Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье рассматривается проблема формирования нравственного поведения младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (62), апрель ‘22

Дата публицакии 19.04.2022

Поделиться

Нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Нравственное воспитание это - педагогически организованный процесс формирования личности обучающихся на базе национальных ценностей, а также, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера нравственного пространства, в котором дети живут: отношение и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и др. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность.

Психологи С.П. Баранов, А.С. Белкин, В.В. Давыдов и т.д. установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является опора на чувства и эмоциональную отзывчивость младшего школьника [3,4,8].

Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения личности, уровень ее культурного развития и волевой настрой.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Поэтому младший школьный возраст идеален для систематического и последовательного духовно - нравственного воспитания детей.

Одним из приемов формирования нравственного поведения детей младшего школьного возраста является процесс обучения речевому этикету на уроках русского языка. При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приёмов.

Этикет – это регламентация поведения, которая затрагивает разные сферы человеческих взаимоотношений (общение, культура одежды, национальные традиции, деловые связи) – С.И. Ожегов.

Этикет как историческое явление объединяет этическую и эстетическую стороны нашего существования.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, возраста, пола, характера. С помощью речевого этикета мы демонстрируем уровень своего воспитания и ту степень вежливости, которую нам удалось достичь в процессе этого воспитания.

Учебный предмет «Русский язык» - один из основных предметов в обучении младших школьников. С помощью определенных методов и приемов учитель может показать учащимся, насколько важно знать нормы русского языка и как правильно использовать речевой этикет в их жизни.

Программы по русскому языку направлены не только на усвоение школьниками основных видов речевой деятельности и изучение языковых норм, но и на формирование нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческого потенциала обучающихся.

Одним из результатов обучения русскому языку по данной программе является осмысление и интериоризация обучающимися системы ценностей (добра, общения, природы, красоты и гармонии, истины, семьи, труда и творчества, гражданственности и патриотизма, человечества).

Список литературы

  1. Баранов С. П. и др. Педагогика. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 368 с.
  2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 192 с.
  3. Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников //Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. – 304 с.
  4. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000. - 688 с.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. –М.: ОНИКС, Мир и образование, 2005г.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary