019. – 297 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary